Версия для печати

О ситуации с ДТП в России

Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в России приобретает угрожающие масштабы. Каждый день СМИ сообщают о новых трагедиях на дорогах.

Вот только некоторые из них.

 11 апреля на 3 км дороги Вологда – Новая Ладога в Ленинградской области микроавтобус Mercedes, перевозивший воспитанников детского дома, столкнулся с грузовиком Scania. Погибли 4 ребенка.

21 мая в районе поселка Новоликеево Нижегородской области грузовик MAN столкнулся с автобусом Mercedes, где в тот момент находились 20 человек, включая 10 детей, направлявшихся из Казани в Санкт-Петербург на первенство России по карате. В результате лобового удара погибли двое взрослых и 12-летняя девочка. Другие пассажиры получили травмы различной степени тяжести.

31 мая на 43 км трассы Комсомольский – Яшкуль уснувший за рулем водитель вывел автомобиль «Лада» на встречную полосу. В результате столкновения с рейсовым автобусом «Неоплан» погибли 4 человека. Более 10 были госпитализированы.

8 июня на 208 км трассы М1 водитель микроавтобуса Mercedes Sprinter не справился с управлением. Автомобиль вылетел на полосу встречного движения, где столкнулся с грузовиком Iveco. Погибли оба водителя, а также 4 пассажира.

24 июня под Омском с автомобилем «КамАЗ» столкнулся автобус, перевозивший работников птицефабрики. Погибли 16 человек, 11 были травмированы.

9 июля на 143 км трассы М-54 рейсовый автобус Hyundai с 24 пассажирами выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с микроавтобусом Mercedes Benz. В ДТП погибли 11 человек, еще 9 были госпитализированы.

В ночь на 10 июля водитель автобуса, перевозивший граждан Украины из Краснодара в Богучар Воронежской области, уснул за рулем. Автобус перевернулся. В результате аварии пострадали 11 человек.

21 июля в Веденском районе Чечни в пропасть упал пассажирский микроавтобус «Газель». 9 человек погибли, 8 человек, в том числе ребенок, получили ранения.

22 июля в Красноярском крае у населенного пункта Шишково столкнулись грузовик и автобус. Удар был настолько сильным, что у грузовика снесло кабину. Погибли 11 человек, 22 были травмированы.

31 июля на 5 км автодороги Грозный – Аргун столкнулись 3 автомобиля, включая «Форд» инспектора ДПС республиканского ГИБДД. Погибли два водителя. Правоохранитель и пассажир одной из машин были госпитализированы.

В этот же день в Прохоровском районе Белгородской области водитель грузовика со щебнем, проигнорировав запрещающий сигнал светофора,  выехал на железнодорожный переезд «Звонница». Произошло столкновение с поездом «Москва – Белгород». Железнодорожный состав сошел с рельсов. Пострадали 9 человек. Водитель грузовика и машинист поезда находятся в тяжелом состоянии.

1 августа на 12 км автодороги Новопавловское – Прохладный – Моздок в Кабардино-Балкарии в условиях плохой видимости из-за пожара на поле столкнулись 7 машин. После ДТП 6 из них загорелись. Информация о пострадавших уточняется.

В этот же день в Динском районе Краснодарского края вследствие столкновения 4 автомобилей погибли 5 человек.

2 августа в Пензенской области в ДТП на автодороге Саратов-Нижний Новгород погибли 5 человек, в том числе ребенок.

По статистике ГИБДД, в первом полугодии 2015 года в России произошло 79199 ДТП, в результате которых погибло 9712 и было ранено 99740 человек. В их числе 23709 аварий связаны с наездом на пешехода. В этих ДТП погибли 2 713 и были ранены 22 029 человек.

Как отмечается, порядка 40% от всех ДТП случается из-за  неудовлетворительного состояния дорог.

Также ГИБДД сообщает, что за последние 12 месяцев количество аварий из-за плохого технического состояния автотранспорта возросло почти на 15%.

В числе других распространенных причин ДТП – нахождение за рулем в нетрезвом виде и грубые нарушения правил дорожного движения людьми на улицах.

Пытаясь повлиять на ситуацию, 29 мая Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ до 15 июля 2015 года утвердить план мероприятий по снижению смертности от ДТП. Этот документ  предусматривает:

создание системы публичного мониторинга ситуации на дорогах;

повышение ответственности федеральных и региональных органов власти за обустройство участков автомобильных дорог с наибольшим количеством ДТП;

уточнение требований к организаторам автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

совершенствование организации медпомощи пострадавшим.

