Версия для печати

О предложениях наказания за антироссийскую пропаганду

В СМИ появились сообщения о том, что в Госдуме готовят проект закона о введении уголовной ответственности за антироссийскую пропаганду, распространяемую в том числе через СМИ. За публичные антироссийские выступления предлагается ввести наказание от 1 года до 10 лет тюрьмы.

Пока не очень ясно, от кого исходит подобная инициатива. В КПРФ утверждают, что инициатива принадлежит «Единой России». По словам руководителя юридической службы КПРФ Вадима Соловьева, единороссы задумались над его разработкой после того, как группа депутатов вышла с инициативой усилить полномочия полиции.

При этом сам Соловьев все же согласен, что уголовная ответственность за антироссийскую пропаганду нужна: в качестве примера он привел выступления участниц скандальной панк-группы Pussy Riot в европейских структурах, в ходе которых они просили руководителей иностранных государств ужесточить санкции в отношении России. По его словам, такие действия наносят серьезный ущерб нашей стране на международной арене и усиливают в нашем обществе социальную напряженность. Однако Соловьев справедливо указывает, что депутаты от партии власти могут прописать нормы уголовной ответственности слишком широко – и под жесткие санкции будут подпадать в том числе и сами коммунисты: «Под предлогом борьбы с антироссийской пропагандой в первую очередь могут начать преследовать тех, кто публично критикует действия правительства, то есть вовсе даже не оранжевых, а красных».

Между тем в ЕР пока не сформулировали, что считать антироссийской пропагандой. В итоге коммунисты решили предложить собственный законопроект, в котором планируется подробно прописать, что можно понимать под «антироссийской агитацией», а что – ни в коем случае. Например, объяснил В.Соловьев, в это понятие можно включить заявления некоторых российских правозащитников, которые открыто говорят о наличии наших солдат на территории Донбасса: «Они не просто выдают свои домыслы за факты, а строят на них свои обвинения против Российского государства в несоблюдении Конституции. За это, я считаю, нужно наказывать». По мнению Соловьева, такая  манипуляция информацией – это первый шаг к «майдану». Кроме того, Соловьев считает, что наказывать по Уголовному кодексу можно было бы и за публичную пропаганду переселения за границу.

Но не только коммунисты оживились в связи с новой инициативой. Депутат Госдумы Роман Худяков (ЛДПР) заявил, что он тоже готовит аналогичный законопроект, который после общественных слушаний в начале осени внесет на рассмотрение Госдумы. Пока либерал-демократы не определились с тяжестью наказания за антигосударственные высказывания, зато действие новых норм кодекса они планируют распространить также на федеральных министров и чиновников всех уровней, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации. Нарушение закона, если его одобрят, для парламентариев будет стоить как минимум лишения мандата.

В отличие от коммунистов Худяков не опасается злоупотреблений по отношению к оппозиции: «У нас демократичная страна, в которой всегда есть место критике. Речь не о ней, а об очевидном предательстве и инсинуациях со стороны наших же соотечественников». Так, Худяков считает, что  под действие нового закона подпадут, например, оппозиционеры Дмитрий Гудков и Илья Пономарев: «Нам противны действия Гудкова, который называет себя нашим политиком, но при этом в непростые времена уезжает в Америку, которая пытается душить Россию санкциями, и выступает там перед их парламентом».

Таким образом, назревает событие не столь частое – конкуренция сразу трех законопроектов. Впрочем, оказалось, что зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин («Единая Россия»), как оказалось, о подготовке такой инициативы коллегами-единороссами пока не слышал. Но и опровергнуть информацию об этом он тоже не смог, пояснив, что во фракции более 200 депутатов и «трудно отследить, кто из них чем занимается». Вяткин отметил, что к написанию законопроекта нужно подходить исключительно с юридической точки зрения: «Если депутаты от ЛДПР внесут свой проект, мы, как и прочие инициативы, рассмотрим его. Если в нем будут четко сформулированные недвусмысленные понятия, что конкретно имеется в виду под такой пропагандой, то мы поддержим. Если формулировки окажутся размытыми – нет». Вяткин подчеркнул, что свобода слова в России действительно существует, и у нас никому не запрещают высказывать свои мысли. Но при этом есть перечень тем, на которые уже введены законодательные ограничения, в том числе, например, призыв к нарушению целостности страны, за который можно получить тюремный срок до 5 лет.

Напомним, что по знаменитой 70-й статье в советском уголовном кодексе, предусматривающей уголовную ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду, были посажены тысячи человек. Даже разговоры о загранице могли быть приравнены к антисоветской агитации и пропаганде.

По поводу нового законопроекта крайне резко высказался адвокат Генри Резник: «За последние годы мы столкнулись с рядом преступных законов. Закон об «иностранных агентах» – это преступление государственной власти перед гражданским обществом. Мы столкнулись с «законом подлецов» – законом Димы Яковлева... Сейчас само предложение закона об антироссийской пропаганде абсолютно четко обозначает тех представителей депутатского корпуса, которые вынашивают такую норму, как врагов России... Статья «Антисоветская агитация и пропаганда» в годы Софьи Власьевны (Советской власти) была идеологической». По словам Резника, в 13-й статье российской Конституции записано, что у нас в стране идеологическое многообразие, ни одна идеология не может быть в качестве государственной и обязательной. Но депутаты предлагают именно идеологическую статью. По этой причине, полагает он, само предложение ввести такую норму – неконституционно: «Считаю, нужно поставить вопрос о том, что этим депутатам не место в законодательной власти, потому что они выступают против основ конституционного строя... Эта норма родилась в годы тоталитарного советского режима, когда были понятия «советский», «антисоветский», а до этого «антикоммунистический»... Эту норму невозможно никак иначе сформулировать, как исходя из того, что единственное идеологическое представление о России должно быть истинным. Но тогда эта норма сама по себе будет нарушать принцип правовой определенности. Антисоветская агитация и пропаганда была исключена из Уголовного кодекса РСФСР еще в 1990 году, на излете советского режима. Почему? Потому что из Конституции уже была исключена норма о том, что партия является умом, честью, совестью, что она центр политической системы. Было признано, что эта норма неконституционна». «Это абсолютно противоречит 29-й статье Конституции, которая говорит о свободе выражения мнений. Это говорит о том, что предлагаемую норму можно наполнить любым содержанием. Норма, которая может иметь какой-то оценочный элемент, должна быть сформулирована совершенно определенно, чтобы все субъекты правоприменения понимали, какого рода действия будут являться преступными. В этой норме фактически меняется только одно прилагательное – с «антисоветская» на «антироссийская», а остальное все то же». По сути дела, утверждает адвокат, это есть возврат 70-й статьи из УК РСФСР, и придется «определить, что является пророссийским, а что является антироссийским». «Значит, необходимо давать юридическое определение патриотизма», – говорит он.