Версия для печати

О противостоянии в парке Торфянка

3 месяца не утихал конфликт вокруг предполагаемого строительства православного храма в парке Торфянка Лосиноостровского района Москвы. Все это время местные жители, организовавшие сообщество «За Торфянку», практически жили на улице, чтобы предотвратить незаконное строительство.

Активный протест москвичей вызывало явное несоответствие реально осуществляемого строительства первоначальному плану храмовой застройки. Проект, реализуемый в рамках столичной программы «200 храмов», согласно постановлению мэра Москвы Сергея Собянина предполагал возведение здания на территории площадью 0,2 га в парке, занимающем в общей сложности 6,3 га, (заказчиком выступил Московский патриархат РПЦ, подрядчиками – ООО «Техно-Стандарт» и ООО «Зодчий»). Между тем строительные компании предъявили документацию, позволяющую вести строительство на территории площадью 0,7 га вместо декларированных      0,2 га.

18 июня 2015 года подрядчики начали обустройство площадки – установили забор, бытовку, поставили крест. Однако жители, возмущенные присутствием в парке строителей и тем, что руководство района не посчитало нужным проинформировать их о планируемом изменении облика любимого места отдыха, преградили проезд технике и воспрепятствовали началу работ. Гражданскими активистами в парке был разбит палаточный лагерь, началось круглосуточное дежурство.

Как отмечает один из лидеров народной инициативы Арсений Прудников, «жители не против храмов в принципе, но возражают против любого капитального строительства на территории парка и предлагали другие места для строительства храма».

С этого момента было собрано порядка 4 тыс. подписей жителей района против какого-либо строительства в Торфянке. Коллективные обращения были направлены Президенту РФ, в Госдуму и Мосгордуму, мэру Москвы.

Вместе с тем активисты палаточного лагеря испытывали притеснения со стороны некоего «православного движения» «Сорок сороков».

«Я видел несколько стычек между активистами и людьми в майках «Сорок сороков». Эти люди не представляются, некоторые из них говорят примерно следующее: «Мы воины света, мы всех вас зачистим», – говорит А.Прудников.

30 июня участница сообщества «За Торфянку» Мария пострадала от рук одного из них. Женщина поплатилась за то, что сорвала со столба объявление, призывающее к строительству. Расклеивающий их молодой человек начал угрожать ей, а затем ударил по лицу, разбив губу. Женщине потребовалась госпитализация.

«Мария написала заявление в полицию и поехала снимать побои. Не успела доехать до травмпункта и потеряла сознание. Около 10 минут находилась без сознания», – говорится в заявлении сообщества. В больнице у женщины было диагностировано сотрясение мозга.

Депутат Госдумы Валерий Рашкин в своем запросе в адрес ФСБ России потребовал выяснить источники финансирования данной организации, установить связи ее лидеров с РПЦ, а также принять меры по ее ликвидации. По его мнению, в деятельности организации «Сорок сороков» содержатся признаки экстремизма, а «сама эта организация является радикальным формированием, занимающимся боевой подготовкой своих членов, многие из которых придерживаются неонацистской идеологии».

Противостояние противников и сторонников строительства храма в парке Торфянка привлекло личное внимание патриарха Кирилла, который призвал стороны «к отказу от конфронтации». Он также признал необходимым «дождаться судебного решения» и выразил надежду на возможность преодолеть все существующие разногласия в правовом поле.

31 июля Бабушкинский районный суд Москвы удовлетворил ходатайство противников строительства храма, которые отозвали свой иск с требованием отменить результаты публичных слушаний 2012 года. В этот же день пресс-секретарь патриарха диакон Александр Волков заявил о готовности Московской городской епархии «рассмотреть возможность строительства в другом месте – в том же микрорайоне, в пределах шаговой доступности».

4 августа депутаты Лосиноостровского муниципального округа Москвы предложили его жителям в письменном виде высказать свое мнение относительно строительства храма в парке Торфянка.

26 августа на странице муниципального округа Лосиноостровский появилась информация о том, что предложения по поводу строительства храма в парке рассмотрены – большинство жителей проголосовали «против».

3 сентября у заказчика (МП РПЦ) истек срок действия ордера на обустройство строительной площадки, однако вместо того чтобы разобрать ее, погасить конфликт и заняться оформлением нового участка на законных основаниях, префектура СВАО в рамках интернет-проекта «Активный гражданин» развернула голосование по вопросу об альтернативном участке под размещение храма. Результаты очередного голосования (окончено 15 сентября) вновь определили, что строительства в парке не будет – избиратели отдали предпочтение территории около железнодорожной станции «Лосиноостровская».

За время противостояния лагерь местных жителей, защищающих парк от застройки, 4 раза (19 июня, 25 июля, 26 июля, 14 августа) был демонтирован с участием бойцов спецбатальонов МВД. Действия полиции активисты считают издевательством над правами человека.

А участники движения «Сорок сороков» совместно с представителями никому не известной «православной общины Лосиноостровского района», выступая от имени православной общественности, призывали всех обращаться к президенту страны с заявлениями о «полном правовом беспределе, травле и систематических уголовных нападениях на верующих Русской православной церкви».

В итоге власти Москвы предоставят новый земельный участок под строительство православного храма, который ранее планировали возвести в парке «Торфянка» в Лосиноостровском районе. Как сообщил РИА Новости представитель Москомстройинвеста, такое решение приняла 9 октября Градостроительно-земельная комиссия Москвы. «Комиссия согласилась с решением предоставить земельный участок ГУП “УРиРУО” и Финансово-хозяйственному управлению Московского патриархата по адресу: Анадырский проезд, владение 8 (северо-восток Москвы), под строительство храма», – сказал он.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Наша организация, как и ряд депутатов, общественных деятелей, занималась разрешением этой проблемы. Были проведены переговоры с префектурой, РПЦ. Конфликта и противостояния можно было избежать на ранней стадии, если бы стороны услышали друг друга».