Версия для печати

В Санкт-Петербурге обсудили проблемы нетерпимости

12-13 октября 2009 г. на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялась научно-практическая конференция "Межнациональные отношения в России и пути предотвращения экстремизма, агрессивной ксенофобии и этнической дискриминации".

 

Организаторами конференции выступили: Департамент по противодействию экстремизму МВД РФ, Центр по противодействию экстремизму ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Общественная палата РФ, Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет; посольство ФРГ в Москве, Московское Бюро по правам человека.

 

Московское Бюро по правам человека, Московский антифашистский центр, партнерские организации, ведущие московские эксперты последние четыре года плотно сотрудничают с правительством Санкт-Петербурга, местным Домом национальностей, петербургскими НКО в вопросах исследования проблем ксенофобии и всех форм нетерпимости, выработке стратегии взаимодействия. За эти годы прошли две совместные конференции в Смольном, круглые столы в Доме национальностей, Доме журналистов, на базе прокуратуры Ленинградской области, в учебном центре в г. Пушкине.

При поддержке губернатора В.И. Матвиенко и городского комитета по культуре московские и санкт-петербургские НКО в Санкт-Петербурге провели антифашистский фестиваль "Ради жизни".

 

Участники конференции в СПбГУ обсудили следующие темы:

– пробелы российского законодательства, предусматривающего ответственность за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни;

– "экстремизм": реальная угроза или пугало?;

– анализ активности национал-радикальных организаций и радикальных СМИ в РФ;

– пути правового реагирования на проявления агрессивной ксенофобии и экстремизма, опыт зарубежных стран (преодоление Германией рецидивов нацизма);

– "язык вражды" в федеральных и региональных СМИ, проблема правового регулирования Интернета;

– совершенствование миграционной политики и предотвращение мигрантофобии;

– профилактика ксенофобии и агрессии путем просвещения и воспитания молодежи;

– проблемы экспертизы радикальных текстов и идеологий, развитие института экспертизы в РФ, кадрового состава экспертного сообщества;

– пути взаимодействия НКО, органов власти и СМИ в профилактике ксенофобии и экстремизма.

 

В работе конференции приняли участие: заместитель начальника управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму Алексей Жафяров; начальник Центра "Э" ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Михаил Ильин; ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев; заместитель главы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков; член Общественной палаты, директор Московского Бюро по правам человека Александр Брод; член Общественной палаты, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский; Генеральный Консул ФРГ в Санкт-Петербурге Петер Шаллер; член Общественной палаты РФ, председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д.С. Лихачева, писатель Даниил Гранин; лидеры профильных НКО, национальных и религиозных организаций, ведущие эксперты по этнопроблематике: В.И. Мукомель, доктор социологических наук, директор Центра этнополитических и региональных исследований, г. Москва; В.А. Шнирельман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук; Е.Я. Бурлина, доктор философии, директор Института "Город. Страна. Планета", Дюссельдорф, ФРГ; Г.Л. Бардиер, профессор кафедры культурологии и общегуманитарных дисциплин Невского института языка и культуры, психолог-эксперт Центра гуманитарных и политических наук "Стратегия", г. Санкт-Петербург; Б.Н. Пантелеев, советник юстиции, исполнительный директор агентства правовой информации "Человек и закон"; В.Г. Узунова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии, г. Санкт-Петербург; В.Н. Монахов, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, профессор кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, г. Москва; Д.З. Мутагиров, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, директор Центра изучения прав человека и  народов, и др.

 

М. Ильин в своем выступлении отметил, что проблема ксенофобии и экстремизма в Петербурге стоит очень остро. За 2008-2009 гг. было выявлено 500 сайтов, направленных на разжигание национальной вражды. Соответственно, растет количество текстов, которые требуют профессиональной экспертизы. На сегодняшний день квалифицированных экспертов в Северной столице крайне не хватает.

