Версия для печати

Десять лет назад не стало Александра Яковлева

Общественность вспоминает крупнейшего деятеля перестройки Александра Николаевича Яковлева – прошло10 лет после его смерти.

Александр Яковлев родился 2 декабря 1923 г. в деревне Королёво Ярославской губернии. Он участник войны, после тяжелого ранения в 1943 г. был демобилизован. В 1944 г. вступил в ряды КПСС, учился на историческом факультете Ярославского пединститута. Однако закончить обучение в институте не удалось: в октябре 1945 г. был направлен на учёбу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). Однако  и тут учёба длилась недолго – в 1946 г. в связи с реорганизацией ВПШ А.Н. Яковлев был направлен в распоряжение Ярославского обкома ВКП(б).

Начиная с 1946 г. в течение двух лет Яковлев работал инструктором отдела пропаганды и агитации Ярославского обкома КПСС, затем до 1950 г. – членом редколлегии областной газеты «Северный рабочий». В 1950 г. был утверждён заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Ярославского обкома КПСС, а в следующем году – заведующим отделом школ и вузов того же обкома партии.

В 1953 г. Яковлева переводят в Москву. В 1953-1956 гг. он работал инструктором ЦК КПСС – в отделе школ; в отделе науки, школ и вузов.

В 1956–1959 гг. Яковлев, получив направление, учился в аспирантуре на кафедре международного коммунистического и рабочего движения Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1958–1959 гг. стажировался в Колумбийском университете (США).

В период 1960-1973 гг. он вновь работает в аппарате ЦК КПСС (в отделе пропаганды ЦК) – поочередно инструктором, зав. сектором, с июля 1965 г. – первым заместителем заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, в течение 1970-1973 гг. исполнял обязанности заведующего этим отделом. В 1971–1976 гг. он являлся членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Одновременно (в 1966-1973 гг.) входил в состав редколлегии журнала «Коммунист».

Несмотря на столь успешную карьеру, Яковлев не слишком разделял партийную идеологию. По его собственным словам, на него сильнейшее влияние оказал ХХ съезд партии. Он сам писал впоследствии: «Я много и въедливо изучал работы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, Мао и других «классиков» марксизма, основателей новой религии – религии ненависти, мести и атеизма. ‹…›  Давным-давно, более 40 лет назад, я понял, что марксизм-ленинизм – это не наука, а публицистика – людоедская и самоедская. Поскольку я жил и работал в высших «орбитах» режима, в том числе и на самой высшей – в Политбюро ЦК КПСС при Горбачёве, – я хорошо представлял, что все эти теории и планы – бред, а главное, на чём держался режим, – это номенклатурный аппарат, кадры, люди, деятели. Деятели были разные: толковые, глупые, просто дураки. Но все были циники. Все до одного, и я – в том числе. Прилюдно молились лжекумирам, ритуал был святостью, истинные убеждения – держали при себе. После XX съезда в сверхузком кругу своих ближайших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демократизации страны и общества». Как отмечает писатель и публицист Л.Млечин, от сослуживцев по аппарату ЦК его отличали природная мудрость, крестьянский здравый смысл, привычка к самообразованию и трагический опыт фронтовика. Он как-то заметил: «Отказывать я не умею. Мне всегда хотелось помочь людям. Нередко меня обманывали, а я продолжал верить в совесть».

В августе 1968 г. А.Яковлев был направлен в Прагу, где в качестве представителя ЦК наблюдал за ситуацией во время ввода войск стран – участниц Варшавского договора в Чехословакию. Вернувшись через неделю в Москву, в беседе с Л.И. Брежневым выступил против снятия А. Дубчека.

В конце 1960-х ­– начале 1970-х гг. он выступал за развитие в СССР социологии как науки, в частности поддерживал деятельность прогрессивных социологов Ю.А. Левады, Б.А. Грушина и Т.И. Заславской.

В ноябре 1972 г. Яковлев опубликовал в «Литературной газете» ставшую знаменитой статью «Против антиисторизма», в которой обвинял представителей «русской партии» в отступлении от классовых позиций, от партийных взглядов. После критики статьи М.А. Шолоховым и последующего обсуждения статьи на Секретариате и в Политбюро ЦК в 1973 г. Яковлев был отстранен от работы в партийном аппарате и направлен послом в Канаду, где проработал 10 лет.

В 1983 г. член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв посетил Канаду, возобновил знакомство с Яковлевым, а затем настоял на его возвращении в Москву. Успешная партийная карьера Яковлева продолжилась. В 1984 г. он был избран депутатом Верховного Совета СССР,  в 1985 г. – вновь заведующим отделом пропаганды ЦК КПСС. Возглавляя отдел, он прекрасно понимал, что происходит в стране, и говорил: «У нас созданы условия для безнравственных поступков. Надо начинать с партии (взятки, пьянки, балы). Воспитывается цинизм, а это признак разложения партии».

