Версия для печати

85 лет режиссеру Георгию Данелии

Кинематографическая общественность и все любители кино отметили большой праздник. Выдающемуся российскому режиссеру Георгию Данелии исполнилось 85 лет.
Мало режиссеров, которые оставили бы после себя столь любимое народом наследие – фильмы, которые вошли в золотой фонд российского кино – «Кин-дза-дза», «Мимино», «Путь к причалу», «Сережа», «Афоня», «Настя», «Орел и решка», «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве». Более того – их просто растащили по цитатам. Фразы его героев давно звучат как афоризмы: «Ларису Ивановну хочу» или «Гони рубль, родственник» цитируют даже те, кто никогда не видел фильмов Данелии.
Эти фильмы любят люди самых разных поколений, и поэтому имя режиссера близко всем кинозрителям независимо от возраста.
Георгий Николаевич Данелия родился 25 августа 1930 г. в Тбилиси. Его мать работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссёром; сняла несколько короткометражных фильмов. Она была удостоена звания лауреата Сталинской премии первой степени. Да и прочие семейные связи его прочно связаны с кино – он племянник великой актрисы Верико Анджапаридзе и двоюродный брат ее дочери, Софико Чиаурели. Поэтому Георгий Данелия уже с детства хорошо знал, что такое кино, впитав в себя атмосферу съемочной площадки.
Однако кинематографическую карьеру Данелия начал не сразу. В 1955 г. он окончил Московский архитектурный институт, но уже в 1956 г. поступил на только что открывшиеся Высшие режиссёрские курсы, которые окончил в 1959 г.

Дебютный фильм Георгия Данелии «Сережа» вышел на экраны в 1960 г. и в том же году он стал лучшим по опросу единственного советского журнала о кино «Советский экран». «Сережу» посмотрели более 3 млн. советских зрителей. Этот фильм называют одним из знаковых явлений оттепели шестидесятых и связанных с ней надежд. По словам критиков, это «фильм-исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происходящего, настроения и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем жить». Фильм получил множество призов: «Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника (1961), Большой приз на МКФ в Карловых Варах (1960), Первую премию на МФ фильмов для молодежи в Канне (1960), Приз на Международном смотре фильмов в Акапулько (1960).

Уже с первых полнометражных фильмов Данелия становится признанным мастером комедии, однако его комедии можно назвать «лирическими». В 1963 г., через 4 года после окончания высших режиссерских курсов, Данелия снял самый любимый зрителями и самый смелый фильм хрущевской эпохи – «Я шагаю по Москве». Сценарий к фильму написали Геннадий Шпаликов и сам Георгий Данелия. Многие зрители до сих пор удивляются, о чем же они писали, ведь сценария так и не получилось? «Непонятно, о чем фильм», – сказали Георгию Данелии в Госкино. «А это комедия», – парировал Данелия. «А почему не смешно?» – удивились в Госкино. «Потому что это лирическая комедия», – прозвучало в ответ. Так в советском кино возник новый жанр – лирическая комедия. Вслед за Данелией режиссеры стали снимать кино ни о чем, но лирические комедии получались только у Георгия Данелии.

Данелия воспринимает жизнь не как испытание, а как благо. Он за ту реальность, в которой благодать исходит не только от высших сил, но и от человека: «Люди достойны чего-то доброго, они достойны света. Или лекарства, которое бы примирило их с этой жизнью, украсило или сделало светлее. Очень многое в жизни зависит от наших глаз и от сердца. Часто мы проходим мимо, пропуская то прекрасное, что в ней есть».

«Как часто я не способен ощутить ту грань, что отделяет жизнь от вымысла», – признается Георгий Данелия. Это и есть ключ к пониманию тайны творчества режиссера. Созданная им на экране художественная реальность – иногда совсем на реальность не похожа. Или наоборот: очень похожа на реальность та фантастическая среда, которую выдумал режиссер.

