Версия для печати

О выставке в Тарту, вызвавшей негодование в разных странах

В эстонском городе Тарту проходит выставка «Моя Польша.

Вспоминая и забывая», посвященная Холокосту.

Концепция польских художников обескураживает.

Как считают организаторы экспозиции, «справиться с событиями, травмировавшими человеческую душу», должен помочь юмор.

Ставка на терапевтический эффект едва ли способна служить оправданием многих так называемых «произведений искусства».

Предлагаемые зрителю инсталляции, видеоролики, фотоколлажи шокируют: обнаженные люди, весело играющие в пятнашки в газовой камере перед казнью (этот ролик уже запрещен к показу в Германии); бывший узник Освенцима, обновляющий татуировку с лагерным номером; счастливые лица за колючей проволокой; апелляции к сексу в атмосфере смерти и ужаса.

«Холокост не та тема, где уместен юмор», - заявил директор Иерусалимского бюро Центра имени Симона Визенталя Эфраим Зуров.

Подобные эксперименты он охарактеризовал как «отвратительное издевательство» и «позорную пародию»: «Такой извращенный юмор не должен иметь места ни в какой стране».

С резким осуждением экспозиции выступили представители Тартуской еврейской общины.

«Я не в состоянии смотреть больше трех секунд то, что показывали в газовой камере», - призналась глава общины Илона Смушкина.

По словам еще одного представителя эстонского еврейства Романа Смушкина, «в Холокосте нет ничего веселого и ничего ироничного», подобная трактовка еврейской трагедии «совершенно неадекватна и неуместна».

Председатель Еврейской общины Эстонии Алла Якобсон заявила, что видеоинсталляции польских художников «оскорбили многих людей и создают ложное представление о Холокосте», добавив, что выставка нанесла серьезный ущерб международному имиджу эстонского государства.

«Акцией кощунства» назвал экспозицию президент Федерации еврейских общин России Александр Борода: «Я бы сказал, что эта гнусная выставка стоит в одном ряду с выставками карикатур на Холокост, которые регулярно устраивают в Иране».

Президент ФЕОР заметил, что выставку организовала страна, впервые провозгласившая «юден фрай» - «свободу от евреев».

По словам Бороды, урок истории Холокоста в Эстонии явно остался не осмысленным и не усвоенным: «Речь идет о трагедии, унесшей жизни 6 миллионов человек и искалечившей судьбы миллионов семей.

Это некая форма издевательства над памятью погибших».

Немедленно закрыть выставку призвали в своих обращениях грузинское общество «Самшобло» и Общество кавказских эстонцев: «Об этом страшном времени нельзя говорить даже с малой долей юмора, поскольку ужас тех лет затронул огромное количество людей.

Видеоролик, по поводу которого уже высказано немало осуждения, иначе как глумлением над памятью жертв трагедии Холокоста назвать нельзя.

Это оскорбление чувств тех людей, у которых в лагерях погибли родные и близкие.

Юмористическая трактовка Холокоста - это не что иное, как издевательство над памятью, над историей».

«Мне трудно понять, откуда в людях берется такая хамская мысль - смеяться над мучениками, - задается вопросом художественный руководитель Московского еврейского театра «Шалом», народный артист России Александр Левенбук.

- Это просто не укладывается в голове.

Я знаком со многими эстонцами - это очаровательные люди.

Понятно, что не они рисовали карикатуры и делали эти шокирующие ролики, а поляки.

Но ведь выставка проходит в Эстонии.

Я хорошо помню, как в годы перестройки впервые стали создаваться еврейские школы.

И одна из первых таких школ была открыта в Таллине.

Поскольку она была хорошей, туда захотели попасть и эстонские дети.

Но это была еврейская школа, и в субботу ее учеников водили в синагогу на молитву, выдавали кипу.

Эстонским детям ее не выдавали, но когда они расстроились, что не могут со всеми пойти в синагогу, руководство школы предложило: ну если хотите, вот вам кипа, и можете тоже ходить в синагогу.

И они ходили вместе с еврейскими детьми.

Ведь и так можно жить.

Но откуда же теперь в людях появился этот цинизм?

Это ведь так неприлично, противно.

И неважно, как дружно мы когда-то жили вместе, это просто человеческое хамство, вседозволенность.

Наказывать надо организаторов таких выставок».

«Как бы выглядел юмор автора, окажись он на месте несчастных узников?

Что было бы для него более «юморное» - быть повешенным, утопленным или зажаренным в газовой печи.

Главное, наделить, сопроводить это безумие юмором.

Воспринимать верёвку с петлёй на шее как ожерелье юмора, - говорится в заявлении Союз ветеранских организаций Эстонии за подписью председателя В.А.Иванова.

- Наверное, автор поумерил бы свой чёрный юмор, если бы в лагере смерти оказалась его мать, ещё страшнее - и он сам, которых автор, под хихиканье сумасшедшего юмора, «запятнал» и сопроводил в печь крематория».

Свою оценку происходящему дала Общественная палата РФ в лице Елены Суторминой: «Кощунственно и недопустимо высмеивать память о трагедии Холокоста.

Потому что трагедия, унесшая шесть миллионов жизней, - не предмет для юмора.

При этом я напомню, что во время Второй мировой войны на территории Эстонии было создано порядка 25 концлагерей, в которых были уничтожены 200 тысяч эстонцев и около 20 тысяч граждан других стран Европы и советских военнопленных.

И после этого они позволяют себе показывать видеофильмы про то, как люди «играют в салочки» в концлагерях».

ОП намерена обратиться к эстонскому правительству с требованием закрыть выставку.

В среду 11 февраля стало известно о реакции официальной Эстонии.

Министр культуры Урве Тийдус принесла извинения, добавив, что «учиться в данной ситуации следует всем: музею, его совету в лице экспертов».

В то же время тартуский музей решил не отказываться от трансляции провокационных арт-объектов.

Несмотря на то, что экспонирование было переведено в особый режим, все желающие до сих пор имеют доступ к скандальному польскому видео.

Еврейскую общину такой компромисс не удовлетворил.

Актуальное искусство не в первый раз превращается в площадку для провокаций.

Зыбкие критерии качества самих «артефактов» позволяют их авторам безнаказанно оскорблять чувства верующих, искажать факты истории.

Под вывеской «высокого творчества» подчас не обнаруживается ничего, кроме откровенного эпатажа, желания любой ценой разжечь скандал и обратить на себя внимание общественности.

Директор МБПЧ Александр Брод заявил: «Без сомнения, художественное творчество - свободная стихия.

Но эта свобода не должна ранить и приносить страдания, особенно тем, кто пережил кошмар концлагерей.

За последнее время в разных странах, в том числе и в Польше и в Эстонии, мы с горечью наблюдаем реабилитацию неонацизма, рост русофобии, попытки исказить историю ВОВ.

Задача деятелей культуры - объединять людей и противостоять человеконенавистническим идеям».