Версия для печати

О выступлении Патриарха Кирилла в Госдуме

Впервые в истории Патриарх Кирилл выступил в Госдуме на открытии Рождественских парламентских встреч.

Парламентские встречи - одно из ключевых событий, они проводятся в третий раз и посвящены актуальным темам взаимодействия церкви и государства.

В этом году встречи проходили в столице с 21 по 23 января.

На открытии Парламентских встреч в Большом зале пленарных заседаний нижней палаты парламента выступил председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Он заявил, что недостаток внимания к гуманистическим завоеваниям человечества приводит к деградации общества, росту нигилизма, конфликтности, общему падению доверия.

«В результате рождаются и процветают пресловутые двойные стандарты, позволяющие проявлять милосердие и сострадание, объективность и честность лишь от случая к случаю - если позволит конъюнктура.

Все это приводит к тяжелым последствиям, самые страшные из которых - войны, влекущие гибель людей и ломку судеб целых поколений».

Патриарх обратился с трибуны Госдумы прежде всего к участникам Рождественских образовательных чтений и отметил, что выступать перед участниками форума - это «огромная ответственность»: «Потому что если наши слова не будут эффективными, если наше служение будет слабым, то не преодолеть тяготения мира сего».

Он призвал депутатов Госдумы к сотрудничеству в защите норм традиционной морали: «В значительной мере от активной позиции российских парламентариев будет зависеть способность нашей страны устоять перед лицом современных псевдоценностей, губительных для личности и человеческой цивилизации в целом».

Патриарх заявил о готовности к конструктивному диалогу и взаимодействию с депутатами.

Отметив, что Церковь является выразителем чаяний миллионов сограждан, Патриарх выразил надежду на то, что понимание этого будет выражаться в решениях, принимаемых парламентом.

Патриарх подверг критике предпринимаемые во многих странах попытки пересмотреть «фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали», где понятие справедливости интерпретируется «в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками».

Он считает, что такой курс губителен для Запада: «Идея абсолютного ценностного приоритета свободы выбора и отказ от приоритета нравственной нормы стал для западной цивилизации бомбой замедленного действия».

Таким образом, мысль Патриарха сводится к тому, что ценности в России конкурировать не должны: они универсальны.

А относительно политических партий он отметил: «Сфера политики - это надстроечная сфера.

Базисная сфера - это сфера ценностей.

И этот ценностный базис ни одна партия в России не должна разрушать, потому что тогда не будет России».

Из конкретных предложений Патриарха можно выделить предложение исключить добровольные аборты из системы обязательного медицинского страхования.

Отметим, что совсем запретить аборты Патриарх не предлагал: он лишь считает целесообразным сделать их платными.

Вопрос об абортах очень сложен и неоднозначен, дебатируется уже много лет в цивилизованных странах, и к его решению надо подходить очень осторожно.

Также он отверг идею суррогатного материнства - эта тема имеет много сложных юридических, моральных и прочих аспектов.

Патриарх высказался против обязательных электронных удостоверений личности, что, скорее, уже есть дань консервативной части Православной церкви, представители которой считают, что электронные чипы нивелируют личность, содержат «число зверя» и т.д.

Обязательные электронные удостоверения личности, по мысли Патриарха Кирилла, могут стать инструментом тотального контроля над обществом.

«Каждый из нас может оказаться в рабстве у них [информационных технологий], под тотальным контролем», - заявил Патриарх Кирилл и призвал дать гражданам возможность выбирать между электронными карточками и удостоверениями личности старого образца.

Важное место в выступлении Патриарха заняло предложение министру образования Дмитрию Ливанову расширить школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» и преподавать его со 2-го по 9-й класс, а не только в 4-м, как сейчас: «Этот курс, рассчитанный на воспитание нравственного сознания ребенка и его национального самосознания, ограничен только 34 часами в 4-м классе - это капля в море.

Ради 34 часов зачем педагогам проходить какие-то специальные курсы, повышать свою квалификацию?

Поэтому важно распространить эти курсы на все годы обучения в школе, а, может быть, даже и на высшую школу».

При этом Патриарх понимает, что реализация этого предложения требует подготовки: «Надеемся, что это предложение получит поддержку министерства.

