Версия для печати

О ношении хиджаба в школах

В России уже много лет не перестают обсуждать деликатные темы отношений Церкви и учебных заведений.

И это не только масштабные проблемы введения курсов истории религии в средние школы, но и вопросы одежды школьников.

Причем, если вопросы школьной программы распространяются на всех без исключения учеников, то проблемы с одеждой возникали исключительно с одеждой школьниц-мусульманок, которые приходили в школу в платках-хиджабах, следуя исламской традиции.

Ношение хиджабов вызывало вопросы: не послужит ли подчеркивание религиозной принадлежности школьников их разобщению, межрелигиозной розни?

С другой стороны, запрет на ношение хиджаба может рассматриваться как ущемление религиозных чувств школьников.

Как выйти из этого положения?

Директор МБПЧ Александр Брод: «Проблема эта характерна не только для России, но и для других стран.

Особенно остро она стояла во Франции, где специальным законом было запрещено «демонстративное ношение» на территории учебных заведений любых символов религиозной принадлежности.

Но острие закона было направлено, в первую очередь, против мусульман - в немалой степени в силу распространенности в мире радикального исламистского терроризма».

Вопрос о ношении хиджабов в российских учебных заведениях поднимался не первый раз, но сейчас он выходит на уровень федерального обсуждения и должен получить окончательное решение.

Предложение о введении в России единой школьной формы начали обсуждать в 2012 г. из-за скандала с ношением хиджабов в школе Ставропольского края.

Через несколько месяцев был принят закон «Об образовании в РФ», где подчеркивался светский характер государства, а школы получили право самостоятельно устанавливать требования к одежде учащихся.

В соответствии с законом власти Мордовии приняли решение запретить с 1 сентября 2014 г. «обучающимся ношение в образовательных организациях религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой».

В республиканском министерстве образования пояснили: «Ребенка ничто не должно отвлекать от образовательного процесса.

Что касается религиозных символов, то единая школьная форма должна сплачивать детский коллектив, а не разделять».

Это решение вызвало шквал недовольства среди мусульман, проживающих в Мордовии.

Они усмотрели в действиях властей нарушение закона «О свободе совести и вероисповедания».

В Совете муфтиев России (СМР) считают, что «нет документа, который бы запрещал носить платок», и настаивают, что хиджаб является не религиозным облачением, а лишь «покрывалом», тогда как «ислам не требует ото всех некую униформу, но только принцип - скромность, укрытость, неоголенность».

Родители мордовских школьников обратились в прокуратуру республики с требованием признать инициативу правительства неправомерной.

Надзорный орган не усмотрел в действиях властей нарушений законодательства.

Верховный суд Мордовии также встал на их сторону.

Однако истцов это не остановило: 11 февраля 2015 г. в Верховном Суде РФ будет рассматриваться жалоба на решение властей Республики Мордовия запретить ношение в школах мусульманских головных уборов.

Совет муфтиев выражает заявителям полную поддержку.

«Ношение головного убора - личный выбор каждой девушки и женщины, - убежден первый заместитель председателя СМР Рушан Аббясов.

- Права на свободу совести и вероисповедания закреплены Конституцией, и ограничивать их не может отдельно взятый регион или учреждение».

Накануне рассмотрения дела глава СМР Равиль Гайнутдин обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой защитить право российских мусульманок носить хиджаб в образовательных учреждениях: «Через «вопрос о платке» нам из-за рубежа внедряют нетерпимость, антидемократизм, неуважение к евразийской традиции дружбы народов, необоснованно политизируют сугубо семейный, бытовой вопрос.

Срывая скромные одежды, жаждут разорвать прекрасную и сложносоставную узорную ткань российского мира.

Обращаюсь к вам как муфтий, как отец, встаньте на защиту наших традиционных ценностей.

Душа болит за девочек, желающих учиться и общаться со сверстниками не в закрытых гетто или спецзаведениях, а в общих школах.

Они ведь стремятся стать полезными обществу - врачами и педагогами, рабочими и учеными.

Защитите наших дочерей и внучек - будущее нашей великой и прекрасной евразийской державы!».

Равиль Гайнутдин обратился и к депутатам Госдумы с просьбой разобраться с этим вопросом.

Здесь в ближайшее время планируют детально рассмотреть и внести поправки в закон «Об образовании» в части, касающейся формы одежды школьников.

Госдума планирует провести круглый стол с экспертами в этом вопросе, чтобы установить четкую границу, можно или нельзя носить традиционные для некоторых культур и религий элементы одежды в учебном заведении.

Заместитель главы комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава сообщил: «Очевидно, что та часть закона «Об образовании», которая регулирует требования к одежде обучающихся, должна быть дополнена недвусмысленными нормами.

Либо мы признаем право детей на ношение элементов одежды, принятых в определенных религиях и культурах, либо запрещаем такие вещи...

В ближайшее время мы планируем инициировать круглый стол по данному вопросу в Государственной Думе с участием Минобрнауки и других заинтересованных сторон».

Парламентарий отметил, что этот вопрос требует масштабного общественного обсуждения: «Безусловно, это должно быть решение большинства, как того требуют принципы демократии...».

При этом он фактически подтвердил позицию СМР, напомнив, что, хотя согласно действующему закону образование носит светский характер, если речь идет о государственных и муниципальных образовательных организациях, в федеральном законе нет ни слова о том, что одежда обучающихся должна быть строго светской.

И тем более нигде не указано, что девочкам запрещено носить какие-либо головные уборы.

