Версия для печати

О трагедии в Армении

Российско-армянские отношения подверглись серьезнейшей проверке на прочность.

Причем, причиной, вызвавшей кризис, явилось трагическое событие и его последствия, в которых трудно винить какую-либо сторону.

Напомним, что 12 января военнослужащий 102-й российской военной базы, расположенной в Гюмри - втором по величине городе Армении - В.Пермяков самовольно покинул расположение части.

В тот же день в Гюмри были зверски убиты шесть человек - члены семьи Аветисянов, в том числе двухлетний ребенок.

Шестимесячный ребенок госпитализирован в крайне тяжелом состоянии.

В совершении убийства заподозрили военнослужащего Пермякова.

По словам советника руководителя Следственного комитета Армении Соны Трузян, в доме убитых следователи обнаружили военные ботинки, обозначенные с внутренней стороны его именем и фамилией, а убийство совершено из автомата АК-74.

Пермяков был объявлен в розыск.

По факту преступления возбуждено уголовное дело по п.1 ч. 2 ст.104 УК Армении («убийство двух и более лиц»).

Российские пограничники обнаружили и задержали Пермякова у армяно-турецкой границы, близ с. Баяндур, после чего погрануправление ФСБ России в Армении передало Пермякова командиру военной базы, которою он самовольно покинул.

Было принято решение, что его дело будет рассматривать российская сторона, и в настоящее время он находится на российской военной базе.

Военнослужащему предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ - дезертирство и убийство.

Пермяков, у которого, по некоторым данным, были проблемы с психикой, признал свою вину и сказал на допросе, что якобы вбежал в дом семьи Аветисянов попить воды.

Расстрелял же он шесть человек, опасаясь, что они его выдадут.

Пятый гарнизонный военный суд РФ в Ереване избрал в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу.

Однако, что вполне естественно, возмущенное население Гюмри потребовало выдать Пермякова армянскому правосудию.

И возмущение начало перерастать мирные рамки.

Демонстранты провели массовую акцию протеста перед зданием прокуратуры Ширакской области в Гюмри.

Они протестовали против того, чтобы Пермяков привлекался к ответственности в соответствии с российским законодательством и продолжал содержаться на территории расположенной в Гюмри 102-й российской базы.

Участники акции требовали, чтобы он отбывал наказание в местной тюрьме.

В результате столкновений с полицией в больницу поступило 14 пострадавших, из которых пятеро - полицейские.

Напряженная ситуация вечером создалась также на площади Свободы в центре Еревана, где люди собрались, чтобы выразить солидарность с участниками акции протеста в городе Гюмри.

Произошли стычки с полицией.

15 января состоялись похороны убитой семьи.

Люди шли к церкви нескончаемым потоком.

Попрощаться с погибшими пришел и спикер парламента Армении Галуст Саакян.

После церемонии похорон гюмрийцы направились к прокуратуре Ширакской области - здесь собралось, по оценке полиции, порядка 3-5 тыс. человек.

В здании надзорного ведомства находился генеральный прокурор Армении Геворг Костанян, но он не выходил к митингующим.

Участники акции начали бросать в здание мелкие монеты и камни.

Тогда Костанян все же вышел к толпе.

Он объяснил, что на данный момент армянские и российские следователи совместно работают на территории российской военной базы, им нужно время, чтобы выяснить все детали произошедшей трагедии.

Костаняна часто перебивали, митинговавшие обвиняли власти в беспомощности.

Успокоить протестующих попытался предстоятель Армянской Апостольской Церкви Ширакской епархии епископ Микаел Ачапанян: «Попросим у Бога направить нас на истинный путь и набраться мудрости, чтобы добиться своего без кровопролития.

Однозначно, этот мерзавец должен понести наказание на территории Армении, а не России.

И поэтому у нас требование не к армянской стороне, а российским военным».

Митингующих не успокоило обещание Генпрокурора Армении написать немедленно своему российскому коллеге Юрию Чайке требование выдать Пермякова: «Я даю вам слово мужчины, что мы на все сто, получив в свои руки преступника, будем его судить по нашим законам, и он понесет наказание на территории Армении».

Однако толпа не поверила этим обещаниям и направилась к Генконсульству России в Гюмри.

Путь ей преградил полицейский спецназ.

Протестующие стали забрасывать полицейских палками и камнями, полиция в ответ стала бросать в толпу шумовые гранаты.

Разбушевавшуюся толпу попыталась успокоить депутат от оппозиционной партии Заруи Постанджян.

Она просила не набрасываться на полицейских, так как они выполняют свой долг, и напомнила о беспорядках 1 марта 2008 г., в ходе которых были убиты десять человек и ранено около 200: «Не надо повторения событий 1 марта.

Нам не нужно новых кровопролитий».

В итоге противостояния толпы и полиции было ранено 15 человек, в т.ч. журналисты и пятеро полицейских.

Двое полицейских получили ранения в голову, у одного травма очень серьезная.