 

По мнению В. Мукомеля, в российских дискурсах о мигрантах их гражданская принадлежность подменяется этническим происхождением; национальность в обыденном сознании превалирует над гражданством. Преувеличенное значение этничности, пронизывающее все аспекты социальных контактов, в первую очередь затрагивает мигрантов: мигрантофобии имеют явную этническую этиологию. Ксенофобские настроения, разделяемые большинством населения России, проецируются на представителей мигрантских, нетрадиционных для данной местности меньшинств, независимо от их гражданства: особо негативно россияне относятся к выходцам из стран Закавказья и республик Северного  Кавказа, государств Средней Азии, Юго-Восточной Азии, к цыганам.

 

Среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в социум. Россияне отрицательно относятся к доступу мигрантов ко всем сферам занятости и категорически против того, чтобы мигранты приобретали собственность на территории России. Большинство респондентов не испытывают никакого желания видеть мигрантов среди своих родственников или соседей.

 

Доля россиян, толерантно настроенных к мигрантам, не превышает 25%. Не внушает оптимизма и то обстоятельство, что на смену достаточно толерантной молодежи конца 1980-1990-х гг. приходит молодежь, социализированная в ином, более ксенофобском социокультурном контексте. Такая молодежь солидарна с самыми жесткими мерами по отношению к мигрантам и меньшинствам. В массовом обследовании молодежи, на вопрос "как следовало бы поступить с незаконными мигрантами", 22% респондентов ответили, что их следовало бы "ликвидировать" (убить), 21% – что их следует "изолировать от общества". Жестокость к мигрантам стала нормой: ежегодно подвергаются насилию сотни представителей "видимых меньшинств" и кавказцев.

 

Антимигрантские настроения, культивируемые масс-медиа, муссируемые публичными политиками, проникающие в массовую культуру и поддерживаемые отдельными представителями интеллектуальных кругов, становятся неотъемлемым компонентом общественного сознания. "Язык вражды", особенно в Интернете, стал обыденностью.

 

Ксенофобские настроения подпитываются алармистскими прогнозами, основанными на весьма спорных основаниях. Так, в последние месяцы стала популярной тема предполагаемого роста преступности трудовых мигрантов, оставшихся без работы. Одобрение населением законодательных, административных и иных мер, препятствующих притоку и интеграции иммигрантов, создают специфический фон для дискриминационных социальных практик. Иммигранты подвергаются дискриминации в социальной, культурной, экономической областях, однако наиболее болезненными для них являются получившие самое широкое распространение дискриминационные практики в сфере трудовой занятости и найма жилья.

 

Подавляющее большинство мигрантов, в силу ужесточения требований в государственных организациях, не имеют законных оснований для работы в России, в результате чего они выталкиваются в частный бизнес, теневую экономику. Практически единственной возможностью проникновения  на рынок труда они считают работу в частном секторе: считается, что дискриминация здесь менее распространена, чем в бюджетных организациях. Однако в общественном сознании такой вынужденный выбор представляется как осознанный выбор, диктуемый национальной традицией мигрантов.

 

Известно, что быстрый и легкий доступ на рынок труда – один из важнейших факторов успешной адаптации иммигрантов. Дискриминация же на рынке труда, проявляющаяся в ограничении доступа представителей мигрантских меньшинств к отдельным видам работ и сферам занятости, в оплате и условиях труда затрудняет их аккультурацию. Большинство трудовых мигрантов и значительная часть иммигрантов сталкивается с такими российскими реалиями, как отсутствие свободного доступа к рынкам труда, отсутствие прав в трудовой сфере, прав на социальную  защиту и социальный диалог.

 

Не менее отчетливо выражена дискриминация на рынке жилья: практически во всех регионах можно встретить объявления: "сдам русской семье", "сдам славянам", реже – "кавказцев просим не беспокоить". В результате мигрантам приходится переплачивать за найм жилья – но даже если стоимость найма жилья не выходит за пределы общепринятого разброса цен, то этнические мигранты сталкиваются с более жесткими или формализованными условиями найма.

