Версия для печати

О «праве на забвение» в Интернете

3 июня депутаты Государственной Думы в третьем чтении приняли законопроект, в соответствии с которым интернет-поисковикам предписывается по требованию гражданина удалять определенные ссылки на информацию о нем. Этот контент должен быть старше 3 лет и содержать «неактуальные» сведения. Также в подлежащей удалению ссылке должно присутствовать указание на конкретного гражданина, при этом «абстрактные» материалы удаляться не будут.

Кроме того, данная норма не будет применяться к сведениям о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и о совершении преступлений, за которые не снята или не погашена судимость.

В случае невыполнения запроса россиянин сможет обратиться в суд «с требованием о прекращении выдачи ссылок на соответствующую информацию». Наказание оператора поисковой системы предусматривает  административный штраф до 3 млн. рублей.

Таким образом пользователи сети получают право на удаление данных, «утративших значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Принятый закон призван стать аналогом разработанного в Евросоюзе «права на забвение».

Соответствующие изменения будут внесены в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как пояснил глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, законопроект должен защитить частную жизнь граждан в Интернете.

По словам депутата Алексея Казакова, «закон о забвении» внесет в сферу электронного общения важные ограничения. Теперь россияне будут защищены от «киберунижений».

«Сегодня есть такое понятие, как «киберунижение», когда на людей (в сети) набрасываются, давят. А представьте себе: дети или подростки – они в сети проводят гораздо больше времени, чем на улице. И поэтому совершенно очевидно, что пришло время отрегулировать эту сферу и создать возможность простого решения этой проблемы для наших граждан», – отметил А.Казаков.

Между тем уже на первых стадиях обсуждения законопроект был встречен шквалом критики со стороны представителей интернет-поисковиков, в первую очередь  крупнейшей российской сетевой корпорации «Яндекс». Руководство этих структур заявило, что новый нормативный акт заставляет операторов поисковых систем выполнять дополнительную работу, не соответствующую их специфике, и депутаты фактически перекладывают на их плечи функции Роскомнадзора.

«Мы считаем, что контроль за распространением информации не должен ограничивать свободный доступ к общественно значимой информации. Не должен нарушаться баланс личных и общественных интересов», – заявил директор по связям с общественностью корпорации «Яндекс» Очир Манджиков.

В ходе слушаний парламентарии внесли в законопроект коррективы. Однако представитель «Яндекса» отметил: «Многих важных, с нашей точки зрения, поправок добиться не удалось».

Так, у работника поисковика будет лишь 10 дней на обработку запроса пользователя и вынесения решения по каждому случаю. Учитывая потенциально огромный объем требований, операторы могут столкнуться с физически невыполнимой задачей, поскольку даже формальный ответ на заявление потребует значительных усилий и времени.

«Нас могут завалить исками – и тогда существование компании не будет иметь смысла. Зачем заниматься этими юридическими баталиями? Это не наш вид спорта. Мы занимаемся тем, что создаем общественно полезные сервисы: такси, карты, навигаторы, почты. Это массовые сервисы, которые любят миллионы россиян», – сказал О.Манджиков.

Схожее мнение высказали и в компании «Mail.ru Group»: «Поисковым системам в каждом случае придется самим решать, как применять нормы к конкретной ситуации на практике. Очевидно, это потребует принятия дополнительных организационно-технических мер, направленных на обеспечение выполнения такого закона».

Все же, по словам О.Манджикова, «оценить последствия законопроекта сейчас очень сложно: должно пройти какое-то время», чтобы получить основания для осмысления полученного опыта.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Ряд экспертов отмечает избыточность нового закона: его положения дублируют уже действующие нормы о защите чести и достоинства и клевете».

«Я не знаю о юридических предпосылках подобного закона, но понять депутатов можно, – комментирует принятие законопроекта писатель Дмитрий Быков. – Забвение – дар богов, как говорили греки. А память легко может стать проклятьем. Так как большинство из наших депутатов живет уже не вторую, и даже не третью политическую жизнь, то у них накопилось многое из того, что они хотели бы, чтобы больше никогда не вспомнили. Что касается меня, то мне тоже иногда хочется забыть какие-то ссылки, сноски, обстоятельства. Но с другой стороны, начнешь что-то стирать из жизни – и никогда не знаешь, к чему это приведет. Может быть, без этого я стану только хуже... Лучше сошлюсь на Пушкина: “И горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю”».

 «Закон о забвении» вступит в силу с 1 января 2016 года.