Версия для печати

О докладе Комиссии США по международной религиозной свободе

Комиссия США по международной религиозной свободе опубликовала очередной доклад, в котором сделана оценка состояния религиозных свобод в ряде стран мира. Выделено две группы таких стран - "вызывающих особую озабоченность" (Северная Корея, Иран, Ирак, Саудовская Аравия и др.), где нарушение религиозных свобод носит особенно нетерпимый характер, и "требующих особого внимания", где имеют место серьезные нарушения религиозных свобод.

Комиссия, которая в течение 10 лет сообщала о положении дел в сфере свободы совести в Российской Федерации, отмечает, что никогда не включала Россию в группу "стран, вызывающих особую озабоченность", но в этом году решила включить ее в список стран, находящихся под особым контролем, переведя ее из прошлогоднего списка стран, находящихся под "дополнительным контролем". Чем мотивируется такое решение членами комиссии? Некоторыми "негативными тенденциями", при этом особенно выделяется создание в 2009 г. нового органа в структуре Минюста, который "обладает беспрецедентными полномочиями по контролю за религиозными группами". Кроме того, по словам авторов доклада, растет число нарушений религиозных свобод по отношению к нетрадиционным религиям и мусульманам. Интересно, что тут же авторы доклада указывают, что "российское правительство использует также законы против разжигания ненависти, запрещая или наказывая за критическое или юмористическое изображение религии в прессе или визуальных искусствах". Так и осталось непонятным, хорошо это или плохо с точки зрения авторов доклада? Что здесь плохо - что правительство запрещает разжигать ненависть, или что душит свободу журналистов и художников?

В докладе говорится о многочисленных нарушениях прав человека, авторитаризме государства, контроле над НКО, убийствах журналистов и т.д. Все это верно, и является тревожной тенденцией, но к конкретной ситуации с религиозными свободами не имеет отношения.

Серьезную угрозу авторы доклада увидели в создании Экспертного совета при Минюсте, который должен рассматривать материалы и деятельность  религиозных организаций на предмет экстремизма. Они указывают на "крайне широкие полномочия" Совета, но в чем они состоят, и почему Совет так опасен, остается неясным. В чем состоит  ужас "проверки на соответствие деятельности зарегистрированной группы ее уставу", "выявления экстремистского характера деятельности религиозной организации или ее членов", неясно. Другое дело, нужен ли вообще такой Совет, какую цель он должен преследовать, каким должен быть персональный состав совета. Все эти вопросы при формировании Совета были мало продуманы и его формирование действительно подвергалось резкой критике, особенно в связи с одиозной фигурой его предполагаемого председателя А.Дворкина, на что уже вполне справедливо указывают авторы доклада. И действительно, Совет мог бы превратиться при определенных условиях в орган расправы с неугодными религиозными организациями - однако пока про деятельность Совета ничего не слышно, и не исключено, что он так и останется бездеятельным формальным бюрократическим органом. Это, конечно, не самый лучший вариант, но все же Совет никак не соответствует тем страшилкам, которые рисуют авторы доклада.

Далее в докладе говорятся вполне справедливые вещи о преференциях, которые получают "традиционные" религии и особенно Русская православная церковь, о частых случаях давления, ущемления прав и преследования других религиозных групп. К сожалению, картина тут действительно не слишком радостная. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что гонения на такие группы, как "Свидетелей Иеговы" и сайентологов, имеют место в целом ряде стран - в этом Россия не одинока.

Упомянули авторы доклада и о некоторых позитивных моментах - в т.ч. и о полезных поправках к закону об НКО, под который попадали религиозные организации: об упрощении их регистрации и отчетной документации, об отмене требования сообщать об объемах пожертвований от российских граждан и организаций.

Много внимания, и вполне справедливо, авторы доклада посвятили часто незаконному преследованию мусульман, диффамации в прессе протестантских групп.

В заключение доклада приводятся рекомендации Комиссии правительству США в его политике воздействия на Россию в области религиозных свобод. Некоторые из этих рекомендаций представляются очень странными и, несомненно, являются вмешательством во внутренние дела России - как, например, предложение потребовать роспуска Экспертного совета при Минюсте. С таким же успехом Экспертный совет мог бы порекомендовать российскому правительству потребовать у США распустить Комиссию, подготовившую доклад. Некоторые пожелания не слишком уместны в данном докладе - как, например, по вопросам урегулирования и соблюдения общих прав человека на Северном Кавказе. Однако многое из того, на что правительству США предлагается обратить внимание и предпринять определенные шаги, действительно заслуживает пристального внимания российских властей, экспертов, ученых. В любом случае, доклад, хотя и отмечен несколько высокомерным и покровительственным тоном, все же представляется полезным для ознакомления с ним заинтересованных россиян - как всегда полезен взгляд со стороны.