Версия для печати

О работе VII Инвестиционного форума «Россия зовёт!»

13 октября 2015 г. Президент России В.Путин принял участие в работе VII Инвестиционного форума «Россия зовёт!», организованного группой «ВТБ Капитал».

В ходе пленарной сессии «Построение долгосрочного сотрудничества, развитие возможностей для экономического роста» обсуждались вопросы адаптации российской экономики к изменениям макроэкономических условий, открывающим новые возможности для укрепления Евразийского экономического союза и создания стратегических интеграционных проектов в рамках «Экономического пояса Шёлкового пути», а также другие значимые для российской и мировой экономики вопросы.

Очевидно, что проблемы российской экономики напрямую связаны с политическим и экономическим положением России, которое, в свою очередь, напрямую зависит от наиболее значимых мировых событий, непосредственно касающихся нашей страны: ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, определяющей в т.ч. цены на нефть, и ситуации на Украине. Конечно же, эти темы  прозвучали и в вопросах Президенту. 

Что касается военных действий России в Сирии, то В.Путин отметил, что Россия не стремится к лидерству в Сирии, что там может быть только один лидер – сирийский народ. Москва, заявил Президент, крайне заинтересована в сохранении государственности в этой стране, а не конкретно позиций Асада, поэтому поддерживает легитимную власть в ее борьбе с террористами. Президент отметил, что даже предлагал направить в Вашингтон делегацию во главе с премьером Д.Медведевым для обсуждения сирийского кризиса, но в ответ Москва получила лишь рассуждения о том, что ее действия не представляются конструктивными в борьбе с ИГИЛ. В.Путин добавил: «Все наши действия, я уже об этом говорил, находятся в строгом соответствии с Уставом ООН, с международным правом – в отличие от наших коллег из так называемой международной коалиции во главе с Соединёнными Штатами, которые действуют без резолюций Совета Безопасности ООН и без приглашения сирийских властей».

В ответ на вопрос, устойчиво ли перемирие на Украине и будут ли выполнены Минские договоренности, Президент ответил, что никакой альтернативы Минским соглашениям  нет, что претензии Запада к России по этому поводу нелепы. Он отметил, что в Минских соглашениях прописано внесение изменений в Конституцию на постоянной основе по согласованию с Донецком и Луганском. Изменений пока нет, а всё, что сделано на предварительном этапе, по его словам, не согласовано ни с Луганском, ни с Донецком: «Нам при этом говорят о внутриполитических украинских ограничениях. Но ограничения есть везде, но есть и обязательства исполнить Минские соглашения. Это не от нас зависит, это как раз зависит от Соединённых Штатов, от Европы и от Киева. Кстати говоря, на постоянной основе это должно быть сделано». Далее В.Путин отметил, что нужно принять закон об амнистии – это прямо прописано в Минских соглашениях: «Но мы же в Москве не можем принять украинский закон об амнистии. А как можно вести политический диалог с людьми, которые находятся под угрозой уголовного преследования? Мы, что ли, должны это сделать? Почему нам всё время говорят, что мы должны исполнить Минские соглашения? Зачем подменять эти понятия и эти проблемы и перекладывать на нас необходимость их решения? Для чего это делается, если мы действительно хотим добиться исполнения Минских соглашений и на этой базе решить проблему? А только так её можно решить». Прописан и закон о выборах, но Рада, по словам Путина,  приняла закон о местных выборах без всякого согласования с Донбассом, несмотря на то, что Донбасс трижды посылал свои проекты: «Проигнорировали. Приняли закон и в принятом законе прямо написали: местные выборы на этих территориях проводиться не будут. Что тогда сделали люди, которые там живут? Сказали: хорошо, мы тогда сами будем принимать и проводить выборы. Вот что произошло. Начали их упрашивать перенести выборы – хорошо, они согласились перенести выборы, пошли навстречу. Но теперь надо наладить работу по принятию этого закона. Это будет сложный процесс по поиску компромисса, но по-другому нельзя. Там нет никаких проблем с нашей стороны. Это, несмотря на все внутриполитические ограничения, всё‑таки должны сделать наши коллеги в Киеве, прежде всего. Нужно это сделать».

