Версия для печати

О 50-летии фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»

В этом году исполняется 50 лет великому документальному фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». В 1965 г. он вышел на экраны, вызвав потрясение у миллионов людей. Немного было фильмов, которые буквально переворачивали душу и заставляли смотреть по-новому на фашизм даже тех, кому пришлось жить во времена войны – не говоря уже о молодом поколении. Помимо М.Ромма соавторами сценария выступили Юрий Ханютин (он умер в 1978 г.) и живущая с 1992 г. в Мюнхене кинокритик Майя Туровская.

Майя Туровская так объясняет замысел создания фильма: «Народ помнил войну, но при этом не представлял себе, что такое национал-социализм. Народ вообще-то даже Гитлера не видел. Потому что на советских экранах антифашистские фильмы были редкостью. В нашей картине впервые был показан облик нацизма. До нее люди просто его себе не представляли. Во-вторых, нам было интересно, как это происходит: как человек становится частью тоталитарной машины? Это было в Германии, это было у нас. Поэтому нас как авторов прежде всего интересовали мы сами, наш советский опыт. Германский пример был в достаточной степени убедителен, не говоря о том, что те люди, которые воевали с фашистами, были еще молоды и здоровы и составляли основную часть общества. Фильм не был попыткой проанализировать фашизм. Он анализировал отношения человека и тоталитаризма. Вот о чем был «Обыкновенный фашизм»».

«Обыкновенный фашизм» – один из выдающихся публицистических документальных фильмов советской эпохи. В картине были использованы трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды нацистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные любительские снимки, обнаруженные у эсэсовцев. Кинолента разоблачает человеконенавистническую сущность фашизма, показывает ту почву, на которой он был взращен.

Авторы фильма проделали гигантский труд. Они просмотрели около двух с половиной миллионов метров пленки – фашистской хроники предвоенных и военных лет, советской военной хроники. Эту цифру даже трудно себе представить. Но и сама хроника – это марши заводных убийц, полыхание факелов и костров, истребление людей. Чтобы выдержать многочасовые просмотры таких лент, нужно иметь очень крепкие нервы и ясную цель перед собой.
Михаил Ромм, прямой последователь великих Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина, в этом фильме мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима. Именно за счёт контрапункта хроникальных кадров, закадровой речи и музыки фильм оказывает невероятно сильное эмоциональное воздействие на зрителя.

Режиссер точно выстроил сценарий фильма – в соответствии со сценарием зарождения и развития фашизма. Будни фашизма – это работа, работа по уничтожению старой культуры. В фильме показано, как на немецких площадях полыхают костры из книг: этот жуткий ночной кадр трагичен. Покончив с книгами, фашисты принялись за интеллигенцию. Но если с книгами было проще – они покорно горели, то писатели, художники, музыканты не хотели молча исчезнуть. Они бунтовали: писали книги, симфонии, картины. И тогда начались аресты и расстрелы. Как говаривал Гитлер, «актерам и художникам нужно время от времени грозить пальцем».
И люди страшным образом меняются. С ними происходят поистине удивительные превращения: люди словно теряют разум и человеческий облик, утрачивают привычные черты личности.
Эти метаморфозы происходят у всех поколений – от воспитанников детского сада до пенсионеров пансионата. В школе, где детей учат писать, они выводят одну и ту же фразу: «Хайль Гитлер!». Во время юношеского праздника на стадионе на огромном поле телами детей выложены слова «Мы принадлежим тебе».

Разговорный характер комментария Ромма, который проявляется в синтаксисе, лексике, интонациях, стал одним из главных отличительных признаков фильма. «Дети еще не понимают, что стыдно принадлежать кому бы то ни было, хотя бы самому фюреру. Они смотрят на него с обожанием. А ведь им еще придется каждый день и каждый час в течение долгих лет слышать, что он непогрешим, что он всегда прав, что он великий, что он мудрый!».
В фильме показан президиум немецкой академии наук. В зале люди в военной форме – здесь оставили тех, кто оказался верен фашизму. Показывается академия права. В зале опять люди в военной форме. Это «юристы», оправдавшие фашизм и постановившие, что нелюбовь к фюреру – уголовное преступление. И на совещании по сельскому хозяйству в зале тоже люди в военной форме – те, кто оказался полезен фашистам.
В фильме соединены два кадра – страшные минуты жизни двух мальчиков, почти сверстников. Один становится убийцей, другой – жертвой. Убийцы бережно пестовались, их специально выращивали по заданным лекалам. На берлинской «художественной» выставке среди несчетных изображений фюрера имелся скульптурный портрет мужчины с надменно закинутой головой, идеально прямым носом, светлыми волосами и сильно развитыми мышцами шеи. Таков был выработанный эсэсовской наукой тип породистого немца. Этой породе людей, по мысли фашистских теоретиков, надлежало повелевать другими.
Этот арийский тип реализует свое предназначение на практике. Гитлеровцы начали национальную, расовую чистку своей страны и захваченных территорий. Нужно было освободиться от евреев, поляков, венгров, чехов. Начались облавы, погромы, аресты целых семей. Начали заполняться концлагеря и гетто.