 

Интолерантность принимающего населения и дискриминационные практики – это значимый фактор сегрегации иммигрантов. Но не в меньшей мере ее провоцирует низкая способность этнических мигрантов адаптироваться к окружающей социальной среде – их слабая включенность в повседневный культурный контекст принимающей стороны, плохое знание русского языка, отсутствие у них потребности следовать общепринятым образцам и традициям  и/или их незнание (часто принимаемое местными жителями за нежелание соблюдать их).

 

Самая серьезная опасность сегрегации состоит в "анклавизации", появлении этнических ареалов расселения наименее приспособленных к городской среде иммигрантов. В настоящее время такие процессы имеют место в российских городах преимущественно вблизи крупных торговых точек и других мест массовой занятости иноэтничных мигрантов. Большинство россиян полагают, что власти не должны допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России. Однако руководство ряда субъектов Федерации, попустительствуя ксенофобским настроениям, планирует создание своеобразных мигрантских гетто.

 

Сотрудники психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета регулярно (с 2000 г.) исследуют уровень толерантности среди студентов гуманитарных вузов северной столицы. Результаты опроса более чем двухсот студентов в сентябре этого года вызвали серьезную озабоченность у экспертов. "В 2000-2004 гг. студенты Петербурга проявляли нормальную позитивную этническую толерантность. Они были готовы к сотрудничеству с представителями различных народов, стремились к культурной интеграции", – заявила профессор кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ Людмила Почебут. По ее словам, уровень толерантности в эти годы оставался более или менее стабильным. Он падал лишь тогда, когда в стране и мире происходили крупные теракты: в октябре 2000 г., во время операции НАТО в Югославии, 11 сентября 2001 г., после терактов в Нью-Йорке, в октябре 2002 г., когда террористы захватили театральный центр на Дубровке. Данные недавнего исследования указывают на то, что уровень толерантности молодых людей упал в два раза по сравнению с показателями 2004 г. Причем ухудшилось отношение практически ко всем народам, которые представляются государствами, задействованными в активном политическом поле:  англичанам, американцам, французам, немцам, грузинам, прибалтам, китайцам. Оценивая возможность сосуществования с молдаванами, выходцами из стран Средней Азии и Кавказа, студенты все чаще выбирают ответ: "Я предпочел бы не видеть их в своей стране".

 

По мнению Л. Почебут, критический порог уже пройден, и обществу следует задуматься над тем, какие идеи могут пропагандировать в будущем студенты-гуманитарии, столь негативно относящиеся к инородцам: ведь многие из них будут сами преподавать в школах и вузах. "Вместо взаимодействия, налаживания деловых, межкультурных контактов, молодые люди предпочитают обособленность, изоляцию. Их толерантность повысилась, но лишь к славянским национальностям – белорусам и украинцам. Другие этносы вызывают все больше и больше недоверия", –  утверждает ученый.

 

Настолько ли ксенофобия неизлечима, – или же, в современных условиях, люди, отягощенные экономическими проблемами, будут относиться к приезжим все с большей враждой и недоверием? А. Брод посетовал на то, что петербургская программа "Толерантность", рассчитанная на срок до 2010 г., заканчивается совсем не вовремя. "Эта программа снижает свои обороты, становится менее влиятельной, уходит в кулуары. На просвещение и образование граждан нельзя жалеть деньги – это важнее, чем строительство "Охта-центра",  – заметил он.

 

Эксперты МБПЧ совместно с юридическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета начинают экспертизу Федерального закона о противодействии экстремистской деятельности, разработку учебного курса, посвященного экспертным оценкам радикальных текстов; в ближайшее время состоится круглый стол с участием судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

В подготовке пресс-релиза использована информация Росбалт, БалтИнфо.ru.