Версия для печати

Об опросе Левада-Центра

В конце января Левада-центр провел очень важный опрос, показавший отношение россиян к нынешним политическим событиям, к Украине и Западу, их политические ожидания.

Опрос был проведен 23 - 26 января по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.

Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Результаты опросов особого удивления не вызывают.

Так, больше половины россиян ощущает рост напряжения в обществе.

Те респонденты, которые ощущают напряжение, считают, что в первую очередь его подъем связан с экономическими проблемами (74%) и с обострением международной ситуации (42%).

Иного результата быть, очевидно, не могло: экономические проблемы сильно выросли в связи с обрушением рубля, экономическими санкциями и контрсанкциями; Россия переживает сильное ухудшение отношений с западными странами из-за конфликта на востоке Украины.

При этом нельзя сказать, что напряжение в обществе нарастало на протяжении 10 лет - периода, в течение которого наблюдалась динамика отношения респондентов к общественной ситуации.

В целом ощущают рост напряжения в обществе 51-54% опрошенных.

При этом определенный положительный ответ на вопрос «Ощущаете ли вы в последнее время рост напряжения в обществе?» давали значительно меньше респондентов (8-20%), чем условно положительный ответ «скорее да» (34-44%).

Т.е. большинство респондентов, хотя и чувствуют напряжение, но не столь сильно.

Но и, соответственно, тех, кто вообще не чувствует напряжение в обществе (3-9%), значительно меньше тех, кто условно не чувствует («скорее нет» - 30-35%).

Большинство опрошенных считает, что рост напряжения в обществе связан с экономическими проблемами, причем число респондентов с таким мнением растет: с 60% в декабре 2006 г. до 74% в январе 2015 г.

За это время резко выросло число людей, считающих обострение международной обстановки важным фактором роста напряжения (с 14% до 42%) - и это понятно особенно сейчас, поскольку война на Украине приобретает все более затяжной и широкий характер.

Очень любопытно, что в числе других факторов, в наибольшей степени влияющих на напряжение в обществе, респонденты указали обострение национальных проблем (19-32%) и рост неприязни между людьми (13-35%), однако при этом оба этих показателя за 10 лет снизились - с 32 до 19% и с 35 до 13% соответственно).

С чем связано ощущение того, что неприязни между людьми стало меньше, что национальные проблемы стали менее острыми, сказать трудно - возможно, к этому привел рост рейтинга власти и усиление враждебного отношения к Западу.

Как известно, общая ненависть к врагу сплачивает.

Очень впечатляют результаты опроса об отношении россиян к Украине и событиям на Украине.

Выборка сделана за период с декабря 2013 г. по январь 2015 г.

Если события на Украине в конце 2013 г. так или иначе интересовали лишь четверть опрошенных, то в особо значимые моменты этот интерес значительно повышался, и в январе 2015 г. за событиями на Украине следят уже 59% опрошенных, причем основная масса (43%) следит «довольно внимательно».

Вместе с тем в январе 2015 г. около 40% не слишком следили за событиями на Украине; разумеется, тех из них, кто вообще не следит, все же значительное меньшинство: в январе 2015 г. это 5% (против 35% те, кто следил, но «без особого внимания»).

На вопрос, какой формат отношений должен быть у России с Украиной, ответ все же обнадеживающий: в январе 2015 г., несмотря на все неурядицы, 52% опрошенных считают, что «отношения должны быть с открытыми границами, без виз и таможен», т.е. в привычном за долгие годы виде.

Вместе с тем почти треть (33%) опрошенных считает, что «отношения должны быть с закрытыми границами, визами, таможнями».

Война на востоке Украины, конечно же, способствует таким настроениям.

Старые идеалистические мечты о едином государстве сохранили только 8% опрошенных.

Но не менее интересна здесь динамика показателей.

В марте 2008 г. только 19 % опрошенных ратовали за «закрытые границы».

Возросшее их число к январю 2015 г. (33%) понятно, тем более с учетом нынешних военных действий.

Также понятно снижение числа желающих видеть себя в одном государстве с Украиной: с 19% в марте 2008 г. до 8% в январе 2015 г.

