Версия для печати

О приговоре Рафису Кашапову

В России вынесен обвинительный приговор по недавно появившейся в Уголовном кодексе РФ статье 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

16 сентября суд Набережных Челнов (Татарстан) приговорил лидера набережночелнинского отделения националистической организации «Татарский общественный центр» (ТОЦ) 57-летнего Рафиса Кашапова к трем годам колонии общего режима по ст. 280.1 УК РФ («публичные призывы, направленные на нарушение территориальной целостности России»), а также по ст. 282 УК РФ («возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека по национальному признаку»). Кроме того, ветерану татарского национализма, в последние годы выражавшему свои взгляды главным образом в Интернете, суд запретил пользоваться социальными сетями в течение двух ближайших лет.

Напомним, что возглавляемое Рафисом Кашаповым отделение ТОЦ в Набережных Челнах является одной из старейших националистических организаций в республике.

Уголовное дело в отношении националиста было возбуждено после того, как он попал в поле зрения сотрудников УФСБ. Ранее Кашапов уже привлекался к уголовной ответственности. В 2003 г. его после митинга в поддержку Ирака обвиняли в разжигании межнациональной розни, но оправдали. В 2009 г. он получил условный срок за размещение в Интернете ряда публикаций, в т.ч. «Тайное завещание Петра I» и «Нет христианизации».

Согласно материалам нынешнего дела националист «должных выводов не сделал» и «вновь совершил умышленное преступление». В 2014 г. он был арестован после публикации в Интернете признанных антироссийскими и русофобскими постов «Где Россия, там слезы и смерть», «Защитим Украину и весь тюркский мир!», «Вчера – Гитлер и Данциг, сегодня – Путин и Донецк». Согласно заключению экспертов в текстах «использованы языковые средства для целенаправленной передачи отрицательных оценок русских, российской власти, В. Путина по признаку “отношение к нации”». Эксперты пришли к мнению, что материалы лидера ТОЦ формируют «негативное отношение к действиям Российской Федерации в Крыму в 2014 году» через «утверждения об агрессивной политике оккупации Крыма». По версии следствия, они содержат «психологические признаки информации, направленной на нарушение территориальной целостности России». В ходе оглашения приговора судья Дан Шакуров подчеркнул, что опубликованные материалы были доступны неограниченному кругу лиц: общее число подписчиков Кашапова в соцсетях превышает 20 тыс. человек.
Прокуратура просила признать Кашапова виновным по всем инкриминируемым эпизодам, связанным, по версии следствия, с его статьями негативной направленности о российско-украинских отношениях. Гособвинитель выразил мнение, что националисту следует назначить реальный срок – четыре года колонии.

Защита просила оправдать Кашапова. В свою очередь, сам подсудимый Кашапов заявил о невиновности, назвав все дело сфабрикованным ФСБ, а процесс – «инспирированным». Он сказал, что «ни в коей мере не просит милости, снисхождения или прощения у суда», поскольку «этого может просить только преступник», каковым он себя не считает. Подсудимый пояснил, что не считает свои посты экстремистскими. По словам Кашапова, он всего лишь критиковал Президента России за присоединение Крыма и полагал, что возможное нахождение российских войск в Донецке и Луганске приведет к большой войне. По сведениям правозащитников, он также сообщал об угрозах со стороны правоохранительных органов.

Адвокат осужденного Раушания Камалова заявила, что приговор «будет однозначно обжалован». Сам процесс по делу она назвала «необъективным», а экспертизу текстов, которая фигурировала в качестве доказательства, «натянутой на обвинение»: «Доказательств нет. Обвинение голословное. Нет состава преступления – мой подзащитный выражал свои политические взгляды, свое несогласие с политикой государства. Это убеждения, за которые не судят». Адвокат рассказала, что вместе с подзащитным предоставляла суду анализ экспертизы текстов, заказанный ими у квалифицированного лингвиста – доцента нижегородского университета: «Специалист пришел к выводу, что экспертиза необоснованная, непрофессиональная, не подтверждена конкретными примерами из текста. Что на самом деле не содержатся какие-либо враждебные призывы. Обвинение не привело доказательств вины моего подзащитного, в его действиях по размещению информационных материалов в Интернете никакого состава преступления не содержится. Он выражал свое мнение, критиковал власти России». Р. Камалова заявила, что она и ее подзащитный намерены обратиться в Европейский суд.

Эксперты же считают вынесение приговора Кашапову неизбежным. Казанский политолог Марат Нуруллин говорит: «Татарские национал-сепаратисты, несмотря на то, что они уже не являлись той силой, какой они были в девяностые годы (тогда массовую поддержку им оказывал казанский кремль, привозя на митинги тысячи людей из сельских районов, и их многотысячные выступления использовались региональной властью в качестве аргумента в торге с Москвой), продолжали раздражать федеральный центр своими провокационными действиями. Правящая этнократия в Татарстане стремилась периодически выгораживать их, стараясь «не сдавать» своих идейно близких единомышленников, отчего в нулевые годы национал-сепаратисты ограничивались условными сроками. Та же Фаузия Байрамова, хотя и имеет судимости за разжигание межнациональной вражды, регулярно выступает с трибуны на разных съездах и конгрессах татар, организуемых казанским кремлем. Однако события, связанные с Евромайданом и последующим воссоединением Крыма с Россией, привели к тому, что в Поволжье единственные, кто открыто выступал против интересов России, были именно татарские сепаратисты. И тут уже силовики терпеть не стали: и Байрамову, и Кашапова поочередно привлекли к ответственности. Только если первую казанскому кремлю удалось выгородить (ей дали условный срок), то Кашапова решили уже не защищать и «сдать». Все-таки у Байрамовой есть амплуа именно идеолога татарского национал-сепаратизма и известности гораздо больше, Кашапов, пусть и известный, но все же, скорее, функционер, чем идеолог, таких много». Марат Нуруллин считает, что «по закону жанра борьбы с экстремизмом в национальных республиках Поволжья» действует принцип паритетности наказаний: если посадили какого-то ваххабита или сепаратиста татарской национальности, то вскоре обязательно должны будут посадить какого-нибудь русского активиста. Подобную «зеркальность» неоднократно отмечали наблюдатели: «Так что не знаю, стоит ли радоваться отправке в тюрьму Кашапова, если учитывать, что завтра кого-то из русских активистов также арестуют. В Башкирии так уже сделали: посадили башкирского сепаратиста Айрата Дильмухаметова, сейчас же в СИЗО держат русского активиста Виталия Лугового, активно поддерживавшего Новороссию».

Вместе с тем некоторые правозащитники считают приговор не только излишне суровым, но и принципиально опасным. Правозащитный центра «Мемориал» внес активиста в список политических заключенных. Член Совета по правам человека при Президенте РФ Александр Брод заявил: «Есть риск, что подобные статьи могут применяться часто, а круг обвиняемых может увеличиваться... Я считаю, что приговор в отношении Кашапова достаточно жёсткий. Я сторонник того, чтобы по так называемым экстремистским статьям всё-таки выносились административные решения и штрафы. Если проанализировать СМИ и Интернет, то достаточно большое количество людей, журналистов оппозиционного толка, политиков высказывают своё несогласие с объединением Крыма и России, высказывают свои замечания. Вполне допускаю, что делают это люди от недостатка информации».
По этой же статье обвиняются краснодарские активисты, которые планировали провести марш за федерализацию Кубани, а также глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров. Таким образом, количество осужденных по этой статье может увеличиться. Во избежание риска в марте этого года Нафис Кашапов получил политическое убежище в Польше.
В самом деле, статья Уголовного кодекса РФ о призывах к нарушению территориальной целостности России, как и всякая статья об идеологическом «экстремизме», довольно расплывчата, под нее можно подверстать любую критику государства и его лидеров.