Кадры лагерей и еврейских гетто – одни из самых страшных в картине. На экране сменяются лица – остриженные наголо женщины, мужчины, юноши. Лица людей, сожженных в фашистских концлагерях. Они наплывают на зрителей, все увеличиваясь, будто волны моря. Они наплывают все ближе, и мы видим теперь только глаза – полные тоски, боли, невысказанных слов. Это глаза тех, от кого не осталось даже пепла...
Ромм рассказывает о детях в лагере: «Дети рисовали, вспоминали прошлое, и прошлое казалось им светлым. Ведь ребенок-то рожден для счастья. Они наблюдали настоящее и мечтали вот так уехать из гетто (на экране – детский рисунок: паровоз, вагоны...). Но они уехали вот так (на экране – настоящий товарный состав; двери запломбированы или зарешечены досками). Большой писатель и великий педагог Януш Корчак пошел в гетто и отказался выйти оттуда. Он до конца оставался с детьми. И был увезен вот в таком эшелоне. До последней смертной минуты он был с детьми, он рассказывал им сказки и был найден мертвым в газовой камере. И мертвые дети обнимали его».
Фильм стал эпохальным для советского кино. За первые 11 месяцев проката двухсерийную документальную ленту посмотрели 22 млн. человек. Такой интерес объяснялся и желанием многих разобраться в сталинском тоталитаризме, в 1956 г. осужденном на ХХ съезде Коммунистической партии Никитой Хрущевым. Это понял главный идеолог власти Михаил Суслов, особенно возвысившийся при сменившем Хрущева в 1964 г. Леониде Брежневе. Суслов изъял фильм из проката: по одному из свидетельств, он сказал Ромму: «Михаил Ильич, почему вы нас так не любите?», усмотрев в фильме критику советского строя. Когда книгу о фильме по окрику из ЦК изъяли из печати, Суслов так объяснил режиссеру принятое решение: «Фильм посмотрели миллионы и забыли, а сотни откроют книгу и начнут думать». И только почти 40 лет спустя, уже во времена перестройки, книгу издали в России и в Германии.

Фильм стал явлением не только советского кино, но и мирового. В Великобритании фильм демонстрировался под названием «Эхо солдатского сапога», а в США – под названием «Триумф над насилием».
У фильма не так уж много наград: приз «Золотой голубь», приз кинокритиков на VIII Международном кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге, специальный приз жюри М. Ромму на II ВКФ в Киеве, однако значение его выходит далеко за рамки даже выдающегося документального фильма.

Актуальность этого фильма прежде всего в том, что фашизм жив, что молодежные группы по всему миру подпитываются его идеями. Есть он и в России – стране, на которую пала основная тяжесть борьбы с нацистами.
М.Туровская говорит: «Меня всегда поражали эти молодые русские люди, которые надевают свастику, не понимая того, что они предназначались в рабы великой Германии. До чего же нужно презирать свой народ или не знать историю, чтобы преклоняться перед идеями тех, кто прочил истребление и рабское ярмо ему, твоему народу!».
Директор МБПЧ Александр Брод: «Фильм «Обыкновенный фашизм» сделан для того, чтобы дети становились настоящими, хорошими, честными людьми, чтобы они не повторили путь детей в фашистской Германии. И еще в нем исследованы корни любого тоталитарного режима. Режиссер Вадим Абдрашитов справедливо говорит о том, что этот фильм демонстрирует принципы работы тоталитарной пропаганды, модели поведения толпы, провозглашает гуманистические идеи. Кадры немецкой кинохроники гитлеровского времени поражают сходством с советской реальностью. Зал отвечал горьким смехом на показ этих кадров, сопровождаемый голосом Ромма, задумчиво произносящего свой комментарий».

И сейчас, при нынешней популярности авторитарных тенденций в России, фильм Ромма как никогда актуален – уже не только в советской, но и российской реальности.

В 2006 году М.Туровскую в одном из интервью спросили: что делать, чтобы фильм «Обыкновенный фашизм» перестал быть актуальным в России? Она ответила так: «..где же корни этого явления, мне печально сказать, но я поняла, что корни – это сам человек, его устройство. То, что предохраняет от фашизма, можно назвать это цивилизацией, можно назвать это культурой, но это очень большая работа человечества над самим собой. Это просто огромная работа. Нормализовать жизнь и, причем, нормализовать ее - кто это может сделать? Я этого не знаю - на уровне мозгов. Это очень трудно сделать, почти невозможно…»