Версия для печати

О «самом презираемом человеке в США»

Американская общественность шокирована поистине безграничным прагматизмом 32-летнего владельца фармацевтической компании Turing Pharmaceuticals Мартина Шкрели, который в целях личного обогащения практически обрек на смерть тысячи своих сограждан.

В августе текущего года предприниматель за 50 млн. долларов выкупил патент на производство препарата Daraprim (пириметамин) – единственного в США средства от токсоплазмоза, которым только в этой стране могут быть заражены порядка 60 млн. человек. Данное лекарственное средство также жизненно необходимо ВИЧ-инфицированным.

В сентябре бизнесмен одним росчерком пера взвинтил стоимость одной таблетки дараприма с 13,5 до 750 долларов – то есть в 55 раз. Шкрели не смутил тот факт, что изготовление разовой дозы пириметамина обходится предприятию всего в 1 доллар, как и присутствие данного препарата в списке жизненно важных лекарственных средств Всемирной организации здравоохранения.

Необходимо отметить, что пациентам, проходящим лечение дарапримом, требуется длительный курс. По подсчетам экспертов  Американского общества специалистов по инфекционным болезням и Ассоциации по лечению ВИЧ, написавших в адрес Turing Pharmaceuticals открытое письмо, в новых условиях годичный прием препарата сможет позволить себе лишь весьма состоятельный больной.

«При нынешней ценовой политике выходит, что годовой курс лечения токсоплазмоза только с учетом расходов на пириметамин обойдется в $336 тыс. для пациентов с весом менее 60 кг и в $634,5 тыс. – для тех, кто весит более 60 кг», – отмечают эксперты.

Немаловажно, что далеко не все больные имеют медицинскую страховку, которая могла бы хоть частично покрыть расходы на медикаменты.

Даже для признанного «флагмана капитализма», коим являются США, бесчеловечная финансовая политика Шкрели показалась чудовищной. Волна возмущения в соцсетях всего за несколько дней превратила владельца Turing Pharmaceuticals в «самого презираемого человека в Штатах». Интернет-пользователи писали о том, что Шкрели «наживается на смерти».

«Мартин Шкрели заслуживает отдельного места в аду, и его нужно приглашать на все похороны больных СПИДом», – заявляет автор одного из писем.

Другой блогер поинтересовался, хорошо ли фармацевтическому магнату спится по ночам, на что бизнесмен саркастически ответил: «Да, хорошо, на снотворных».

Столь радикальное повышение цены сам Шкрели объяснил необходимостью проведения специальных дорогостоящих исследований с целью лабораторной доработки препарата, который в неизменном составе выпускался с 1953 года. Также владелец компании утверждает, что в изначальную стоимость лекарства не входили затраты на маркетинг и дистрибьюцию, значительно выросшие за последние годы.

 «Нам нужна цена, которая позволит компании получать прибыль от производства лекарства, – пояснил он в интервью Bloomberg TV. – До этого момента лекарство буквально раздавали просто так».

По мнению Шкрели, он вправе устанавливать любую цену за препарат, и подобные решения – норма в сфере фармацевтического бизнеса.

«Если бы компания продавала автомобили Aston Martin по цене велосипедов, и мы бы купили эту компанию и повысили бы цены до уровня Toyota, я не думаю, что это бы назвали преступлением», – заявил он.

«Сегодня лекарства от рака могут стоить от 100 тыс. долларов до полумиллиона. Дараприм как раз принадлежит к классу таких дорогих лекарств», – утверждает бизнесмен. 

В то же время медицинские ассоциации объявили рост цен ничем не оправданным. По их данным, ценовая политика корпорации поставила под удар миллионы пациентов, которым отныне либо придется каким-то образом изыскивать огромные денежные средства, либо вовсе отказываться от лечения.

С резкой критикой экономической политики Turing Pharmaceuticals выступила кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон.

«Настолько поднять цену за один день только потому, что компания просто захотела получать больше прибыли, – это безобразие. Я подготовлю план борьбы с таким поведением», – отметила бывший госсекретарь.

Давление политиков и общественности вынудило Мартина Шкрели пойти на компромисс. В интервью  агентству ABC News он пообещал снизить цены «до приемлемого уровня». Впрочем, конкретная цифра так и не была озвучена.