Версия для печати

О сборнике «Честный Донбасс»

Довольно впечатляющий сборник издал «Центр актуальной политики».  

Напомним, что автономная некоммерческая организация «Центр актуальной политики» учреждена в Москве в ноябре 2013 г. общественным деятелем Андреем Татариновым. Одна из стратегических задач Центра, как указано на его сайте, – уравновешивание медийных повесток России и стран Западной Европы и Америки: создание собственных новостных информационных потоков для отображения объективной картины происходящего. Такая необходимость вызвана, по мнению Центра, «как ангажированностью многих отечественных СМИ, так и общей незаинтересованностью в сопоставлении западной и российской жизни вне рамок сложившихся клише». В итоге Центр предлагает «российским политикам, экспертам, журналистам актуальные сюжеты западной медиаповестки, многие из которых не доходят до российских СМИ или не получают должного освещения и трактовок: «Наша информация, взятая из зарубежных СМИ, восполняет пробел и ставит эти клише под сомнение».

Переводя на прямой язык, задачу Центра можно сформулировать несколько иначе. Значительное количество западных СМИ пляшут под дудку своих правительств, настроенных резко антироссийски, и публикуют соответствующие материалы. Однако  есть журналисты, которые высказывают свое собственное мнение, не соответствующее превалирующему, они отстаивают и защищают право России на свою политику, критикуют западные СМИ за ангажированность. Поскольку голоса этих журналистов зачастую не доходят до адресата – широкого читателя, то Центр и взял на себя обязанность транслировать эти голоса.

Идея, надо признать, очень хорошая, она обеспечивает свободу информации. Должны быть услышаны все голоса.

В результате этого одной из важных публикаций Центра и стал сборник «Честный Донбасс», в котором собраны материалы журналистов из США, Германии, Канады, Болгарии, Испании, Сербии, Финляндии, Словении, Бразилии, Швейцарии и Италии. Здесь дается их собственная  оценка того, что было увидено в Донбассе, она заметно отличается от той, что транслируют официальные украинские СМИ. По словам  директора Центра Андрея Татаринова, противостояние между официальной информацией украинских и российских СМИ не может не вызывать непонимание у независимых  мыслящих журналистов по всему миру. Самые отважные из них решились посетить Донбасс, чтобы «разобраться в истинных причинах военного конфликта и предоставить своей аудитории правдивую картину всего происходящего». А.Татаринов утверждает, что журналисты своими глазами увидели разрушенные артиллерией города Донбасса, пообщались с живущими там людьми, познакомились с их бытом и почувствовали, что эти люди защищают.

Американский журналист Джеймс Карден пишет: «Если Порошенко и его группа поддержки в администрации Обамы и в Конгрессе считают, что экономическая блокада, огонь украинских снайперов, артобстрелы мирных жителей Донбасса и предложения о посылке американского оружия являются успешным рецептом для завоевания «умов» и «сердец» восточных украинцев, то они не могут быть более неправы... Маленькие дети, которых мы видели, находятся в грязных условиях подземных бомбоубежищ советской эпохи. Но группы наших неоконсервативных сторонников войны – от преподавателя университета Рутгерса Александра Мотыля (один из авторов журнала Foreign Affairs, призвавший ООН объявить Россию «террористическим государством») до помощника госсекретаря Виктории Нуланд — могли бы однажды увидеть все страдания, которые причинила их поддержка Киева, хотя, конечно, они этого делать не станут... Сложно не прийти к выводу, что русскоязычное население Донбасса подвергается сознательной дегуманизации, которая, прежде всего, ведется частными армиями, финансируемыми украинскими олигархами. Поскольку жители Донбасса являются этническими русскими, их страдания сбрасываются со счетов. В конце концов, как могут люди, положительно относящиеся к России и Путину и сражающиеся с поддержанным американцами киевским правительством, заслужить наше сочувствие?». Карден подтверждает: «Украинская армия не воюет с регулярными частями российской армии».

Бразилец Пепе Эскобар делится впечатлениями: «Я видел современный промышленный город, как минимум наполовину опустевший и частично разрушенный, но не покорившийся, способный выжить собственными силами и хитростью, с небольшой помощью российских гуманитарных конвоев, травмированный бомбёжками, организованными Киевом как «антитеррористическая операция»... Я видел православные церкви, полностью разрушенные обстрелами киевских войск.... Я видел ведущего травматолога в главной больнице Донецка, который подтвердил, что не было ни Красного Креста, ни международной гуманитарной помощи людям Донецка... Я видел Донецкую железную дорогу, разбомбленную киевскими головорезами...». Эскобар подтверждает, что «не видел, как и международные наблюдатели ОБСЕ тоже не видели, ряды и ряды русских танков и солдат... — как они вторгаются на Украину снова и снова» и гневно восклицает: «…лощёные лица в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе… настаивают снова и снова, что всё население Донбасса, травмированные бабушки и дети всех возрастов – никто иной как «террористы». «После всего этого они, западная «цивилизация», полномочные трусы, которые никогда не осмелятся показать свои холеные лица людям Донбасса». «Поражает и космическая надменность и невежественность «цивилизованной» болтовни, согласно которой на Украине есть только хорошие парни/демократы в Киеве против плохих парней/мятежников, дистанционно управляемых «дьявольской» Россией».