Но вот число желающих «открытых границ» почти не изменилось: с 56% в марте 2008 г. до 52% в январе 2015 г.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Иначе говоря, никакие войны и конфликты не влияют на привычные чувства части населения, устойчиво видящей в украинцах братский народ».

Отношение россиян к присоединению Крыма к России с марта 2014 г. до января 2015 г. практически не изменилось и демонстрирует общенародное удовлетворение этим фактом: 84-89% одобряют присоединение Крыма, причем «определенно одобряющих» значительно больше, чем «скорее одобряющих» (50% против 34% в январе 2015 г.).

Определенно не одобряют присоединение Крыма только 1-4% опрошенных, из 5-11% так или иначе не одобряющих присоединение Крыма.

Таким образом, вопрос о Крыме вообще выпадает из контекста российских неоднозначных проблем, которые присоединение полуострова во многом и породило.

Что бы не происходило сейчас в стране, присоединение Крыма все равно радует россиян.

Социологи Левада-Центра отдельно выделили вопрос о том, в каком качестве россияне предпочли бы видеть восток Украины.

И тут, пожалуй, результаты одни из самых интересных.

Если в марте 2014 г. почти половина россиян (48%) хотела бы видеть русскоязычный восток Украины в составе России, то в январе 2015 г. таких только 19%.

Но одновременно резко возросло число людей, которые хотят видеть восток Украины независимым государством (43% против 12%).

В смене настроений здесь, безусловно, сыграло свою роль убеждение в агрессии киевских властей против Донбасса и Луганска.

По тем же причинам очень мало респондентов хотело бы, чтобы восток Украины оставался частью Украины на тех же условиях, как это было до кризиса, причем это число снизилось с 8% до 4%.

Не изменилось число людей, предпочитающих промежуточный вариант: чтобы восток Украины оставался частью Украины, но получил большую независимость от Киева (17%).

Большинство граждан считают, что Украина должна предоставить ДНР и ЛНР независимость (54%); 21% полагают, что надо удерживать регион в составе Украины, но предоставить ей специальный экономический и политический статус, и лишь 5% - что надо любыми средствами удерживать регион в составе Украины, не меняя статуса.

Почти треть опрошенных довольно уныло смотрит на перспективы нынешнего конфликта на Украине, считая, что конфликт приобретет затяжной характер и распространится на другие регионы Украины (33%).

Также немало респондентов (26%) полагают, что ДНР и ЛНР сохранятся в нынешних границах как независимые государства, очень немногие - что ДНР и ЛНР войдут в состав России (8%), и только 6% верит в успех официальной украинской власти - что сторонники независимости ДНР и ЛНР будут разгромлены, и весь Донбасс будет возвращен в состав Украины.

Самое печальное при этом, что в январе 2015 г. 81% опрошенных россиян относится к Украине «плохо» (причем 39% - «очень плохо»), против 42% в январе 2014 г. (8% - «очень плохо»).

И наоборот, «хорошо» к Украине теперь относится только 13% опрошенных против 43% в январе 2014 г. («в основном хорошо» - 11% против 41%).

«Очень хорошо» к Украине тогда, как и сейчас, относилось очень мало людей (всего 2%).

Соответственно, 90% опрошенных считают отношения с Украиной неблагоприятными - в диапазоне от «прохладных» до «враждебных», причем число считающих их «враждебными» выросло с 2% в январе 2014 г. до 48% в январе 2015 г. за счет уменьшения доли тех, кто считал эти отношения «прохладными» (9% в январе 2015 г. против 31% в январе 2014 г.).

Наконец, наибольшее впечатление на экспертов произвел опрос об отношении к США и изменение этого отношения с января 2014 по январь 2015 г.

«Очень хорошо» к США относились за этот период всегда очень мало респондентов (2-3%).

Но вот «в основном хорошо» теперь относятся к США только 11% опрошенных против 41% в марте 2014 г.

«Очень плохо» относятся к Америке сейчас 39% опрошенных против 8% в марте 2014 г.

«В основном плохо» относятся примерно столько же (42% против 36%).

В целом получается, что 81% опрошенных «плохо» относится к Америке.

Эксперты называют эти цифры «рекордом» неприязни к США.

Нынешние отношения между Россией и США оценивают как напряженные 37% опрошенных (против 13% в январе 2014 г.), а 42% - как враждебные (против 4% в январе 2014 г.).

В целом же 92% опрошенных считают отношения неблагоприятными, что соответствует истинному положению дел.

Также в негативную сторону изменилось и отношение россиян к Евросоюзу.

В январе 2015 г. «в основном хорошо» к Евросоюзу относится лишь 18% опрошенных против 50% в январе 2014 г., а 43% относятся в «основном плохо» против 30% в январе 2014 г.

«Очень плохо» к Евросоюзу относятся 28% (против 4% в январе 2014 г.).

Всего же к Евросоюзу «плохо» относятся 71% опрошенных.

86% респондентов оценивают отношения с Евросоюзом как неблагоприятные - в диапазоне от «прохладных» до «враждебных», причем в январе 2014 г.

24% опрошенных считают отношения «враждебными» (против 1% в январе 2014 г.), и 41% - «напряженными» (против 9% в январе 2014 г.).

А вот к Беларуси у 81 % россиян отношение хорошее и в целом за год не изменилось.

Хотя нашлось 3% опрошенных, которые почему-то относятся к Беларуси «очень плохо» - вероятно, здесь накладывается представление о том, что Беларусь дешево покупает наш газ.

80% опрошенных хорошо относится к Китаю - нашему потенциальному союзнику в условиях конфликта с Западом, и отношение это за год не изменилось.

58% опрошенных хорошо относятся к Израилю, и лишь 17% - плохо.

Зато довольно большое число опрошенных (около 25%) не сформулировало свое отношение к Израилю.

Почти одинаковое количество опрошенных (40% и 36% соответственно) - за и против укрепления отношений с Западом.

Российское общество расколото в этом смысле пополам.

Значительно большая часть опрошенных считает, что надо укреплять отношения с мусульманским миром (56%), а не дистанцироваться от него (18%).

Но если число тех, кто за укрепление отношений, за прошедшие десять лет практически не изменилось, то число предлагающих дистанцироваться уменьшилось (с 29% до 18%).

Иначе говоря, наблюдается желание россиян сблизиться с мусульманским миром.

21% опрошенных считают, что России не удается встать вровень с передовыми странами Запада по собственной вине, в силу отставания от них в экономическом развитии, а 15% опрошенных полагает, что в силу сопротивления стран Запада.

27% россиян считает, что большинство развитых стран относится к России, как к врагу.

Это внушительная цифра, также не очень радующая.

Подведя итоги опроса, директор Левада-Центра Лев Гудков отметил: «Мы никогда еще не отмечали настолько сильной и агрессивной враждебности по отношению к Западу за всю историю наших исследований».

И как уточнил замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин, исторический максимум антизападных настроений достигнут за 25 лет наблюдения.

Он считает, что это связано с ситуацией вокруг Украины и непониманием россиянами природы санкций.

Политолог Алексей Макаркин заметил, что у россиян традиционно было разделение на «плохие» США и «хорошую» Европу, однако еще до событий на Украине отношение к Евросоюзу стало ухудшаться.

Одновременно социолог Левада-центра Карина Пипия отметила, что результаты опроса показали сильнейшую консолидацию населения с властью: «Мы видим, что, несмотря на несколько возросшую обеспокоенность россиян западными санкциями, большинство по-прежнему считают, что Россия не должна обращать внимание на западные санкции.

Россияне едины во мнении, что необходимо продолжать свою политику - в частности, в отношении Украины.

Эту позицию отражает и высокий рейтинг президента, который уже третий месяц подряд держится на уровне 85%.

Россияне полностью поддерживают руководство страны, которое считает необходимым продолжать придерживаться именно такой политики, несмотря на предпринимаемые Западом меры.

Санкции воспринимаются как признак того, что нас боятся и уважают.

Это мнение населения также подтвердил и другой недавний опрос Левады».

Относительно экономического кризиса К.Пипия отмечает, что почти половина населения верит в способность правительства справиться с кризисом.