Версия для печати

Вспоминая Валентина Распутина

Писатель Валентин Распутин был очень неоднозначной фигурой в российском общественном пространстве.

Особенно последние два десятилетия.

И отношение к нему было очень разным.

Его боготворили россияне, укорененные в национально-православной почве, и сильно недолюбливали либералы.

Однако несомненно одно: с его смертью, последовавшей 14 марта 2015 г., Россия потеряла одного из своих крупнейших писателей.

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье.

После окончания школы он поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

Стремление к литературному творчеству проявилось у него очень рано: в студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты.

Окончив университет в 1959 г., Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет.

Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 г.Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В.Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 г. Валентин Распутин становится профессиональным литератором, с 1967 г. он стал членом Союза писателей СССР.

У него выходит несколько книг, но известность ему принесла повесть «Последний срок» (1970).

Затем были опубликованы принесшие ему славу рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В дальнейшем его произведения уже не удостаивались всенародной известности, если не считать появления в 1985 г. повести «Пожар».

Но и этих произведений хватило, чтобы включить В.Распутина в число наиболее видных российских писателей из группы авторов так называемой «деревенской прозы».

Он и его соратники (В.Белов, В.Солоухин, Б.Можаев, В.Крупин и др.) воспевали русскую деревню, изничтоженную, но вместе с тем являющуюся источником неугасимой духовности и света.

Образ деревни, которую затапливают, истребляют, снова и снова возвращается на страницах его прозы, разрастаясь до символа всей огромной страны, со всеми ее просторами.

Он сознавал себя ответственным перед беззащитной и сиротливой землей, стремясь уберечь ее от вполне конкретных обид и бед, которые ему виделись.

Гибель русской деревни Валентин Распутин осознавал яснее, чем кто-либо из его современников.

В сущности, его собрание сочинений в своей совокупности постепенно вырастало в грандиозную отходную деревенской российской жизни, которая длилась с незапамятных времен, а тут пришла к своему финалу.

Распутин напоминал, что ещё столетие назад Россия была крестьянской страной, что многие десятилетия приток в города шёл из деревни, что в советское время «крестьянскому происхождению открылись дороги в университеты и академии», но всё это говорилось «не для того, чтобы возвысить деревню, идеализировать её и доказать её первенство в судьбе России».

Писатель прекрасно понимал, что в этом нет никакой необходимости, что «и город, и деревня всегда оставались на своих местах, как их Господь и власть устроили».

Одно не вызывало у него сомнения, определяя его писательское и общественного служение: «Деревня всегда была надёжным фундаментом России, видимой и невидимой твердью, кладом, где всего-всего Богом и человеком заложено в избытке, тылом настолько бескрайним и могучим, что не могло быть ему, казалось, никакого износу».

Знал Распутин и то, что «мужика в деревне не надо было учить патриотизму - он был у него в крови; мужик не нуждался в понуждении к национальному чувству - он весь из него состоял, не всегда, впрочем, разбираясь, что это такое, но исполненный им настолько, что братство в многонациональной российской семье принималось им так же естественно и дружественно, как всякая необходимая богоданность».

Но Распутин был знаменем национального самосознания не только в силу избранной тематики, но и из-за своего отношения к языку.

Отношение Распутина к русскому языку и русской литературе близко к мистическому.

«Русский язык, русская словесность и отечественная история - когда бы оберечься этим триединством в их нераздельности, да ещё с молитвой, встали бы мы на путь спасения», - говорил он в своём выступлении на XIV Рождественских образовательных чтениях в 2006 г.

А десятью годами ранее, в 1996 г., появился «Мой манифест» Распутина.

Это была полемика с теми, кто на разные лады повторял тогда «один и тот же мотив о смерти русской литературы», и в то же время это было задание себе и своим литературным единомышленникам.

Манифест Распутина, словно не замечавшего постмодернистских веяний времени, призывал к национальному служению, он строился на глубокой убеждённости писателя в том, что «русский человек стал вместилищем духа», и именно «отсюда, из духовного склонения Руси, и особая роль в ней литературы».

Литература «всегда была у нас больше, чем искусство».

И определялось это тем, говорил Распутин, что «русскость в широком смысле слова - это... духовная качественность», это «аттестат на особую роль в мире».

И «нет сейчас у нашей литературы более важной задачи, нет цели более необходимой, чем вернуть русскому имени достоинство и твёрдость».

Но и этим не ограничивался в своей деятельности Валентин Распутин.

