Версия для печати

О шумной свадьбе в Чечне

16 мая в Грозном состоялась свадьба 47-летнего начальника РОВД, полковника полиции Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы Гойлабиевой. Разница в возрасте супругов - дело не такое редкое для Кавказа, но внимание к предстоящей свадьбе привлекла публикация в «Новой газете» журналистки Елены Милашиной. Она утверждала, что девушку из села Байтарки Ножай-Юртовского района заставляют выйти замуж против собственной воли: «Начальник РОВД Гучигов поставил родителям девушки ультиматум: выдать дочь добровольно 2 мая. Или он заберет девушку силой, а семью не пощадит».

По словам Милашиной, Нажуд Гучигов выставил по всему селу посты, чтобы родители не увезли Луизу. При этом, как сообщала журналистка, мужчина якобы намерен сделать ее второй женой: высокопоставленный полицейский заявил, что у него уже есть супруга и разводиться он не собирается. Впрочем, накануне свадьбы стало известно, что Гучигов якобы не регистрировал брак с «первой женой», поэтому смог сыграть свадьбу с Гойлабиевой.

Публикация вызвала переполох в самой Чечне. Глава Чечни Рамзан Кадыров был крайне недоволен тем, как освещалась вся эта ситуация. Кадыров отчитал руководителей республиканских СМИ за то, что они, в отличие от федеральных журналистов, проигнорировали историю со свадьбой. Глава Чечни отправил к семье Гойлабиевой своего доверенного человека. Выяснилось, что девушка идет под венец по собственному желанию и с согласия родных. В интервью девушка также сообщила: нет никакого давления, она сама хочет выйти замуж.

Сам Кадыров одобрил браки с большой разницей в возрасте. Он привел в своем Instagram в качестве примеров Андрея Кончаловского, который старше своей супруги на 36 лет, брак Аллы Пугачевой и Максима Галкина, а также семьи других деятелей культуры. По мнению Кадырова, публикация в «Новой газете» - это вмешательство в личную жизнь. Глава Чечни заявил, что журналистка Милашина выставила девушку и начальника РОВД на посмешище перед всей Россией. Кадыров также опубликовал видео, на котором журналистку выгоняют из дома невесты, когда она якобы требовала, чтобы девушка отказалась от свадьбы.

Депутат Госдумы России Шамсаил Саралиев обвинил Милашину в искажении фактов, сославшись на несколько неточностей в тексте. В пресс-службе омбудсмена Уполномоченного по правам ребенка при Президенте России Павла Астахова сначала сообщили, что не получали официальных обращений от самой Луизы или ее родных: «Родители и близкие родственники не возражают и не жалуются, насилия никакого нет. В РФ вступление в брак возможно только добровольно. Об этом спрашивают при регистрации брака», - а также заявили, что насильно уполномоченный по правам ребенка никого не защищает.

Однако заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин призвал Астахова немедленно выехать в Чечню и разобраться на месте со скандальной свадьбой и ситуацией вокруг несовершеннолетней девушки: «Его прямая обязанность не ждать у моря погоды, а реагировать на сообщения СМИ, выезжать в регион и разбираться на месте, нарушаются ли действительно права несовершеннолетней или нет».
В результате по поручению П.Астахова уполномоченный по правам ребенка в Чечне провел беседу с представителями властей, а также поговорил с самой девушкой и ее родителями и сообщил, что «ни от родственников, ни от родителей, ни от самой девушки мы не слышали никаких заявлений о насилии или другом нарушении ее прав. Все эти факты не подтвердились».

Против бракосочетания Гойлабиевой и Гучигова выступила уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова: «Надеюсь, что глава Чеченской Республики не допустит такого вопиющего факта, признака какого-то Средневековья, которое противоречит традициям и обычаям самого чеченского народа». Э.Памфилова выразила намерение разобраться в ситуации вокруг свадьбы несовершеннолетней девушки и главы РОВД в Чечне. Памфилова также намерена выявить все проблемные ситуации внутри института брака в других регионах страны помимо Чечни: «И вокруг свадьбы, и относительно того, что происходит, я сейчас подготовила и сделала ряд запросов». Неожиданно с ней в одной связке оказался известный своими скандальными заявлениями депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, потребовавший от главы МВД России Владимира Колокольцева дать оценку морального облика полковника Гучигова.

