Они погрузили белочку в воду, прочитали необходимые молитвы, но когда дочитали их, увидели, что белочка уже не дышит.
Она захлебнулась!». Соответственно, когда актриса-белочка на сцене «утонула», актер-ежик махнул лапкой: «Ничего! Слава Богу!», а актриса-божья коровка согласилась: «Да! Ведь она умерла православной. Слава Богу!».
История, показанная на сцене, вызвала возмущение среди новосибирских православных активистов.
Координатор движения «Русский щит» Алексей Лобов заявил: «Я в шоке по поводу этой постановки.
Это настолько оскорбительно, что заставляет задуматься о действительных мотивах причастных к этому лиц.
Ну и параллели с Charlie Hebdo сами собой напрашиваются, такая же провокация, православный ежик или комиксы на мусульманскую тему - какая разница?
Я, честно говоря, даже в растерянности и пока не знаю, какие меры мы предпримем».
Ему вторит председатель Новосибирского отделения общественного движения «Народный Собор» Юрий Задоя: «Это профанация глубочайшего таинства, профанация веры, пародия на веру.
Рассказ безответственный и вредный.
Постановка явно провокационная.
Цель одна - чтобы у детей православие, таинство крещения связывалось с принуждением, обманом, гибелью.
Поскольку подсознание ребенка будет хранить первые уроки.
Сказка - ложь, да в ней намек, всяким молодцам урок!
Каким уроком может стать откровенное издевательство по поводу чрезвычайно важных основ христианской веры».
На самом деле активисты действительно уловили проблематику спектакля: часто людей побуждают совершать ответственные религиозные действия, когда они к этому совершенно не готовы, а порой такие действия бывают и просто опасны.
Уговоры белки, не имеющей плавать, со стороны ежа и божьей коровки символизируют подобные действия - в результате чего принявший таинство погибает.
Однако православные активисты почему-то отрицают саму возможность подобной постановки вопроса, называя ее профанацией православия, хотя такое как раз часто происходит с новообращенными в религию.
Мало того, они заявляют, что такие постановки могут привести к тяжелейшим последствиям.
Тот же Задоя заявляет: «Спиливание православных крестов на Украине кончилось, как мы теперь видим, кровавой вакханалией.
Публикация карикатур на святыни ислама во Франции закончилась многими кровавыми жертвами и общественными побоищами в целом ряде стран.
Мы наблюдаем, что подобного рода охотники до катастроф активизировались в России сегодня».
Соответственно, защитник подлинных православных ценностей призывает государство встать на их защиту: «Фашизм, экстремизм и подобного им мерзости должны почувствовать на себе силу закона и общественного мнения».
Сомнения по поводу спектакля, гораздо более мягкие, высказали и другие люди.
Психолог Алина Байбанова утверждает: «Конечно, для детей это сложновато.
Не могу сказать, что это сильно травмирует детскую психику.
Дети иногда намного устойчивее в этом отношении, чем взрослые.
Но, безусловно, это может быть непонятным.
Многое в этом случае зависит от того, какая атмосфера царит в семье по отношению к Богу».
Симптоматично, что и критики, и психолог говорят о восприятии спектакля детьми.
Но он не предназначен для детей и детям не показывался, что горячо доказывает режиссер спектакля Д.Егоров.
Он заявил, что суть дела извратили журналисты: «Журналисты, исказив факты, сделали горячую новость, а люди кинулись обсуждать, не разбираясь, насколько эта новость соответствует действительности.
Реакция, которая возникла, очень показательна.
Изначально в прессу дали неверную или небрежную информацию.
И чем дальше, тем больше эта информация начала искажаться.
У тех, кто написал первыми, сюжет сказки перевран, и авторство Томскому ТЮЗу приписано.
В других источниках писали, что спектакль показывался детям.
Но он не показывался детям, он изначально не был рассчитан на детей.
Категория зрителей «Песен о Родине» была обозначена «18+».
Это были вечерние спектакли, на нем была взрослая аудитория.
И никто в процессе не вставал, не выходил и не оскорблялся...
Между тем уже пошла информация (в различных СМИ), что на спектакле в Томске у детей был нервный срыв, родители возмущены, дети работали с психологом и так далее.
Но как это могло быть, если ни «Песни о Родине», ни «Ежик» в отдельности в Томске вообще не показывались!
Это реакции людей, которые не видели то, о чем они говорят».
Далее режиссер подробно разъясняет суть спектакля: «Лично мне, как человеку очень любящему и переживающему за свою страну, странно видеть, как религия усилиями некоторых особо активных граждан начинает превращаться в подобие коммунистической партии.
Когда с комсомольским азартом люди под флагами духовных ценностей начинают не всегда что-то разумное делать.
Когда черты какой-то агрессивной партийности начинают приобретать вещи духовные, вещи прекрасные.
Я говорю сейчас исключительно о дилетантах, а не о профессиональных священниках...
Где грань между истовой верой и религиозным фанатизмом, или сектантством, или чем-то еще?».
Директор МБПЧ Александр Брод: «Следует ли при этом принимать какие-то репрессивные меры по отношению к спектаклю, как это предлагают православные активисты?
Разумеется, нет.
Как раз в таких мерах и кроется опасность гораздо более страшная, чем от любого спектакля.
Государство, жестко регулирующее область культуры - это очень опасно, это душит культуру.
Поэтому в отношении любого спектакля, фильма, который тебе не нравится, есть способ противостоять - просто уйти со спектакля или выключить телевизор.
Способ столь же эффективный, сколь и безопасный, не ущемляющий ни культуру, ни зрителя».