Кроме того, настаивает В.Путин, речь должна идти об экономической реабилитации территорий, но этого не происходит: «Это же полная блокада этих территорий. Нам говорят: добейтесь того, чтобы пускали украинскую гуманитарную помощь для этих территорий. А из Донбасса нам отвечают: пусть блокаду снимут, и не нужно будет никакой гуманитарной помощи. Вот в чём проблема. Там много проблем, но подавляющее большинство из них не лежит в сфере нашей компетенции. Наши коллеги это видят или не видят – в Европе, США? Я думаю, видят. У меня есть даже основания полагать, что точно видят. Но неудобно им говорить, что сегодняшние власти в Киеве не в состоянии это решить. Легче гораздо переложить на нас и говорить: смотрите там, вы должны там усилить, утроить и ушестерить. Куда ушестерять? Надо, чтобы и партнёры наши исполняли свои обязательства, и те, кто имеет на них влияние. Мы исходим из того, что, действуя вместе, мы всё‑таки добьёмся положительного решения».

Тем не менее у большинства участников форума вопросов было больше не по Сирии и Украине, а по тому, как Россия видит дальнейший выход из финансового кризиса в условиях санкций. Ответ Президента был прост – впервые за последние годы обозначился прямой приток инвестиций, поскольку власть ясно дала понять: ограничения на движение капиталов не будет. Тут аудитория разделилась надвое в своих прогнозах относительно судьбы инвестиций. Глава ВТБ Андрей Костин отметил: «В России экономического кризиса нет. Почему-то всегда не нравится эта фраза и в газетах, но мне кажется, что те, кто считают, что в России сегодня кризис, либо слишком молоды, чтобы помнить 1998 г. или 2008 г., либо просто у них короткая память. Потому что ни по каким обстоятельствам сегодня мы не ощущаем себя в кризисе, хотя ситуация, в том числе в финансовом секторе, является непростой».

Однако противоположное мнение высказал президент компании «Русал» Олег Дерипаска: «Я бы все-таки еще раз хотел напомнить, что кризис есть. Вы не можете сравнивать ни 98-й, ни 2003-й, ни 2008-й годы. Кризис, конечно, есть. Мы здесь не говорим о санкциях, они сильно исказили те условия, в которых нам приходится работать. Практически полностью исчез доступ к рынкам капитала. Я хочу напомнить, что в 2013 году наш ВВП был $2,3 трлн., в этом году будет $1,2 трлн. Мы так движемся к уровню 1998 г., когда было $700 млрд., судя по тем обещаниям курса и темпов падения, которые предлагаются».  По словам бизнесмена, рассчитывать на приток западных инвестиций сейчас бесполезно: низкая стоимость нефти и геополитическая ситуация не дают шансов на приток денег извне. В такой ситуации самое время обратиться к стимулированию спроса внутри страны, но спрос связан с покупательской способностью клиентов, с денежно-кредитной политикой ЦБ, с настроением малого и среднего бизнеса, с оптимизмом розничных игроков.

Однако глава ЦБ Эльвира Набиуллина не согласилась с Дерипаской: да, денежно-кредитная политика жесткая, но экономический рост возможен и в таких условиях. Набиуллина прогнозирует в 2016 г. спад примерно до 1% ВВП при условии цены на нефть на уровне $50 за баррель. К устойчивому росту экономика выйдет в 2017 г., считает глава ЦБ.