Немецкая журналистка Дагмар Хенн рассказывает о трагическом быте людей Донбасса, о том, как люди спят на деревянных настилах в советских бомбоубежищах, пытаясь в сырости и холоде сохранить себе жизнь. Один из районов, о котором она пишет,  обстреливали без перерыва в течение дня, и когда снаряды попали в церковь, в ней были люди, но, по счастью, им удалось убежать, и никто не был убит. Люди объясняли ей, почему так отчаянно сопротивляются киевским властям: «Разве мы могли бы допустить когда-нибудь, чтобы наша история была переписана? Разве мы могли бы подчиниться господству Бандеры?».

Канадская журналистка Галина Мокрушина пытается осмыслить трагедию: «Народ Донбасса в прошлом году восстал против навязываемой Киевом интеграции с Евросоюзом и его новой официальной истории и идеологии, основанной на радикальном украинском национализме». Она пишет, что официальный Киев в апреле 2014 г. начал военную «антитеррористическую» операцию против собственного народа: «Я воочию увидела, кто такие эти «террористы»  из Донецка — люди, которые до этой братоубийственной войны были владельцами мелкого бизнеса, шахтерами, университетскими преподавателями, инженерами, охранниками и т.п. После того как Киев начал против них войну, они решили, что хотят построить в регионе нечто отличное от олигархического режима в Киеве – новое государство, свободное от коррупции и национализма...  Донбасс не принял новое правительство, как и насилие, при помощи которого оно пришло к власти». Журналистка констатирует, что официальные киевские власти делают все для ухудшения ситуации, но местные жители с помощью России продолжают мужественно бороться: «Украина блокирует любые поставки в мятежный регион. Россия политически не признала народные республики, но предоставляет им гуманитарную помощь. Я разговаривала с этими мужественными людьми в Донецке, которые, несмотря на все трудности, трудятся каждый день ради осуществления своей мечты... Назад дороги нет. Донбасс не хочет быть частью такой Украины, которая прославляет украинских националистов, сотрудничавших с нацистской Германией во время Второй мировой войны, и против кого сражалась советская армия. Донбасс выступает против неолиберального капитализма, который разрушает украинскую промышленность и сельское хозяйство». Журналистка считает, что в настоящий момент идея федерализации Украины вряд ли реализуема: «Донбасс мог бы вернуться в федеративную Украину, но только если киевское правительство пойдет на то, что население Донбасса называет «денацификацией». К сожалению, это вряд ли произойдет. Цивилизованный развод – это лучшее решение для подобного вооруженного конфликта».

Испанская журналистка Наталья Боронат-Ровира рассказывает о добровольцах, которые сражаются в рядах ополченцев. В частности, журналистка подтверждает широкое участие в войне в Донбассе чеченцев и абхазцев, причем повествует даже об экзотических случаях: «В Донецке можно легко встретить людей, которые приехали из России и которые заявляют о том, что они «прибыли в Украину в качестве добровольцев и не получают ничего за свою борьбу против украинского фашизма». Станислава, например, влюбилась в Зелимхана. Человека, состоявшего на службе в Чеченской республике, который, как объясняет она, «уволился для того, чтобы приехать бороться в Украину». Станислава и Зелимхан, у которого уже есть одна жена в Чечне, поженились по законам ислама и теперь хотели бы, чтобы органы Новороссии зарегистрировали их гражданский  брак, но это трудно себе представить в рамках этого государственного образования, поскольку оно защищает ценности, проповедуемые Православной церковью, и вряд ли пойдет на то, чтобы легализировать полигамию...  Еще один чеченец, с которым мы пересекаем границу при нашем возвращении из поездки, показывает нам надпись «ДНР, ЛНР – мы русские» на пограничном посту, охраняемом пограничной службой Новороссии, и заявляет, что «рад тому, что он возвращается домой после шести месяцев боев», в которых, по его словам, он «принимал добровольное участие бок о бок с другими повстанцами». Ахра Авидзада, абхазский командир воинского формирования «Пятнашка» (обозначающего 15, поскольку изначально именно столько добровольцев из России в его подчинении), который сейчас координирует действия части международных добровольцев, заявляет: «Мы защищаем на Донбассе возможность думать на русском языке, поскольку эта земля полностью отдалилась от Украины».

