Версия для печати

К 125-летию со дня рождения Бориса Пастернака

10 февраля 1890 г. родился великий русский поэт Борис Леонидович Пастернак.

Россия, которая может гордиться своим гением, отмечает его 125-летие.

Будущий поэт родился в Москве. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, академиком Петербургской Академии художеств, мать, Розалия Исидоровна Пастернак, была пианисткой.

Семья поддерживала дружбу с известными художниками - И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге, в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л. Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В 1900 г. с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Рильке.

В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им прелюдии и соната для фортепиано).

Таким образом, уже с раннего детства Пастернак впитывал в себя культуру в самых высочайших ее проявлениях.

Он не только рано начал проявлять способности к литературе, философии и музыке, но и прекрасно рисовал.

Окончив гимназию с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам, он поначалу собирался сдавать экзамен по курсу композиторского факультета Московской консерватории.

Однако выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией оказался очень непростым.

В итоге Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным...

Больше всего на свете я любил музыку...

Но у меня не было абсолютного слуха...».

В 1908 г. Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, но скоро перевелся на философское отделение историко-филологического факультета.

Летом 1912 г. он изучал философию в Марбургском университете в Германии, у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена, который советовал Пастернаку продолжить карьеру философа в Германии.

Но в итоге он отказался и от серьезных философских занятий, окончательно выбрав литературу и войдя в круг московских литераторов.

Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга», в 1914 г. близко знакомится с футуристом Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.

Позже, в 1920 г., Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

В 1913 г. Пастернак впервые публикует свои стихи, после чего осознает себя профессиональным литератором.

Как и многие другие поэты, он с воодушевлением принимает революцию, хотя его родители и сестры покидают советскую Россию, по личному ходатайству А. В. Луначарского.

Он активно пишет: в 1920-е годы созданы сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

В 1928 году Пастернак обращается к прозе: к 1930 г. он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота».

В конце 20-х - начале 30-х гг. он очень популярен в СССР, хотя и в течение недолгого периода.

Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР, в 1934 г. выступает с речью на его первом съезде.

Крупнейший партийный деятель Н. И. Бухарин призвал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза, а его большой однотомник с 1933 по 1936 г. ежегодно переиздаётся.

Но поэт чувствует приближение страшных времен и сжимающееся кольцо вокруг него.

В 1935 г. Пастернак последний раз едет за границу, в Париж, на Международный конгресс писателей в защиту мира - там с ним случается нервный срыв.

Тем не менее он сохраняет мужество: в 1935 г. он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобожденных из тюрем после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.

Одновременно он пытается заручиться поддержкой властей: публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину.

Однако уже к середине 1936 г. отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки.

Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы.

По мере ослабевающего интереса к советской власти стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

Его мало публикуют, в основном он зарабатывает переводами.

В 40-х гг. он переводит Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марию Стюарт» Ф. Шиллера, хотя сам не особо ценит затраченное на них время: «... Полжизни отдал на переводы - свое самое плодотворное время».

Он переводит грузинских поэтов, немало сделав для сближения русской и грузинской культур.

В 1945-1955 гг. Пастернак пишет свое основное произведение - роман «Доктор Живаго».

Это широкое полотно жизни российской интеллигенции.

Роман, в котором описаны реальные события бурной советской действительности времен революции, гражданской войны, мирной довоенной жизни 20-40-х гг., на самом деле исследует глубины человеческой души, раскрывает тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства.

Власти и официальная советская литературная среда отвергают роман; книга выходит в Италии, потом в Голландии и Великобритании.

Пастернак становится жупелом для официальной пропаганды.

Его травят, осыпают оскорблениями на рабочих собраниях и в прессе.

Собратья-писатели требуют его высылки и лишения советского гражданства.

Одновременно на Западе он становится знаменем борьбы с коммунизмом, с официальной советской идеологией.

В 1958 г. Альбер Камю выдвинул его кандидатуру на Нобелевскую премию по литературе, и она ему была присвоена (ранее Нобелевскую премию из российских писателей получил И.Бунин).

Однако травля Пастернака еще больше усилилась.

Его клеймили официальные советские писатели, а речь тогдашнего первого секретаря ЦК комсомола В.Семичастного вошла в историю: «...Как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца.

Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»...

Если сравнить Пастернака со свиньёй, то свинья не сделает того, что он сделал».

Пастернака исключают из Союза писателей.

Однако он не хочет покидать родину, в письме на имя Хрущёва он говорит: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти.

Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

В итоге Пастернака заставляют отказаться от Нобелевской премии.

Вскоре без согласия Пастернака на Западе публикуют его стихотворение «Нобелевская премия», где он пишет: «Но и так, почти у гроба,/ Верю я, придет пора, /
Силу подлости и злобы/ Одолеет дух добра».

Его вызывают к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, угрожая обвинением по ст. 64 «Измена Родине», однако, к счастью, все обошлось, и поэт не был отправлен в лагеря, подобно многим другим.

Но дух поэта уже сломлен.

Он тяжело болеет, а 30 мая 1960 г. Пастернак скончался.

Сообщение о его смерти было опубликовано только в двух газетах, но сотни людей пришли на его похороны.

Лишь много лет спустя, после краха советской власти, Пастернака признали великим русским поэтом, наряду с Ахматовой, Мандельштамом, Цветаевой.

В последние годы издается множество его сборников, по его книгам ставят спектакли и фильмы.

Вышло несколько собраний его сочинений. Конечно же, он был посмертно восстановлен в Союзе писателей, а в 1989 г. диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта - Евгению Пастернаку.

Пастернак - фигура глубоко трагическая.

Критик Наталья Иванова говорит: «Он не был расстрелян, как Гумилев, не погиб в лагере, как Мандельштам, не был доведен до самоубийства, как Цветаева, не прошел через ГУЛАГ, как Шаламов, не хлопотал о заключенном в тюрьму и лагерь сыне, как Ахматова.

Но он не был удовлетворен своей, внешне сравнительно благополучной, жизнью и сам вызвал свое несчастье, описав собственную вероятную судьбу в судьбе Юрия Живаго».

И тем не менее судьба Пастернака и после смерти остается неоднозначной.

С большим трудом удалось отстоять его дом в Переделкино, который стал домом-музеем.

Еще один дом-музей создан в Чистополе - в доме, где поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны, а также во Всеволодо-Вильве (Пермский край) - в доме, где начинающий поэт жил с января по июнь 1916 г.

Только в 2009 г. был открыт первый в России памятник Пастернаку - в г. Перми, а в 2014 г. - памятник в Белгороде.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В Москве ни одного памятника великому поэту до сих пор не установлено.

Ни одной улицы не названо в его честь.

И эти печальные факты очень заметны в сравнении с посмертными судьбами других российских литераторов, гораздо менее значимых по таланту и литературным достижениям».

Тем не менее в России широко отмечают день рождения поэта.

Показательно, что дом-музей в Переделкино впервые посетило высокое официальное лицо - спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

В Белгороде состоялся флешмоб, посвящённый 125-й годовщине со дня рождения Пастернака.

Все желающие могли прочитать стихи на аллее Нобелевских лауреатов у памятника поэту.

Состоялись чтения, посвященные памяти поэта, в Астраханской областной научной библиотеке им. Н. К. Крупской; готовятся провести чтения в барнаульской библиотеке, литературно-художественная программа к 125-летию поэта готовится в Псковской областной универсальной научной библиотеке.