Версия для печати

О ежегодном докладе краснодарского омбудсмена

Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак подготовил отчетный доклад за 2014 г., в котором проанализировал состояние прав и свобод человека в крае, а также поставил целью «привлечь внимание органов государственной власти, местного самоуправления, научного сообщества, средств массовой информации, институтов гражданского общества и широкой общественности к актуальным проблемам защиты прав человека, профилактики и предотвращения их нарушений».

Доклад основан на информации, полученной в результате анализа устных и письменных обращений граждан, некоммерческих организаций, официальных ответов, поступивших из государственных и муниципальных органов власти, а также на основе данных мониторинга печатных изданий, телевидения, Интернета о состоянии прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края.

Помимо данных мониторинга, автор использует данные социологических исследований, которые показывают динамику изменений общественного мнения по наиболее острым проблемам.

Так, введение начинается с «радостных переживаний за нашу олимпийскую сборную и триумф паралимпийцев», здесь говорится об успехах нашей сборной, о переживаниях зрителей.

Автор говорит о замечательных последствиях Олимпиады для Сочи, но совершенно не касается высказываний многих экспертов на предмет того, что олимпийские постройки в Сочи ныне убыточны (что, впрочем, характерно для большинства постолимпийских объектов в мире).

Потом автор переходит к Украине, рассказывает об украинском национализме, русофобии, Крыме, отношении крымчан к России и пр., сообщает о том, какие усилия были предприняты для обустройства беженцев в крае, обеспечения их прав.

Автор фокусируется на нескольких острых проблемах, начав с проблем страхования: «Анализ ситуации на рынке страхования показал, что происходило систематическое и массовое нарушение прав жителей Краснодарского края при покупке полиса ОСАГО, а в политике страховых компаний можно было предположить наличие сговора».

Проблему пришлось разрешать: «В этой ситуации были направлены соответствующие письма в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с просьбой изучить данный вопрос, при установлении фактов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, принять меры в соответствии с законом».

В качестве острых проблем автор выделил также предоставление жилья детям- сиротам, организацию переправы через Керченский пролив, организацию движения в крупных городах.

В первой главе автор рассматривает взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.

Автор доволен сложившейся ситуацией, отмечая, что взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае с органами государственной власти и местного самоуправления «приобрело системный характер, направленный на объединение усилий в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края».

«Высокий уровень взаимодействия сложился и с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти.

Тесные взаимоотношения сложились между Уполномоченным и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (УФСИН)», - отмечает он.

Автор в целом оценивает позитивно и свое взаимодействие с органами местного самоуправления, хотя и обнаруживает здесь «досадные недоразумения», в связи с чем сформулировал предложения, которые будут внесены на обсуждение в Законодательное собрание края.

В разделе о взаимодействии с гражданскими институтами и научным сообществом прозвучала более масштабная критика.

Автор сообщил о заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 15-17 декабря 2014 г., и приводит мнение члена Совета Е.А. Тополевой-Солдуновой, что в крае отсутствует полноценный диалог между властью и региональными НКО, растет их взаимное недоверие, НКО оппонируют власти.

Автор отчасти согласен с Тополевой-Солдуновой, отметив, что в последнее время наблюдается определенное усиление давления на некоммерческие организации (НКО).

«В конце 2014 года прозвучал неприятный и то же время тревожный сигнал для всех региональных НКО: против одной из ведущих некоммерческих организаций Кубани, Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю было возбуждено дело по ч.1 ст.19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»)».

Автор сообщает о себе в третьем лице (как он постоянно делает в отчете): «Ситуация, связанная с Краснодарской краевой общественной организацией выпускников вузов, требует пристального изучения.

Именно поэтому Уполномоченный этот случай взял на особый контроль и обязательно примет участие в судебном разбирательстве, которое состоится в 2015 году».

В то же время автор считает, что «представители гражданского общества помогают органам власти вырабатывать эффективные решения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты граждан, в улучшении делового и инвестиционного климата.

С целью укрепления инфраструктуры гражданского сектора Кубани оказывается финансовая, информационная и методическая поддержка НКО.

Если говорить о финансовой поддержке НКО со стороны органов власти, то в последние годы наблюдается ее постоянный и значительный рост».

В разделе о правовом просвещении вновь сначала идет долгое описание важности этого процесса, а потом рассказывается о деятельности членов Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае.

Автор отмечает, что он активно сотрудничает с разными СМИ и интернет-порталами.

Больше всего жалоб к омбудсмену поступало из мест заключения, а также от пенсионеров.

Из трех районов жалоб не поступало.

Глава насыщена фактическим материалом по статистике поступивших жалоб.

В третьей главе автор рассказывает о «реализации» прав и свобод гражданина.

Он отметил, что «обращаются к Уполномоченному с просьбами принять участие в судебном разбирательстве, кроме того, такие просьбы поступают от адвокатов и даже из судов», при этом действующее законодательство исключает возможность обращения региональных Уполномоченных в суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций с жалобами на решения, приговоры, определения суда.

Отметим, что омбудсмен сконцентрировался на нарушениях социально-экономических прав граждан.

В докладе ничего не говорится о произволе полиции, о нарушении прав мигрантов, национальных меньшинств, религиозных меньшинств - того, что составляет повседневную жизнь страны и, несомненно, Краснодарского края.

Впрочем, в Заключении омбудсмен приходит к выводу, что в целом в крае обеспечивались гарантии реализации прав и свобод человека, а имевшиеся факты их нарушений не носили системного характера.