5 июня соответствующие распоряжения МВД, Минздраву, Минтрансу, Минпромторгу, а также министру Михаилу Абызову и руководителям регионов дал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

В свою очередь в Госдуме выступили с инициативой ужесточения наказаний за халатность при ремонте дорог. Осенью законотворцы рассмотрят возможность трактовать подобные преступления как уголовные с назначением ответственным дорожным чиновникам реальных тюремных сроков от 3 до 5 лет.

В то же время возможная практика такого законоприменения уже сейчас вызывает вопросы.

«Посадить стрелочника, дворника, дорожного мастера – вот как бы не вылилось в такой результат. А тех чиновников и депутатов, которые не направляют должное финансирование на содержание и ремонт дорог, их что, тоже сажать? "Кто же их посадит, они же памятники", как в известном фильме», – говорит член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов.

По словам депутата, дорожного чиновника можно привлечь к ответственности и сейчас, однако это «редкая практика».

«И сейчас можно получить компенсацию, помучившись в судах, за отломанные в ДТП детали, колеса автомобилей и т.д. Но, конечно, если бы это приводило всегда к стопроцентной компенсации материального ущерба, у нас бы бюджета России не хватило, чтобы выплачивать компенсации всем водителям», – отмечает парламентарий.

Адвокат межрегионального общественного объединения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько считает введение новой статьи в УК РФ полезным  шагом, «потому что, если кто-то из чиновников будет находиться хотя бы под угрозой теоретического уголовного наказания, конечно, к своим обязанностям он будет относиться более правильно».

Однако, по его мнению, в случае обращения к ней «довольно трудно будет доказать, что между ДТП и плохим состоянием дороги есть прямая связь», «а без связи между этими событиями нельзя говорить об уголовной ответственности конкретного чиновника».

В свою очередь доцент кафедры дорожных материалов МАДИ Юрий Васильев призывает индивидуально анализировать каждое ДТП.

«Давайте так: если труба с кипятком, то это, скорее всего, уже не дорожники, а те службы, которые отвечают за инженерные коммуникации. Не хочу валить все на дорожников, в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход к рассмотрению этого вопроса», – подчеркивает эксперт.

С ним солидарен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «У нас по КоАП задача любого инспектора, судьи – не только наказать, а в первую очередь выяснить, почему нарушил. Например, была кривая разметка, непонятно стояли знаки. И организациям, которые отвечают за эксплуатацию дороги, должны выдать предписание об устранении. У нас такая работа не проводится. У нас не выясняются причины и условия, способствующие нарушению. Если неизвестны причины, с ними никто не борется, то какой смысл бороться с последствиями?».

С неожиданным предложением выступил сенатор от Республики Алтай Владимир Полетаев. Он считает продуктивной мерой установление предела мощности двигателя для неопытных водителей. Если стаж вождения меньше 3 лет, мощность двигателя не должна превышать 100 лошадиных сил, при стаже от 3 до 5 лет – 150 лошадиных сил.

По мнению сенатора, «многие жизни можно было бы спасти, ужесточив правила для новичков на дорогах».

«Статистика говорит, что вероятность ДТП для начинающих водителей в 1,6 раза выше, чем для водителей, стаж которых более 4 лет. Подробный же анализ ДТП в зависимости от водительского стажа установил определённую закономерность: пик аварийности среди начинающих водителей приходится примерно на конец первого года, конец второго и конец третьего, то есть на девятый месяц, на двадцать второй месяц и на тридцать третий. При этом основная причина всех аварий с участием новичков – “несоответствие скорости конкретным условиям”. Автомобиль является средством повышенной опасности, и поэтому необходимо более решительно действовать в этом направлении, аналогичные ограничения по стажу есть, например, в Федеральном законе “Об оружии”», – говорит В.Полетаев.

Угрожающая ситуация с ДТП побудила  председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина выступить с инициативой создания специального органа, отвечающего за безопасность дорожного движения.

По мысли В.Похмелкина, «руководитель этого органа должен персонально отвечать за все основные показатели, в том числе за смертность»: «Сегодня его нет, у нас семь нянек. ГИБДД – это даже не орган, это подразделение Министерства внутренних дел, у которого хватает забот и без этого. Кроме того, ГИБДД не может отвечать за многие факторы, например за качество автомобилей. Даже дорожные знаки не ГИБДД устанавливает. И это второе, что надо сделать – реформировать этот орган и подчинить его этому Министерству безопасности, выведя из состава МВД».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Споры вокруг громких аварий не утихают, предложения по борьбе с ними непрерывно поступают, но каждый день трагедии на дорогах продолжают уносить жизни россиян».