Надо отметить, что рассказ испанской журналистки наиболее взвешенный из всех. «Восток Украины продолжает оставаться «пороховой бочкой», несмотря на перемирие, которого удалось достичь в феврале текущего года в Минске. Кто-то из людей, участвующих в конфликте, думает, что он защищает страну от  предполагаемого вторжения России, другой верит в то, что борется против мнимого «украинского фашизма», который, по их словам, «забрасывает их бомбами при помощи стран Запада только потому, что они русские, и потому, что они не принимают новую киевскую власть»». С ней нельзя не согласиться –  «как и во всякой войне, тут все намного сложнее, и, кроме непосредственного противостояния Киева и ополченцев, в конфликте можно рассмотреть коллизию ряда геополитических и экономических интересов, а также борьбу между украинскими олигархами, причем вся эта «смесь составных элементов» является причиной того, что мирное решение конфликта на данном этапе еще очень далеко».

Еще один канадский журналист Роджер Эннис отвергает термин «сепаратисты», которым широко пользуются киевские власти: «Термин «сепаратисты» или  «пророссийские сепаратисты» является неверным и оскорбительным по отношению к движению за автономию восточной Украины. Это я знал и раньше. Здесь мы убедились, что это движение вообще не «сепаратистское», оно плюралистическое». Он в большей степени допускает возможность для Новороссии оставаться в составе Украины, чем Галина Мокрушина: «Многие жители на востоке и юге Украины выступают за создание того, что они называют «Новороссия», – политическая организация, соответствующая исторической территории, простирающейся от востока Украины до Одессы на юго-западе страны. Однако будет ли это единая территория? Станет ли она обособленной или даже независимой политической единицей? Что насчет будущих отношений с Украиной? Единственный ответ на все эти вопросы, который давали все, с кем нам довелось встретиться, заключается в том, что Украины олигархов, войны, единообразия культуры и языка, Украины, которая будет дискриминировать других, больше быть не должно. Именно это является предпосылкой будущих взаимоотношений или с Украиной, или же в пределах Украины. Все остальные политические варианты открыты для обсуждения. Многие согласны на децентрализованную и федеративную Украину при условии, что ею будут управлять не олигархи, и при условии, что она будет жить в мире со своими соседями – в частности с Россией».

Финский политик (который не является журналистом) Йон Хеллевиг известен своей ярой антизападной позицией, которая отражена и в сборнике. Он утверждает, что Россия вообще никак не влияет на позицию и политику ДНР и ЛНР и участвует только в оказании материальной помощи: «Уже ясно, что игра Запада против России перешла в завершающую стадию. Как отреагирует Россия? Когда я размышляю о моем визите в Донецк на прошлой неделе, больше всего меня поражает полнейшее отсутствие здесь России. Во всех отношениях. Очевидно, что здесь нет никаких признаков российской техники или военных, но дело не только в этом: Россия в любом случае не участвует в создании донецкой государственности. Россия даже не пытается ослабить экономическую блокаду региона, введенную украинцами. Единственное российское присутствие – гуманитарная помощь, которая периодически доставляется конвоями белых грузовиков. Складывается впечатление, что Россия стремится сделать абсолютно все от нее зависящее, чтобы любой ценой гарантировать реализацию Минских договоренностей, используя при этом и свое влияние на народное ополчение с целью заставить и их тоже соблюдать эти условия». Он во всем обвиняет Киев: «Повстанческие правительства выполнили условия соглашения: прекратили военные  действия и отвели тяжелые вооружения. Но украинские военные продолжают атаки на линии фронта и сильно обстреливают Донецк. Я испытал это на себе, когда в прошлый четверг с группой журналистов посещал район аэропорта: фоновым режимом служил грохот постоянного артиллерийского обстрела». Одновременно Хеллевиг критикует и собственное правительство за его отношение к НАТО и России: «Целью соглашения НАТО с Финляндией является создание на ее территории военной базы альянса. Политическое руководство Финляндии –  от президента Ниисто, премьер-министра Стубба до министра обороны Хаглунда –  постепенно в течение года увеличивает свою агрессивную риторику и делает провокационные заявления в адрес России. Только общественное мнение, решительно выступающее с осуждением вступления в НАТО, до сих пор удерживает финскую элиту от подачи заявления на членство в альянсе».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Главное достоинство сборника – он позволяет услышать голос западных журналистов, пытающихся трезво разобраться в кровавых событиях на Украине за два последних года. Этот голос, конечно, не в состоянии заглушить массированную тенденциозную пропаганду большинства западных СМИ, но «имеющий уши да услышит»».