Версия для печати

О завершении дела Светланы Давыдовой

13 марта уголовное дело в отношении подозреваемой в госизмене многодетной матери Светланы Давыдовой, которой грозило до 20 лет лишения свободы по ст. 275 Уголовного кодекса («Государственная измена»), было закрыто.

Следствие не нашло состава преступления в ее действиях.

Напомним, что многодетная мать из Вязьмы была задержана 21 января и этапирована в Москву в следственный изолятор Лефортово.

Ее обвиняли в государственной измене.

По версии следствия, в апреле 2014 г. она сообщила в посольство Украины, что расположенная рядом с ее домом воинская часть номер 48886 Главного разведуправления опустела, и предположила, что военных направили в Донецк для участия в боевых действиях.

В своих выводах она основывалась на услышанном в маршрутном такси телефонном разговоре.

Давыдову доставили в Москву, где суд арестовал ее на срок до 19 марта по делу о государственной измене.

Затем по ходатайству защиты ей была изменена мера пресечения на подписку о невыезде, и Давыдова была отпущена домой в Вязьму.

Впоследствии Мосгорсуд из-за допущенных при аресте процессуальных нарушений отменил и решение о ее заключении под стражу.

Наконец, как заявил адвокат Евгений Смирнов, в ходе следственных действий было проведено несколько экспертиз, которые показали, что информация о воинской части номер 48886 Главного разведуправления не является секретной, что его подзащитная не разглашала сведений, относящихся к гостайне.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Вся эта история выглядела довольно странно - как действия самой Давыдовой (мягко говоря, неадекватные), так и действия по задержанию матери семерых детей не говоря уже и о самом обвинении».

Задержание Давыдовой вызвало скандал и бурные протесты правозащитников и общественности, которые в немалой степени способствовали благополучному разрешению дела.

Однако такой финал имеет свои нюансы: поскольку дело Давыдовой прекращено по реабилитирующим основаниям за отсутствием состава преступления, она может требовать компенсации.

Другой адвокат Светланы Давыдовой Иван Павлов пояснил: «Здесь вступают в силу все нормы, касающиеся реабилитации безвинно привлеченных к ответственности лиц.

Можно взыскать компенсацию, даже если бы человек не содержался под стражей.

Но здесь ситуация осложняется тем, что кормящую многодетную мать в течение двух недель держали в условиях следственного изолятора».

Однако он заявил, что Давыдова не будет требовать компенсации: «Светлана считает, что в этом деле не виноваты налогоплательщики.

Здесь вина совершенно других должностных лиц.

И рано или поздно кто-то должен будет понести ответственность, но это будут решать уже соответствующие структуры ФСБ, прокуратуры и так далее».

Сама Светлана Давыдова на пресс-конференции отметила: «Нет, я не буду добиваться компенсации.

Пусть те деньги, которые я могу отсудить, пойдут на социальные программы».

По мнению женщины, несправедливо, что ответственность за действия следователя в таком случае легла бы на обычных налогоплательщиков.

Она поблагодарила тех, кто оказывал ей поддержку - юридическую команду, правозащитные организации, а также неравнодушных граждан России: «Хотелось бы сказать всем гражданам России, кто проявил свою активную жизненную позицию и поставил подписи под петицией в мою поддержку, большое спасибо».

Тем не менее защита намерена требовать официальных извинений от Генеральной прокуратуры: «Мы также будем просить следствие и прокурора дать информацию о ее реабилитации через центральные СМИ, сообщавшие о ее задержании».

Что касается следователей, которые возбудили это абсурдное дело, то, по мнению адвоката Оксаны Михалкиной, они, вероятнее всего, не понесут никакого наказания.

Более того, профессиональный провал никак не скажется на их карьерном росте: «По своему опыту могу сказать, что должностных лиц, которые незаконно подвергли многодетную мать репрессиям, привлечь к ответственности не удастся.

Максимум, что им грозит - дисциплинарное взыскание.

И то, решение о его наложении остается на усмотрении их руководителя.

Но даже если они получат дисциплинарное взыскание, вряд ли оно каким-то образом скажется на их карьерном росте - оно снимается уже через полгода».