Однако можно отметить, что сильнейшие политические потрясения не столь значительно повлияли на интерес западных инвесторов к России. Так, участник форума Камел Гриби (Саудовская Аравия) уверен: «Спад на рынке – самое время для инвестиций, а Россия – устойчивый, крепкий рынок. Россия – часть международного рынка, и мы просто не имеем права игнорировать этот факт. Инвестиции в ближайшие пару лет в будущем принесут ощутимую прибыль». Фредерик Зикре из США отметил: «Мы занимаемся долгосрочными инвестициями и не ждем быстрой прибыли. У нас есть свой интерес к определенным компаниям. Россия, без сомнения, проходит через трудные времена. Но этот период неминуемо закончится, и через пару лет мы увидим возобновление экономического роста. Поэтому мы приехали сюда именно сейчас».

Об изменении настроений инвесторов говорят и цифры. Если в прошлом году на волне паники из России ушло, по некоторым оценкам, около полутора сотен миллиардов долларов, то за первые девять месяцев этого года отток капитала составил лишь около 45 млрд. И почти всё это – выплаты отечественных компаний по кредитам, взятым за рубежом в прежние годы. Инвесторы же продавать свои активы в России явно не спешат. А в третьем квартале приток денег впервые за пять лет даже превысил отток. Путин отметил этот факт: «Конечно, мы столкнулись с кризисными явлениями. Тем не менее всё‑таки некоторые специалисты, эксперты считают, и я с ними согласен, что пик кризиса в целом, можно сказать, достигнут, и экономика в целом, не говорю, что абсолютно, но в целом российская экономика уверенно приспособилась или приспосабливается к этим изменяющимся условиям экономической жизни. Это говорит о первых признаках стабилизации. Несмотря на то, что, скажем, у нас ещё во многих секторах экономики наблюдается спад, кроме сельского хозяйства, тем не менее ситуация стабилизируется. Уже достаточно уверенно ведут себя обрабатывающие секторы экономики».

На вопросы бизнесменов В.Путин отвечал уверенно и возлагал ответственность за неэффективную экономическую политику западных партнеров в отношении России не на саму Россию, а на Запад. При этом он отмечал, что Россия не боится санкций и западной блокады. Так, на вопрос вице-президента «Сименс АГ» Дитриха Мёллера: «Мы слышали много о кризисе, о политических сложностях. Как Вы видите перспективы развития отношений между Германией и Россией, перспективы немецких фирм? Какие шансы участвовать в национальном проекте высокоскоростного движения, например?» – он заявил: «Это уже вопрос не к нашему правительству, а к вашему. Если участникам таких проектов будет ограничен доступ к европейскому финансированию, то тогда у нас вариантов не так уж и много остаётся. И в этом случае предложение китайских партнёров об участии в финансировании может быть решающим».

И многие бизнесмены оказались с ним согласны. Участник форума Артур Франчзек (США) заявил: «Это абсолютно контрпродуктивно. В этом нет никакого смысла. Санкции бизнесу не нравятся. Они ограничивают инвестиции в Россию, импорт высокотехнологичных товаров. Они только толкают Россию в сторону Китая, Латинской Америки. В длительной перспективе будет хуже только американским компаниям».  

Но чтобы инвестиции имели место, экономика должна быть стабильной и привлекать инвесторов. Предсказуемость экономики всегда привлекает деньги. Над решением этой задачи сейчас работает и правительство, и Центральный банк. Его руководитель Эльвира Набиуллина пообещала инвесторам: через два года инфляция в России не превысит 4% – хотя сейчас инфляция превышает 10%: «Высокая инфляция сейчас – её надо очень правильно понимать – потому что она была обусловлена одноразовыми факторами. Это прошлая инфляция, это скачок курса в декабре-январе. И это отразилось на темпах инфляции в годовом выражении, но в последние месяцы инфляция достаточно умеренная, чуть выше того, чего мы хотели бы, но в целом позволяет достичь нам своих целей».