Сразу же после трагедии в Армению прибыла комиссия Министерства обороны РФ во главе с заместителем главы ведомства генералом армии Аркадием Бахиным, который во время встречи с Оганяном заявил, что Россия продолжит сотрудничество с Арменией в рамках расследования произошедшего.

МИД России также заявил, что компетентные органы Российской Федерации оказывают властям Армении все необходимое содействие, с тем «чтобы виновные в этой трагедии были привлечены к самой суровой ответственности».

В пресс-службе президента Армении Сержа Саргсяна подтвердили, что «командование расквартированной в Армении российской военной базы полноценно сотрудничает с правоохранительными органами Армении».

Президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Армении Сержем Саргсяном обсудил ситуацию вокруг убийства семьи в городе Гюмри, выразил соболезнование родственникам погибших и всему армянскому народу в связи с трагедией.

«Путин высказал уверенность в том, что все необходимые следственные действия будут проведены в самые сжатые сроки и виновные понесут наказание, предусмотренное законом», - сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В телефонном разговоре Владимир Путин выразил надежду на то, что прибывшие в Гюмри российские врачи вместе с армянскими коллегами окажут всю необходимую высококвалифицированную помощь выжившему в этой трагедии шестимесячному Сереже Аветисяну, сообщают «Известия».

Депутату парламента Армении Мартуну Григоряну и одному из активных участников массовых демонстраций в городе Гюмри на севере Армении Карену Петросяну разрешили посетить Пермякова.

Позднее Григорян заявил, обращаясь к собравшимся перед зданием областной прокуратуры нескольким сотням человек: «Мы посетили его в российской военной базе, увидели его своими глазами.

Он там.

Высказали свое требование, наше возмущение...

Прошу вас теперь разойтись...

У нас справедливое требование - передать преступника армянскому правосудию, и мы достигнем желаемого результата.

Я благодарен нашему народу, но призываю не поддаваться на провокации, не идти на столкновения.

Власти пытаются найти выход из ситуации, чтобы решить вопрос так, как того требует народ.

Это не та ситуация, которую можно сокрыть».

Генеральный консул России в Гюмри Евгений Конышев встретился с губернатором области Ширак Феликсом Цолакяном и заместителями мэра города.

Конышев выразил глубокие соболезнования в связи с трагическими событиями.

Отметим, что подобные эпизоды регулярно имеют место в международных отношениях.

Особенно часто они происходят с военнослужащими США, расквартированными на военных базах в Японии и Европе.

Периодически сообщалось о преступлениях, совершенных ими в месте дислокации, однако преступников никогда не выдают местному правосудию и судят в США, часто давая совсем смешные сороки, несопоставимые с тяжестью преступлений.

Впрочем, армянские официальные лица настаивают, что на характере российско-армянских отношений трагический инцидент не отразится.

Представители военно-политического руководства Армении, в частности министр обороны Сейран Оганян, заявили о недопустимости политизации этого вопроса, указывая на союзнические отношения между двумя странами.

Тот же мэр Гюмри, Самвел Баласанян, требующий выдать Армении преступника, отметил, что не видит необходимости в выводе российской военной базы с территории республики: «Преступник и преступление не имеют национальности.

Долгие годы уже русские служат здесь.

Нельзя ставить на жертвенный стол армяно-российские отношения, и нельзя вбивать клин в наши отношения из-за одного-двух случаев.

И нет необходимости в разговорах о выводе базы».

Такой же точки зрения придерживаются и эксперты.

Политолог Сергей Шакарянц заявил, что «подобные инциденты не должны оказывать влияние на характер армяно-российских отношений и на формат (отношений) Армении и ЕАЭС, как бы антироссийским силам не хотелось спекулировать на этом».

По словам Шакарянца, подобные «пермяковы» есть как среди граждан Армении, так и в Российской Федерации, поэтому следует провести четкий водораздел между конкретным уголовным делом и межгосударственными отношениями.

Он отметил, что данное преступление ни в коем случае не должно повлиять на армяно-российские отношения, как не влияют преступления, совершенные военнослужащими на базах, расположенных в других государствах.

Шакарянц полагает, что не случайно американское консульство поспешило с публикацией новости, «сразу попытавшись навести тень на российско-армянские отношения и скомпрометировать союзнические отношения между ними».

Политолог добавил, что требует от властей незамедлительно призвать к порядку тех, кто осуществляет в Армении деятельность исходя из американских интересов, а также, используя это убийство, пытается дестабилизировать внутреннюю ситуацию и ослабить армяно-российские союзнические отношения.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В самом деле, страшная трагедия не должна испортить вековые дружеские отношения России и Армении, и ответственные лица обеих стран должны сделать для этого все возможное.

И также неплохо бы российской стороне прояснить вопрос: как мог на военной базе служить человек, у которого проблемы с психикой?

И до каких пор будет продолжаться практика, когда оружие доверяют психически нездоровым и психологически неподготовленным людям, будь то органы МВД или армия?»