Однако даже в случае положительного решения следует понимать, что введение предметов модуля со второго по четвертый классы станет возможным не ранее 2016/17 учебного года, а с пятого по девятый - не ранее 2017/18 учебного года».

Кроме того, предстоятель РПЦ выразил надежду, что будет увеличена зарплата педагогов, которые читают курс ОРКСЭ: «В настоящее время из бюджета оплачивается ставка только одного педагога, а в случае выбора родителями нескольких модулей директора школ вынуждены самостоятельно изыскивать средства на их реализацию».

По словам Патриарха, эта ситуация приводит к тому, что руководство школ может склонять родителей в пользу нужного выбора модуля для экономии средств.

Отметим, что предложение Патриарха вызвало различные оценки у экспертов и депутатов.

Так, первый заместитель председателя думского комитета по образованию, член КПРФ Олег Смолин увидел в этом предложении «два главных недостатка»: «Во-первых, это может привести к росту религиозных конфликтов в школе, чего не хотелось бы допускать.

Кроме того, религиозная культура и основы этики не является мощным средством массового воспитания».

По оценке Смолина, шансы на то, что министерство образования поддержит предложение РПЦ, равны 50% с учетом «общей ситуации в стране и правительстве».

Журналист, член Совета при Президенте РФ по правам человека Николай Сванидзе поддержал предложение РПЦ: «В том, что сказал Патриарх, есть несомненно здравый смысл».

При этом он считает, что школьников нужно знакомить со всеми мировыми религиями, а не только с православием: «Другой вопрос, как это преподавать?

Потому что, если преподавание этики и мировых религий выливается в преподавание фактически основ одной религии, которая по умолчанию является у нас почти государственной, то есть православной, то тогда это неправильно...

Если это действительно история мировых религий, если это ознакомление детей с этическими установками, с этическими началами в разных мировых религиях, тогда это вполне интересно».

И в этом смысле со Сванидзе нельзя не согласиться.

При столь серьезном увеличении количества часов, отведенных на изучение религий, православие может доминировать - и по количеству педагогов, и по количеству учебников.

Также, по словам Патриарха, в настоящее время обсуждается увеличение бюджетных мест подготовки теологов в светских вузах, и уже достигнута договоренность с министерством образования «о создании механизма корректировки контрольных цифр, начиная с 2016 г., приема на бюджетные места по теологии».

Патриарх напомнил, что в июле 2013 г. Межрелигиозный совет России обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ввести теологию в перечень научных специальностей.

Осенью прошлого года состоялся разговор предстоятеля с премьер-министром Дмитрием Медведевым: «Несмотря на поддержку главы государства и председателя правительства, до сего дня теология лишь выделена в самостоятельную укрупненную группу специальностей в свободном перечне направлений подготовки и специальностей высшего образования (на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры).

К сожалению, существует некое сопротивление введению теологии в новый перечень специальностей научных работников Российской Федерации.

Однако мы надеемся на скорое и окончательное решение этого наболевшего вопроса».

Скажем коротко, что, с нашей точки зрения, причислять теологию к научным дисциплинам - это абсурд.

Министерство образования и науки РФ считает важным расширить нравственную составляющую обучения в школах, поэтому предлагает изучать духовное наследие на уроках гуманитарного цикла и подумает над расширением курса основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ).

Об этом ранее заявила первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк во время круглого стола в Госдуме, проходящего в рамках XXIII Рождественских чтений, сообщает ТАСС.

«Сейчас мы проводим анализ результатов реализации программы ОРКСЭ.

Для нас огромная задача - определить ее результативность, как повлиял этот курс на нравственность учеников", - добавила Третьяк.

Она отметила, что результаты мониторинга подскажут, как министерство будет развивать преподавание религиозных культур, которые "очень важны для воспитания будущего поколения».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Результаты экспериментов по введению шести соответствующих учебных модулей ОРКСЭ выявили немало проблем.

Не случайно эксперты, историки, религиозные деятели высказывались за преподавание общего светского курса по истории основных религий вместо указанных модулей.

Их аргументация сводилась к тому, что преподавание дисциплин с конфессиональной окраской может способствовать разобщению учеников, что необходимо знать основы истории и культуры всех религий, что не хватает подготовленных преподавателей и т.д.».