Версия для печати

Об эксперименте челябинского историка

Челябинский историк, доцент историко-филологического факультета Челябинского государственного университета Александр Фокин, который преподает спецкурс по углубленному изучению истории в средней школе, провел важный эксперимент, вызывающий серьезные раздумья.

На уроке в школе при изучении темы «Сталинизм – репрессии 1930-х годов» ученый дал школьникам 10 –11-х классов задание написать донос в стиле 30-х гг. Запись об этом преподаватель выложил у себя в Твиттере: «Проходим сталинизм, дал школьникам задание написать донос, только один из 16 отказался это сделать, а один из доносов был на меня». Это событие вызвало большой шум и в Твиттере, и в соцсетях. Кто-то посчитал эксперимент очень актуальным, а кто-то обвинил учителя в провокациях и дурном влиянии на молодые умы, унижении учеников. Либералы посчитали, что Фокин учит детей писать доносы, а патриоты – что он оскверняет советское прошлое.

Учитель стал героем дня. Он дал сразу несколько интервью, в которых объяснил свою позицию. Предварительно на занятиях были изучены и проанализированы доносы той эпохи: аргументы доносчиков, формулировка претензий, стиль и язык: «Я рассказывал о том, что есть два основных подхода к тем событиям. Одни возлагают вину на советскую систему, говорят, что общество стало жертвой того режима. Другие авторы говорят, что население и само вовлекалось в процесс написания доносов, используя их для удовлетворения своих материальных нужд, например. Я распечатал им часть доносов той эпохи, мы анализировали их, пытались понять язык. Смотрели, какими аргументами пользовались доносчики, как они формулировали свои претензии. И там можно было сделать вывод о том, что люди действительно охотно включались в процесс доносительства. Тогда я и предложил ученикам попробовать воспроизвести текст доноса того времени, чтобы посмотреть, насколько им будет интересно, насколько у них получится». Школьники могли отказаться от задания – оно было добровольным и безоценочным: «Это же не было классическим школьным заданием, и его невыполнение не несло никаких последствий – ни двоек, ни выговоров. Это было предложено сделать именно по желанию».

По мнению Фокина, в целом дети подошли к заданию творчески – написали доносы на друзей и на тех людей, с которыми общаются постоянно. Самым качественным и реалистичным, по мнению Фокина,  получился донос на самого автора идеи: «Кстати, донос на меня лучше всего был сформулирован. Очень грамотно использован язык советской эпохи. Мол, я рассказываю антисоветские анекдоты, другими способами порочу окружающую действительность. Вполне качественный текст получился. Реалистичный».  Другой школьник написал донос на своего товарища: «У моего знакомого книги на немецком языке, и, наверное, он шпион». Остальные дети, по словам Фокина, списали тексты с генератора доносов, который есть в Интернете: «Часть из них пошла по пути наименьшего сопротивления. Я уже потом выяснил, что в Интернете есть такой сайт — «Сталина на вас нет». Там ты забиваешь в специальную форму имя и фамилию того, на кого доносишь, и сайт генерирует немного стереотипный текст с формулировками того времени. Дети с телефонов и планшетов этот сайт открыли, потом переписали то, что получилось, на бумагу. А некоторые подошли творчески к вопросу».

Важной для Фокина (да и в целом для анализа состояния нынешних умов) оказалась последующая полемика в соцсетях, где доцента разные люди поддерживали, обвиняли во всех грехах и даже угрожали ему. Сам он сформулировал итоги обсуждения следующим образом: «Сталин еще живее всех живых в наших сердцах, в наших умах и пульсации вен. Если бы мы на том занятии челобитную Ивану IV писали, гораздо меньше бы люди на это реагировали бы. А такая реакция на Сталина – это примета наших дней. У нас и так состояние общества достигает размаха гражданской войны. Только тогда шашками и наганами воевали, а сейчас ретвитами и мемами».

Впрочем, после полемики и критики в соцсетях учитель признался: «Я просто предложил им написать донос в свободной форме, не ограничивая себя в выборе средств. На самом деле, я много сейчас думаю о том, правильно поступил или нет. Надо было все же переформулировать задание и попросить их написать донос на самих себя. Чтобы они почувствовали обратную силу этого явления, почувствовали, каково это – не наносить, а принимать удар. А так получилось, что они написали доносы на тех, с кем общаются, кого постоянно видят». Сформулировал для себя учитель и более общие выводы: «На будущее – когда шутишь, надо обязательно в скобках писать  «шутка». Чтоб все точно понимали. А серьезно же – и к экспериментам надо подходить внимательнее. Но и реакцию надо в себе воспитывать, ответственность, думать уметь».

Однако обвинения в адрес самого учителя, опять же по его словам, превратились уже в настоящий  донос: «Мне тут какие-то неадекватные люди в Твиттере сказали, что сами на меня в ФСБ написали». По его мнению, то, чем закончится вся эта история, как раз и будет являться показателем, в каком состоянии пребывает наше общество: «И очень теперь интересно, чем все это закончится – ничего не произойдет или все же вызовут на профилактическую беседу. Вот это и будет история о том, насколько общество изменилось с 30-х годов и насколько далеко мы оттуда ушли».

Если преподаватель подвергнется преследованиям, это и будет ярким показателем скатывания в советские времена, поскольку этот эксперимент «с погружением» и есть настоящая педагогика, когда детям дается возможность почувствовать, чем «дышали» люди той эпохи. Оказавшись хотя бы мысленно в «шкуре» советских людей 30-х гг.,  дети уже изменятся, почувствуют весь ужас сталинизма и легкость превращения в стукачей. После такого урока можно гарантировать, что некоторые из этих детей уже точно не будут писать доносы – и в этом будет прямая заслуга учителя.

Кстати, похожий психологический эксперимент проводил над школьниками учитель истории в США. Он изучал с детьми поведение немецкого народа при национал-социализме и попытался создать в классе тоталитарную группировку. В ходе эксперимента оказалось, что дети не противились этому и заинтересовались игрой. Опыт получил название «Третья волна» и также вызвал широкий общественный резонанс.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Остается только рассчитывать на благоразумие властей, которые если не по достоинству оценят инициативу педагога, то хотя бы не будут подвергать его гонениям».