При этом одна из важнейших целей – сделать доступными не только инвестиции извне, но и внутри страны. С начала года ключевая ставка Центробанка снизилась с 17% до 11%, но даже для крупного бизнеса кредиты всё равно остаются слишком дорогими – не говоря уже о малом и среднем бизнесе. Упрёки звучали в адрес банкиров. Отвечать за коллег приходилось хозяину форума главе ВТБ Андрею Костину: «Вот давайте: банки больше должны кредитовать малый и средний бизнес. Но если сегодня малый и средний бизнес невостребован в стране в силу каких-то причин, если сегодня нет поля деятельности для них, то какой смысл больше кредитовать?».

Некоторые присутствующие испугались этого ответа, решив, что ВТБ отказывается кредитовать малый и средний бизнес, и обратились за разъяснениями к главе государства. (Костин заявил, что его неправильно поняли).  В.Путин ответил: «Ну, ответ очевидный. Я сейчас не буду говорить об особых инструментах поддержки через Внешэкономбанк, о деньгах, которые выделяются напрямую из бюджета, распределяются по малому и среднему бизнесу через регионы Российской Федерации. Наверное, этого недостаточно. Но всё‑таки самое главное – даже не эта прямая поддержка. Самое главное – создание условий. Мы это тоже хорошо понимаем. И настолько, насколько это возможно в сегодняшних условиях экономического развития, будем это делать и дальше. На этот счёт можете даже и не сомневаться».

На форуме прозвучала и другая хорошая новость для бизнесменов: в министерстве финансов осторожно пообещали, если всё пойдет по плану, следующий год будет последним, когда правительство замораживает накопительную часть пенсий. Сейчас 342 млрд. руб. направлены в специальный фонд, однако уже через год эти деньги снова можно будет вкладывать в наиболее прибыльные и перспективные проекты. Впрочем, министр финансов Антон Силуанов ничего особенно определенного не сказал: «Хочется надеяться, что это последний год, когда мы принимаем такое вот решение».

Он не прояснил ситуацию и с налоговой преференцией для нефтяной отрасли: «Мы в последнее время только нефтянке и помогали. Получается так, что тот объем государственных ресурсов, который у нас есть, концентрируется именно там». Что из этого следует, Силуанов не объяснил. Между тем известно, что проект бюджета на 2016 г. будет внесен в Госдуму уже через неделю.

В ответ на все эти споры Президент пообещал «чутко реагировать» на проблемы бизнеса, вносить коррективы, обеспечивать макроэкономическую стабильность. Он убеждал: «Экономическая политика России – это не что-то такое замороженное». Заодно он похвалил правительство и Центробанк: они «демонстрируют эффективную работу по стабилизации ситуации в экономике». А ситуация такова, что пик кризиса уже пройден, появились признаки стабилизации: «В ближайшие годы будет не только преодолена депрессия отдельных отраслей экономики, но и восстановлена положительная динамика в целом».

В.Путин обещал, что власть не будет вводить ограничения на движение капитала, успокоив тем самым немало граждан. По поводу экономики в целом Президент РФ отметил, что главная задача правительства – диверсификация и разбюрокрачивание экономики, создание надежных условий для инвестора, обеспечение нормальной работы судебной системы и административных структур. Над всем этим ведется работа, но это вопросы, может быть, даже не 5-ти лет.  Однако В.В. Путин заявил: «Мы знаем, что нужно делать, и будем идти по этому пути».

Некоторые участники форума высказали прямое удовлетворение его результатами.  Председатель правления Росбанка Дмитрий Олюнин отметил: «Можно, конечно, сетовать, что мы не сильно в этом продвинулись, но в целом идем в верном направлении».

 Кристоферу Гранвилю, управляющему директору консалтинговой компании TrustedSources из Великобритании, понравилось, что В.Путин выполнил обещание по демонополизации газовой отрасли, данное лично ему еще на первом форуме ВТБ в 2009 г. Теперь грядет демонополизация РЖД, уверен Гранвиль.