Он был больше, чем литератор.

Любовь к русской деревне и русской литературе он положил в основу своей общественной деятельности, в которой он достиг немалого.

Во многом благодаря ему был похоронен проект переброски северных рек, который свел бы на нет природное своеобразие центральной России, если не уничтожил бы его.

Сначала присоединившись к перестроечному движению (в 1990-1991 гг. он был членом Президентского совета СССР при Горбачеве), потом он жалел об этом: «Мое хождение во власть ничем не кончилось.

Оно было совершенно напрасным... Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел.

Мое предчувствие меня обмануло.

Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы.

Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали».

С годами его негативизм по отношению к властям новой России только усиливался.

За последние десять лет он сблизился с КПРФ, требовал уголовного преследования Pussy Riot, обрушивался на разоблачителей культа Сталина.

Он занимал последовательную антиперестроечную, антилиберальную позицию.

Но важно то, что она была именно последовательной.

Распутин никогда не изменял себе.

Литературовед Евгений Сидоров отметил: «Перестройка развела нас совершенно.

Он и Белов поддерживали другую точку зрения на развитие страны.

Но это не имеет никакого отношения перед лицом вечности».

Вклад В.Распутина в русскую литературу, вечность его литературных достижений отметили многие российские литераторы и общественные деятели.

Директор Института русской литературы Всеволод Багно говорит: «То, что Валентин Распутин - величайший писатель России, мое поколение знало со старших классов школы.

Все мы это поняли в конце 1960-х годов после выхода в свет повестей «Деньги для Марии», «Последний срок», но особенно после появления повестей «Живи и помни» и «Прощание с Матёрой».

Подчас при всей нашей любви к тому или иному русскому писателю трудно бывает ответить на вопрос, сказал ли он свое новое слово в мировой литературе.

Собственно говоря, любовь с этим осознанием никак не связана.

И все же для нас ясно, что новое слово сказал Пушкин.

Для мира ясно, что новое слово сказали Толстой, Достоевский и Чехов.

Ясно как для нас, так и для многих в мире, что новое слово сказал и Валентин Распутин».

Генеральный директор Общественного телевидения России Анатолий Лысенко сказал: «Я не был лично знаком с Распутиным.

Но, конечно, писатель Распутин - это время, эпоха, явление.

Он был одним из крупнейших писателей современности».

Директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков заявил: «Умер великий русский писатель Валентин Распутин.

Он был среди тех, кто еще в 60-е годы в конфликте с коммунистической идеологией начал возрождать русскую идентичность и православие как ее важнейшую опору.

Он был среди первых в мире экологов, которые сражались за чистоту природы, против бизнеса.

Но при этом он был консервативным активистом в защиту природы, а не либеральным, поэтому и не пользовался такой поддержкой в СМИ, как, например, «Гринпис».

Распутин пытался защищать моральные принципы традиционной жизни от разложения под напором мегаполисов.

Как писатель он стремился не к поискам новизны формы, а к традиционным формам литературы и к социальной и нравственной проблематике.

Поэтому СМИ, в которых доминируют либеральные позиции, его игнорировали.

Современному читателю трудно читать Распутина, потому что там нет рекламных трюков, блесток, провокации, хэппи-энда, а есть сложная, временами даже тяжелая правда жизни.

Но современный человек про такую правду знать не хочет.

Поэтому Распутина будут прославлять официально, будут издавать - но не читать.

А «Прощание с Матёрой» показало, что Распутин и кинематографичен, и гениален».

Глубокие и искренние соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России В.Путин, о чем сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков: «Президент был хорошо знаком с писателем, является поклонником его творческого таланта и будет всегда помнить глубокие продолжительные беседы с Валентином Распутиным».

Выразил свои соболезнования и Председатель Госдумы С.Нарышкин.

Валентин Распутин не был обойден официальным признанием и государственными наградами: он Герой Социалистического Труда (1987), лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012), премии Правительства РФ (2010), многих других премий.

Он награжден орденами и медалями.

Ему присвоено звание почётного гражданина Иркутска (1986), почётного гражданина Иркутской области (1998).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Не награды определяют вклад Валентина Распутина в русскую культуру, не его весьма спорные взгляды последних лет, а его творчество, особенно 70-80-х годов прошлого столетия.

Валентин Распутин завещал похоронить его на родной иркутской земле.

И его будут помнить не только в родной области, но и во всей России - благодаря его литературному таланту и любви к России».