Версия для печати

О скандале, связанном с ВВС

Отделение всемирно известной радиовещательной корпорации ВВС опубликовало материал о подготовке к печати в России дневника офицера Советской Армии Владимира Гельфанда, в котором без прикрас и купюр описаны кровавые, трагические события Великой Отечественной войны. В том числе в дневнике описываются хорошо известные из других источников (в частности, из книги Льва Копелева) факты массовых изнасилований немок советскими солдатами в 1945 г. 

В публикации ВВС  под названием «Изнасилование Берлина: неизвестная история войны» автор статьи Люси Эш, в частности, рассуждает об историческом значении памятника Воину-освободителю, установленного в Трептов-парке в Берлине: «Мое внимание привлекла надпись, напоминающая, что советские люди спасли европейскую цивилизацию от фашизма. Но для некоторых в Германии этот мемориал – повод для иных воспоминаний. Советские солдаты изнасиловали бессчетное число женщин по пути к Берлину, но об этом редко говорили после войны – как в Восточной, так и в Западной Германии. И в России сегодня об этом мало кто говорит».

Для иллюстрации публикации была выбрана фотография Воина-освободителя в Трептов-парке. Анонс публикации в Twitter гласил: «В Германии этот мемориал иногда называют «Могилой неизвестного насильника». Почему?». Такой недвусмысленный намек вызвал шквал критики.

В итоге твит был удален, а в конце статьи появилась надпись: «25 сентября 2015 года этот материал был изменен. Мы удалили подпись к фотографии, а также написанный на ее основе пост в Twitter. Они не соответствуют редакционным стандартам BBC, и мы понимаем, что многие посчитали их оскорбительными. Мы приносим свои искренние извинения».

Подобные инциденты порой имеют место в публикациях. Намеренно или ненамеренно могут появляться намеки, признанные оскорбительными, заявления, признанные  клеветническими, и т.д. В лучшем случае после извинений редакции инцидент считается исчерпанным, в худшем – обиженная сторона обращается в суд.

Так, известный тележурналист Владимир Познер посчитал инцидент исчерпанным: «И те, кто сначала наступают, часто ведут себя непозволительно, а потом контрнаступающие делают то же самое. Это не одна страна, такое вообще, к сожалению, бывает. Но официально это подчеркивать каким-то образом... На общем западном антироссийском запале – да, понятно, что это может появиться. Если бы не извинились и не сняли, тут мог быть другой разговор. Хотя, на самом деле, мы все равно сделать ничего не можем, кроме громких протестов. Но раз они сняли — ну и хорошо, действительно, это безобразие. Признали, что это безобразие, принесли свои извинения. Бес попутал, как угодно... Но я бы не переоценивал. Это не телевидение BBC, не New York Times, не London Times. Совсем другое. Не надо преувеличивать значение таких вещей. Более того, может, и расчет такой, что будет шум, некоторый пиар... Я вообще больше сторонник того, когда можно игнорировать эти вещи. Вообще не обращать внимания. Это недостойно такого шума. Может, люди, которые это напечатали, и рассчитывали на этот шум. Тут надо постараться вкладывать в это поменьше эмоций».

Однако далеко не все согласны  с Познером. Статья вызвала бурное обсуждение в соцсетях – в Twitter одним из самых популярных хештегов за 25 сентября стал «Позор Би-Би-Си!».

В итоге депутат Госдумы Александр Сидякин направил обращение в Генпрокуратуру с требованием проверить публикацию Русской службы BBC на предмет экстремизма. Депутат требует «принять меры прокурорского реагирования в отношении редакции Русской службы BBC вплоть до прекращения деятельности в судебном порядке». При этом гнев депутата выходит за рамки неудачной подписи к фотографии или неудачной фразы, а касается материала в целом. Данных о реакции прокуратуры на запрос пока нет.

Отметим, что официально предъявить претензии на предмет содержания публикации сложно. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский пояснил, что сайт Русской службы BBC не является зарегистрированным СМИ, в связи с этим у Роскомнадзора нет полномочий самостоятельно проводить правовую оценку опубликованных на интернет-ресурсе материалов. Замминистра связи Алексей Волин не стал комментировать публикацию, заявив, что он не собирается «рекламировать ни Русскую службу BBC, ни депутата Сидякина».

Представитель BBC отметил, что редакция принесла извинения, но считает, что поднимает сложную историческую тему «честным и беспристрастным образом»: «Документальные программы и материалы ВВС на протяжении многих лет расследуют сложные темы, и этот материал поднимает сложную проблему сексуального насилия в Берлине в последние дни Второй мировой войны. В нем содержатся интервью с историками, экспертами и женщиной, вспоминающей свой опыт того времени, а также письма, медицинские сведения и дневники свидетелей, включая записи советского солдата. В материале ясно говорится, что сексуальное насилие совершалось солдатами с обеих сторон. Материал говорит о том, что немецкие солдаты совершили огромное количество страшных преступлений, в том числе и изнасилований, на советской земле в ходе операции «Барбаросса». Мы читаем слова советского солдата, который говорит, что не был свидетелем изнасилований, совершавшихся его соратниками, и рассказывает о том, как они помогали немцам, жившим в Берлине, к примеру, раздавая еду. Кроме того, заметное место в материале уделено размышлениям о том, насколько сложно установить масштабы насилия со стороны советских войск». 

Что касается содержания статьи, то нельзя не согласиться с представителем ВВС: в ней много говорится и о преступлениях советских солдат, и о таких же преступлениях союзников. Эти преступления, увы, были неизбежны: люди звереют во время войны – тем более, когда их враги совершили бесчисленные убийства и преступления у них на родине, когда у многих солдат  погибли  близкие. Это закономерная трагедия войны. И существует немало исследований на эту тему.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Конечно, выбор фотографии Воина-освободителя в Трептов-парке представляется возмутительным, поскольку этот памятник - символ героизма и гуманизма. Тем не менее ВВС сочла нужным принести извинения и исправить текст, что похвально. Разумеется, инцидент следует считать исчерпанным. Но, вероятно, в духе нынешнего противостояния России и Запада он стал раздуваться и принял форму обращения в прокуратуру, что весьма прискорбно. Описание одной из трагедии войны причисляется к экстремизму –  это вполне в духе нынешних тенденций с культом воинственных запретов».