Архитектор по профессии, он по кадрам, как по кирпичикам, выстраивает свои картины в голове. И отчаянно не любит процесс съемок: «режиссерские находки», «эффектные» планы вообще не его арсенал. Переживания героев – вот что всегда в фокусе. Он признается: если завтра снимать сцену, где любимых персонажей ждут неприятности, настроение портится еще с вечера. Помогает ему создавать его замечательные картины талант живописца, графика. Еще он пишет картины, собирает коллекцию барабанов; в общем, Данелия – человек необычайно разносторонний.
Творчество Данелии отличает подлинно глубокая сатира, тонкое сплетение юмора, гротеска и лиризма. И особенно его отличает умение создать слаженный ансамбль из актёров разных школ. Так, в лирической истории «Я шагаю по Москве» и других фильмах Георгия Данелии дебютировали актеры, о которых теперь пишут в учебниках по истории кино. Яркие дебюты в его картинах прославили Евгения Стеблова, Ирину Мирошниченко, Никиту Михалкова. Даже Андрей Макаревич получил свой первый гонорар из рук Георгия Данелии (его кинодебют состоялся в фильме «Афоня»). Главной звездой в созвездии Данелии долгие годы был Евгений Леонов, которого режиссер называл своим талисманом. Особую роль в его фильмах играет музыка, которую писали большие композиторы Гия Канчели и Андрей Петров.

Живя много лет в Москве, Данелия всегда хранил в душе любовь к своей родине – Грузии. В его фильмах о Грузии все та же грустная улыбка и смех сквозь слезы – неизменный автограф Данелии. Так, Георгий Данелия и сценарист Резо Габриадзе взяли сюжет французского романа и перенесли действие в Грузию. В результате появилась комедия «Не горюй!». «Мимино» и «Не горюй!» – самое искреннее, веселое и яркое объяснение в любви, которое может сделать родине режиссер-грузин в своих фильмах.

Его творчество деятели кино ценили всегда очень высоко. Тонино Гуэрра, великий сценарист фильмов Федерико Феллини, говорил о картине «Не горюй!»: «Когда я преподавал искусство кино в Сан-Марино, то всегда показывал своим студентам этот фильм, в который влюбился с первого взгляда. Что меня поразило в нем больше всего, он так легко рассказал о смерти». И сам Федерико Феллини смотрел фильм несколько раз и всегда им восхищался. Всю жизнь Данелию сравнивают с двумя гениями: Андреем Тарковским и Федерико Феллини – но, конечно же, его экранный мир ближе миру великого итальянца, где больше гротеска и иронии, красок и света.
Неудивительно, что на юбиляра обрушился поток поздравлений от коллег, друзей, официальных лиц.
«Георгий Николаевич! Чтобы Вы были всегда! Я понимаю, что это очень трудно исполнить, но это просто необходимость», – поздравил киноклассика Александр Адабашьян. «Его картины – это абсолютный утренний луч света через занавеску. Он весь светящийся, летящий», – отметил режиссер Никита Михалков.
Поздравил режиссера Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который отметил, что фильмы Данелии способствуют нравственному воспитанию личности. В связи с вкладом в утверждение традиционных ценностей в культуре и днем рождения патриарх удостоил режиссера ордена преподобного Андрея Иконописца II степени.
Поздравил режиссера с юбилеем Владимир Путин. Глава государства в своей поздравительной телеграмме назвал Данелию «мастером», который вписал в историю отечественной культуры яркие строки: «Начав свой профессиональный путь с блестящего режиссёрского дебюта, за годы плодотворной деятельности Вы приумножили свой «творческий капитал», создали богатую галерею замечательных фильмов, каждый из которых – свидетельство Вашего щедрого, самобытного таланта, безупречного художественного вкуса, особого дара подбирать великолепные актёрские ансамбли».
Заслуги Данелии-кинематографиста признаны в России и мире. Он лауреат множества российских и международных премий. Он награжден несколькими орденами, стал лауреатом Государственных премий СССР и РФ. Он академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 1987 г. он президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм».

Однако главное достижение Данелии – это признание миллионов благодарных любителей кино. Московское бюро по правам человека присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра.