Версия для печати

О преследовании журналиста Р.Коцабы

Широкую огласку получило дело украинского журналиста и блогера Руслана Коцабы.

Ему предъявлено обвинение в государственной измене, и Ивано-Франковский городской суд арестовал его на два месяца.

Уголовное дело против журналиста открыли после того, как он инициировал акцию под названием «Я против мобилизации».

Коцаба обнародовал в сети Интернет видеоролик, в котором назвал события на востоке братоубийственной войной и призвал украинцев не идти на фронт.

Мобилизацию же блогер назвал незаконной.

Видеоролик показали сразу несколько российских телеканалов.

Кроме того, Коцаба участвовал в передаче на телеканале «Россия 1», где выражал аналогичную позицию.

Он также дал интервью информационному агентству ДНР, журналистам LifeNews и выступил в программе «Время покажет» на «Первом канале».

СБУ посчитала, что его призывы к украинцам отказываться от мобилизации являются государственной изменой, и после почти шестичасового обыска в его квартире журналист был задержан.

По данным ведомства, во время задержания у него изъяты материалы, которые могут указывать на совершение преступлений, предусмотренных соответствующими статьями УК.

В ходе судебного заседания прокурор, назвав действия Руслана Коцабы тяжким преступлением, ходатайствовал о содержании его под стражей.

Сам журналист и его адвокаты возражали против ходатайства, называя происходящее политическим преследованием.

Коцаба указал на наличие у него двух малолетних детей и больных родственников и просил в виде меры пресечения выбрать домашний арест.

Однако в результате Ивано-Франковский городской суд вынес решение о мере пресечения в виде содержания под стражей на 60 дней на время ведения следствия на основании обвинений в государственной измене и препятствовании законной деятельности Вооруженных Сил Украины (ч. 1 ст. 111 и ч. 1 ст. 114 УК Украины) и других военных формирований в особый период (ч.1 ст.114-1 УК Украины).

Коцабу взяли под стражу прямо в зале суда, на что Коцаба заявил: «Я за свои слова отвечаю и, пока могу говорить, скажу - «киреевщина» (по фамилии судьи Киреева, принявшего постановление об аресте Коцабы), которая сейчас процветает, нанесла огромный вред Украине - ее опозорил на весь мир один такой чудак.

Представьте себе, мы сейчас упадем в рейтингах о свободе слова только благодаря одному такому решению.

Я сейчас пойду в тюрьму за свои слова.

Я призываю поверить мне как военному корреспонденту, что на востоке продолжается гражданская братоубийственная война».

Пока он высказывал свое мнение относительно войны в Донбассе, на его руки правоохранитель надевал наручники.

В постановлении суда сказано, что «в период с 23 до 25 января Коцаба, за обещанное вознаграждение, получил задание от корреспондента российского телеканала «НТВ» о сборе и подготовке репортажей относительно протестных акций по поводу мобилизации на территории Ивано-Франковской области, в частности в селе Черемхов Коломыйского района».

Далее в документе говорится, что «1 февраля Руслан Коцаба в селах Коршев и Черемхов пытался в присутствии представителя телеканала государства-агрессора получить у местных жителей интервью провокационного характера, связанного с мобилизационной кампанией в Украине».

Постановление суда гласит, что публичный призыв журналиста к мобилизации нарушает действующее законодательство: «Это видеообращение, в котором путем перекручивания фактов Коцаба настаивал на незаконности мобилизации и неоправданном братоубийстве сограждан, получило значительное количество просмотров, что, в свою очередь, негативно повлияло на процесс мобилизации».

Позже СБУ заявила, что Коцаба получил деньги за ряд своих выступлений в эфире российских каналов («Россия 1», LifeNews), а также именно для них готовил сюжеты о срыве мобилизации на Украине.

Также следствие полагает, что в скором времени Коцаба намеревался уехать на территорию ДНР.

За государственную измену журналисту грозит до пятнадцати лет лишения свободы.

Как сообщили в прокуратуре, у журналиста есть пять дней для представления апелляции на принятое решение суда о мере пресечения.

Арест журналиста вызвал шумные отклики как на Украине, так и в России.

Окружение Коцабы заявляет, что журналист был и остается патриотом своей страны и желает ей только лучшего.

В минувшие выходные в украинском сегменте Интернета начала распространяться акция «Я - Руслан Коцаба», призванная поддержать журналиста.

Независимый медиа-профсоюз Украины считает, что действия журналиста Руслана Коцабы не содержат состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей о государственной измене: «Обоснование подозрения в государственной измене и препятствовании законной деятельности Вооруженных Сил Украины не содержит в себе доказательств получения Коцабой заданий на проведение информационно-подрывной деятельности в Украине, наличие в его действиях умысла на нанесение ущерба информационной безопасности Украины.

Т.е. подозрение не содержит в себе субъективной стороны состава преступления - вины в форме умысла, а соответственно деяние не содержит в себе состава преступления по статье «Государственная измена».

Не представлены и доказательства наличия причинно-следственной связи между высказываниями Коцабы и уклонением граждан от мобилизации».

Медиа-профсоюз считает: или должны быть предоставлены более основательные доказательства вины Руслана Коцабы, или уголовное производство по обвинению журналиста в государственной измене и препятствованию законной деятельности Вооруженных Сил Украины должно быть прекращено по отсутствию состава преступления.

Меры, принятые против журналиста, оправдать никак нельзя.

Коцаба утверждал, что в условиях мирного времени мобилизация является грубым нарушением законности - и он прав.

Оснований для мобилизации никаких быть не может, пока президент Украины и Верховная Рада не ввели правовой режим военного положения.

В итоге формулировки суда выглядят абсурдными.

В доказательство государственной измены и препятствования законной деятельности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в особый период (при том, что такое «особый период» никто не знает - в Конституции Украины об этом ничего не сказано) судья сослался на то, что подозреваемый Коцаба свои мысли высказывал в интервью российским СМИ и даже летал в Москву для участия в программе на российском телевидении.

Преступление тут усмотреть очень сложно: право Коцабы на публичное высказывание своих мыслей (за исключением тех, которые разжигают межнациональную рознь и пропагандируют военные действия или преступления против человечества) гарантировано Конституцией Украины и обязательствами государства перед Советом Европы.

Мало того, формально Украина и Российская Федерация продолжают оставаться стратегическими партнерами, и пока Украина не собирается денонсировать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.

А любые обвинения в озвучивании «кремлевской пропаганды» юридической квалификации подлежать не могут.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Из этой ситуации киевским властям не просто будет выйти: уже давно не только украинское медиа-сообщество подвергает их резкой критике за действия по отношению к российским СМИ на Украине и оппозиционным журналистам, но и международные журналистские сообщества.

Кстати, апелляционный суд Ивано-Франковской области рассмотрел жалобу Коцабы и не отменил предыдущее решение городского суда об избрании журналисту меры пресечения в виде содержания под стражей».