Он отметил: «Другое дело, нормативные правовые акты, принятые региональными властями.

В них, как правило, установлено, что одежда должна быть исключительно светской.

Но это документы регионального уровня, которые не подкреплены соответствующими федеральными нормами».

Более решительно высказалась заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Ирина Мануйлова: «Школы у нас носят светский характер, есть строго установленная форма одежды, и этим правилам должны подчиняться все школьники, без исключений».

С ней согласен представитель центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаил Старшинов: «На мой взгляд, настойчивые предложения стать на путь активной пропаганды тех или иных религиозных взглядов в школах выглядят излишне».

Министер образования РФ Дмитрий Ливанов категоричен: «На федеральном уровне действуют правила, отписывающие, как должны быть одеты дети в школе.

Это общие правила, главное их требование в том, что одежда должна быть светской...

На сегодняшний день мы не видим оснований для пересмотра нормативной базы о том, что одежда должна быть светской».

Среди экспертов и верующих других конфессий есть разные точки зрения по этому вопросу, и каждая сторона выдвигает вполне серьезные аргументы.

Даже внутри православного клира нет единой позиции на этот счет.

Так, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты РФ протоиерей Всеволод Чаплин поддержал судебный иск мусульман на ношение религиозной одежды: «Так как в нашем обществе не обязательно какое-либо конкретное мировоззрение, люди и одежду могут носить ту, которая является внешним проявлением их личного мировоззрения».

По его мнению, «люди имеют право на то, чтобы выражать свою веру во внешнем поведении», если даже «кому-то не нравятся женщины в платках».

«Не очень понятно, что за идеологическая тенденция стоит за попыткой запретить ношение платка в школах, - заявил Чаплин.

- Попытка трактовать светское государство как невозможность людям поступать по своей вере - это псевдоюридическое жульничество».

С ним согласен руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг, напоминающий, что российские регионы заметно различаются по национальному составу населения, поэтому подобные решения следует принимать на уровне регионов: «Если в Дагестане или в Чечне поддержат инициативу ношения религиозной национальной одежды, а в Белгороде или Курске примут решение воздержаться, это будет выбор региона, сделанный в зависимости от национального состава жителей».

А вот декан психологического факультета Российского православного университета священник Петр Коломойцев обратил внимание на то, что во многих странах с преобладанием мусульманского населения женщины в публичных местах далеко не всегда ходят с покрытой головой.

Поэтому священник предположил, что «Равиль Гайнутдин выражает свои пожелания, сообразуясь с традициями не нашего государства, а Саудовской Аравии».

По мнению о. Петра, как именно одеваться, мусульмане должны решать сами - «в мечетях и в своих духовных учебных заведениях».

Определенно высказался против хиджабов в учебных заведениях руководитель семейно-консультационного центра Петра и Февронии в пос. Разумное Белгородской области священник Михаил Артеменко.

По его мнению, носить мусульманские платки в школах и вузах «недопустимо», поскольку, «разрешив их, мы разрешим любую религиозную одежду»: «А если ребенок кришнаит и пожелает ходить во всем розовом?

А если молодой человек, учащийся старших классов, сатанист?».

Священник выступает за «стандарт школьной формы», допускающий только «не бросающиеся в глаза» религиозные символы.

Впрочем, из таких религиозных символов о. Михаил смог назвать только православный нательный крест.

Представители мусульманских организаций, разумеется, выступили за ношение мусульманками платков и отметили, что вопрос хиджаба «излишне политизирован», ему придается слишком большое значение.

Однако в вопросе о том, каким образом должен регулироваться вопрос религиозной одежды в публичных местах, мусульманские священнослужители тоже разошлись во взглядах.

Ректор Московского Исламского колледжа Марат-хазрат Арсланов считает: «Решать - носить платок или нет - должен непосредственно сам учащийся того или иного заведения.

Выбор должен быть за учеником или студентом».

А вот Муфтий Мордовии Фагим-хазрат Шафиев, напротив, убежден, что «все-таки необходим федеральный закон, который четко бы разъяснил и определил права верующих и особенности традиционных религий».

Представители иудейских организаций предлагают решение вопроса с платками предоставить самим учебным заведениям, естественно, помня о возможности реализации собственных традиций.

В блогосфере мнения по поводу разрешения носить хиджабы в школах тоже разделились: кто-то считает, что ношение платков ничего не изменит, а кто-то видит в этом прямую угрозу светскому характеру государства.

Таким образом, вопрос о хиджабах приобрел столь большое значение, что решаться он будет на уровне сразу трех высших органов власти: Президента, Верховного Суда и Думы.

Как сообщил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, он «не располагает информацией», получил ли глава государства письмо муфтия.

«В нашей культуре - когда я говорю «в нашей», то имею в виду наш традиционный ислам - никаких хиджабов нет», - заявлял В.Путин еще в декабре 2012 г. на своей большой пресс-конференции.

Таким образом, общество расколото по поводу ношения религиозной одежды в школе.

И конечно же, людей беспокоит, прежде всего, не сам факт ношения хиджаба, а дальнейший ход развития событий.

В октябре 2012 г., когда случился прецедент запрета мусульманских платков в школах Ставрополья, тогдашний полпред Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин заметил: «Если мы закроем на ношение школьницами хиджабов глаза, то по пятницам запретим учиться, сделаем пятидневный намаз в школах».

Верховному Суду предстоит сделать довольно непростой выбор.

Хочется, чтобы он был предельно продуманным - от него в значительной степени зависит межконфессиональный мир.