Версия для печати

Заявление Московского бюро по правам человека в связи с участившимися попытками самосожжения в России

В России стали регулярно происходить попытки самосожжения. Что заставляет человека пойти на самоубийство, да еще выбрать столь демонстративную его форму? Ведь самосожжение – не только мучительный вид смерти, но и оставляющий обычно тяжелую психологическую травму у окружающих.

Именно демонстративность и шоковый эффект, служат, по-видимому, основной мотивацией для самоубийц при выборе формы расчета с жизнью. Несомненно, значительное число таких самоубийц составляют люди психически нездоровые. Нередко такие действия совершаются в состоянии сильного алкогольного опьянения.  Но история знает и другие случаи, когда самосожжения совершались из политических целей: в 1969 г. в Праге студенты Ян Палах и Ян Зайиц с интервалом в месяц совершили самосожжение в знак протеста против советской оккупации Чехословакии,  в 2005 г. двое израильтян совершили самосожжение в знак протеста против выселения жителей Гуш-Катиф, несколько лет назад трое граждан Китая сожгли себя в знак протеста против политических репрессий. В 2007 г. деятели молодежного "Яблока" И.Яшин и А.Шуршев совершили "символическое самосожжение" у стен Кремля, в знак протеста против результатов выборов.

Регулярно раздаются сообщения об угрозах самосожжения, которые сами по себе стали уже действенным инструментом протеста. Так, еще недавно такие угрозы исходили от двух сотрудников Первого канала телевидения, уволенных, как они полагали, несправедливо.

Самосожжения осуществляются людьми от отчаяния – они не получают социальных выплат, лишаются квартир.

Как отличить акты сознательного самосожжения человека, в самом деле доведенного до отчаяния или выбирающего крайнюю форму демонстрации обществу своей общественно-политической позиции, от действий психически нездорового человека? И так ли уж размыта эта граница? Неужели нет иных способов борьбы за свои права, отстаивания политических интересов, чем самоубийство?

Из регулярных сообщений о самосожжениях в России трудно сделать окончательный вывод о мотивациях людей. Но несомненно одно –  социально-экономические проблемы, психологический климат в стране тяжелы, потенциальная опасность суицидов, в частности, самосожжений, велика.

Это и тяжелейшая атмосфера в армии: 25 октября сотрудникам ФСО удалось предотвратить самосожжение женщины, которая хотела таким образом привлечь внимание к проблемам сына — он служит в армии, и, по словам матери, постоянно подвергается издевательствам со стороны сослуживцев и командования части.

Это и проблема многочисленных людей, социально неадаптированных, лишенных жилья: 22 октября 30-летний бомж, уроженец Бурятии, пытался сжечь себя на Лобном месте, пытаясь привлечь внимание властей к проблемам лиц без определенного места жительства.

Это недоверие к судебным органам и невозможность добиться своих прав в рамках правового поля: в конце 2007 г. на Красной площади попытался устроить самосожжение житель Чувашии, протестовавший против решения суда.

Отсутствие социальной защищенности, нереализованность политических прав и свобод, безработица, низкие заработки, повсеместное пьянство, – все это, как и многие другие причины, действует угнетающе на психику людей. Только на пути построения демократического, экономически сильного и социально-ориентированного государства можно исправить ситуацию.