Версия для печати

О разгоне флешмоба «рабов валютной ипотеки»

22 марта в Москве состоялась очередная акция жертв валютной ипотеки.

В воскресенье днем банковские должники, уже с декабря 2014 года взывающие о помощи к органам власти и Центробанку, совершили флешмоб на Красной площади.

Несколько десятков людей в футболках с надписью «Раб валютной ипотеки» прогуливались вдоль кремлевской стены с черными воздушными шарами в руках.

Через 10 минут после начала молчаливой акции на Красную площадь прибыл ОМОН.

Около 40 протестующих были задержаны и доставлены в ОВД.

Вновь заявить о своих проблемах разорившихся ипотечников подтолкнуло неоднозначное решение Центробанка.

19 марта на совещании у главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной было принято решение оказать господдержку не более 2 тыс. человек, в то время как нуждающихся в снятии валютного ипотечного бремени в России на сегодняшний день порядка 20 тыс. человек.

Не слишком обнадежил должников и внесенный в Госдуму законопроект Владимира Гутенева, предусматривающий мораторий на взыскание долгов по валютной ипотеке до 30 июня 2016 года.

Заемщики ждут от государства реальных оперативных мер, способных ощутимо изменить ситуацию.

Пока же, по их мнению, никаких перемен не наблюдается, а платить двукратно выросшие долги приходится каждый месяц.

Это далеко не первое массовое выступление несогласных.

Одна из акций состоялась 27 января у здания Центробанка в Москве и Санкт-Петербурге.

К воротам ЦБ протестующие бросали ключи, перевязанные траурными лентами с названиями банков, выдавших злополучные займы.

В действе приняли участие порядка 400 человек.

Ранее МБПЧ сообщало о февральской акции, когда протестующие вышли на московские улицы под лозунгом «Своих не бросают».

Между тем задержание участников «флешмоба рабов» на Красной площади стало первым радикальным вмешательством правоохранительных органов в мероприятия, инициированные валютными должниками.

«К нам подходили сотрудники полиции, не представлялись, не объясняли причин задержания, просто просили всех пройти вместе с ними в пазики.

Кого-то задерживали мирным путем, кого-то тащили под руки, женщину у нас одну просто два сотрудника полиции вели, не объясняя, за что нас задержали, - рассказывает активист Всероссийского движения валютных ипотечных заемщиков Светлана Бочкарева.

- Нас всех привезли в ОВД «Тверское», и после неоднократных обращений к сотрудникам полиции нам наконец-то объявили, что нас, оказывается, задерживают по статье 20.2 по 5 пункту, это Кодекс об административных правонарушениях, и нам пытаются предъявить нарушение законодательства о массовых мероприятиях.

Мы не участвовали в массовых мероприятиях, мы не организовывали шествие, мы не организовывали пикет, мы не организовывали митинг, никаких лозунгов мы не выкрикивали, но сотрудники полиции считают иначе.

У нас есть видеосвидетельство о том, что мы вели себя абсолютно мирно, никаких противоправных действий не производили, но сотрудники полиции придерживаются другого мнения».

Как пояснил управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов, «под словом «митинг» или «собрание», или «демонстрация» предполагаются некие сложившиеся правила»: «Если собирается в одном месте более чем два человека, есть риск нести некую ответственность этим людям административную за то, что они без определенного порядка, то есть не уведомив власти, собрали некое мероприятие публичное, тем самым нарушили порядок проведения этого собрания.

Соответственно, не важно, что было в данной ситуации написано на майках, футболках, какие были плакаты, хотя это тоже по порядку проведения общественных публичных мероприятий надо согласовывать с местными властями, но я так предполагаю, что собрание более двух человек уже является неким, с точки зрения наших правоохранительных органов, нарушением общественного порядка».

Задержанным по пункту 5 статьи 20.2 («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») грозит административный штраф от 10 до 20 тысяч рублей или обязательные работы сроком до 40 часов.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В сложившейся ситуации власти, безусловно, должны брать на себя ответственность за судьбу вкладчиков.

Ведь именно политическая стратегия, правильная или нет, привела в значительной мере к обвалу рубля.

Власти неоднократно заявляли, что санкции послужат только на пользу стране и ее народу.

Нужно, чтобы эти слова доказывались на практике, в том числе и по отношению к вкладчикам».