В итоге отложенная после публикации свадьба все же с помпой состоялась. В торжествах принял участие и Р.Кадыров, который станцевал на свадьбе лезгинку. Кроме того, глава администрации Кадырова, Магомед Даудов, рассказал, что жених, глава Ножай-Юртовского РОВД Нажуд Гучигов, является его старым другом; именно этим фактом он объяснил свое шефство над невестой на «торжестве века»: он сопровождал Гойлабиеву в ЗАГС, а там помог взять ей паспорт с только что поставленной печатью о замужестве и вообще распоряжался во время церемонии.
Корреспондент журнала «Коммерсантъ» Елизавета Сурначева написала в своем Facebook после просмотра видео с регистрации свадьбы, что брак зарегистрировала якобы ведущая радиостанции «Грозный» Ася Белова. «Это вообще как? Зачем? Она вообще может?» - задавалась вопросом Сурначева. В пресс-службе ЧГТРК «Грозный» пояснили, что Белова не регистрировала брак, а выступила лишь в качестве приглашенной ведущей, а регистрацию проводили, как обычно, сотрудники ЗАГСа: «Есть свидетельство о заключении брака, где стоит фамилия человека, который регистрировал, и его подпись». Инициатором приглашения на свадьбу Беловой, которая очень популярна в республике и часто проводит торжественные мероприятия, стал отдел ЗАГСа. Одновременно в радиокомпании сообщили, что Луиза Гойлабиева подала на журналистку Милашину заявление в прокуратуру. Телерадиокомпания утверждала, что связалась с руководителем пресс-службы «Новой газеты» Надеждой Прусенковой. Отмечалось, что «все-таки придется выносить спор на рассмотрение общественной коллегии по жалобам на прессу». При этом сама Прусенкова сообщила радиостанции «Эхо Москвы», что «Новая газета» готова к любым разбирательствам.

Скандальное событие стало приобретать уже политический характер. «Новая газета» решила приостановить работу в Чечне и подать заявление в Следственный комитет по факту воспрепятствования журналистской работе Милашиной. До этого сообщалось, что журналистка уехала из республики 14 мая, после того, как прикомандированные из других регионов полицейские посоветовали ей «следить за личной безопасностью». По их словам, Милашиной якобы интересуются чеченские силовики. Однако в самой «Новой газете» опровергли сообщения о том, что журналистка покинула Чечню из-за угрозы для жизни.

Напомним, что обсуждались не только разница в возрасте молодоженов и степень добровольности, с которой девушка выходила замуж, но и сообщения об узакониваемом двоеженстве жениха. Событие, случайно или нет, оказалось приуроченным к грядущему обсуждению в Госдуме законопроекта о запрете двоеженства (как это было до 1996 г.). Член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова предложила ввести уголовную ответственность за многоженство.

Знаменитая своей борьбой с гомофобией глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина с этим не согласилась: «Вводить уголовную ответственность за это [многоженство] нелепо, потому что причина не в отсутствии уголовного закона, а в том, что мужчин не хватает, возможно, таких, с которыми женщины хотели бы создавать семью и иметь детей», - и добавила, что в комитете не готовят законопроект о введении наказания за многоженство, поскольку по одной ситуации законы не принимают: «В комитете нет таких законодательных инициатив, к нам никто не обращался, сами мы не разрабатываем. Более того, лично я буду против таких законодательных инициатив».

Комментируя же свадьбу в Чечне, Мизулина отметила, что, по имеющейся в комитете информации, мужчина в зарегистрированном браке никогда не состоял: «Пусть по законам шариата, но это было сожительством. Факта двоеженства просто нет». Однако в эти же дни руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов, опять же, случайно или нет, предложил легализовать в России многоженство: «Хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать».

Поддержал Е.Мизулину и руководитель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он вообще усматривает за дискуссией по поводу свадьбы в Чечне информационную атаку противников традиционной семьи. По его словам, те круги, которые в настоящий момент активно критикуют полигинию на Северном Кавказе, часто выступают и в поддержку однополых браков: «За нынешней информационной атакой на Чечню стоят группы, которые хотели бы разрушить традиционную семью как явление». При этом В.Чаплин напомнил, что в православной традиции многоженство не принято, а славянский брак в целом представляет собой союз одной женщины и одного мужчины, которые заводят и воспитывают детей.

Зато резко против двоеженства выступила Элла Памфилова. Она отметила, что многоженство «не предусмотрено ни в одном законе», а также подчеркнула, что это касается всех субъектов РФ. Она также подчеркнула, что Россия - цивилизованная страна, руководство которой не пойдет на разрешение многоженства на законодательном уровне, которое ранее предложил глава администрации Чечни Магомед Даудов.

Наконец дошло дело и до самого Кремля. СМИ попросили пресс-секретаря Президента, Д. Пескова, сказать пару слов об этом событии. Последний предельно кратко ответил: Кремль «свадьбами не занимается».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Скандал уже выплеснулся за границы споров официальных лиц и правозащитников. В Санкт-Петербурге феминистки провели акцию «Раздача мужей»: по словам куратора проекта Надежды Крымской, трое мужчин в хиджабах варили кисель, крутили обруч и взвешивались, проводя соцопрос на тему существования матриархата в России. Перформанс, по ее словам, должен был стать наглядным примером того, как женщины оказываются под давлением».