В 1986 г. он стал членом ЦК КПСС, секретарем ЦК, курирующим вопросы идеологии, информации и культуры, на июньском (1987 года) Пленуме –  членом Политбюро.

Однако параллельно с этим Яковлев пытается либерализовать российскую жизнь, в т.ч. экономику. Будучи в 1983–1985 гг. директором ИМЭМО АН СССР, он инициировал записку в ЦК КПСС о целесообразности создания в СССР предприятий с участием иностранного капитала, в частности выступал за всемерное развитие связей с западными странами, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока (в т.ч. с Израилем, который считался тогда врагом России). А в Госплан СССР он инициировал записку о надвигающемся экономическом кризисе и углубляющемся отставании СССР от развитых западных стран.

С началом перестройки он становится активным соратником М.Горбачева. Яковлев способствовал публикации в СССР произведений В.Набокова, А.Солженицына, А.Рыбакова, А.Приставкина, В.Дудинцева, выходу на экраны около 30 ранее запрещённых фильмов. Он стал инициатором решения Политбюро ЦК КПСС (май 1988 г.) об издании на базе издательства «Правда» и журнала «Вопросы философии» ранее запрещённых трудов русских философов. Яковлев способствовал восстановлению отношений между советским государством и Русской православной церковью, возвращению РПЦ Оптиной пустыни, Толгского монастыря, за что был награждён церковным орденом преподобного Сергия Радонежского.

На XIX Всесоюзной конференции КПСС Яковлев возглавил комиссию, подготовившую резолюцию «О гласности». Фактически именно Яковлев запустил механизм гласности и буквально заставил советскую прессу писать о том, о чем люди говорили только на кухне. В августе 1988 г. он совершил визит в Латвийскую ССР, где одобрил деятельность местных властей и неформальных организаций. На сентябрьском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС ему было поручено курировать от ЦК КПСС внешнюю политику СССР. На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, на июньском (1987 г.) Пленуме – членом Политбюро.

С октября 1988 г. Яковлев – председатель Комиссии Политбюро ЦК по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930–1940-х и начала 1950-х годов. В 1989 г. он  избирается народным депутатом СССР. На II съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 года Яковлев выступил с докладом о последствиях подписания в 1939 году Договора о ненападении между СССР и Германией («пакта Молотова – Риббентропа») и секретных протоколов к нему.

В 1990-1991 гг. Яковлев – член Президентского Совета СССР. На следующий день после назначения на этот пост подал заявление о выходе из состава Политбюро и сложении с себя обязанностей секретаря ЦК. На XXVIII съезде КПСС он отказался от выдвижения на пост Генерального секретаря. После роспуска Президентского Совета СССР был назначен старшим советником Президента СССР. Подал в отставку с этого поста 29 июля 1991 года, разойдясь с Горбачёвым в видении перспектив Союза (Яковлев выступал за конфедерацию). В июле 1991 г. вместе с Э.А. Шеварднадзе создал альтернативное КПСС Движение демократических реформ (ДДР), а 16 августа 1991 г. был исключён из рядов КПСС.

С 1992 г. после распада СССР Яковлев занимал должность вице-президента Горбачёв-Фонда. В конце 1992 г. был назначен председателем Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий, в рамках ее деятельности вёл огромную работу. А.Яковлев говорил: «Если пытаться понять Ленина, Троцкого, Сталина и других руководителей, то ключевое слово – «власть». Есть люди, для которых власть – это все. И на пути к власти люди пренебрегают своим достоинством, чужими страданиями. К примеру, заложничество: детей брать от родителей в заложники, нормальный ум может такое придумать? Они оседлали идею строительства коммунизма, счастливого общества. Хотите быть счастливыми? А кто не хочет. Значит, надо идти на жертвы. Сказали: достичь этой цели надо любыми средствами. ‹…› Вот миллионы и погибли».

Возглавлял Международный фонд «Демократия» –  здесь он подготовил к печати тома исторических документов, призывал привлечь к суду большевистский режим, резко выступал против антисемитизма, считая его позорным явлением для России. Яковлев подвергался резкой критике со стороны националистической и коммунистической прессы, которая обвиняла его в русофобии и предательстве.

В 2004 г. Яковлев вошёл в состав «Комитета-2008: Свободный выбор», а в 2005 г. –  в наблюдательный совет общественной организации «Открытая Россия». Тогда же он подписал открытое письмо, в котором призывал международное правозащитное сообщество признать бывшего руководителя и совладельца компании «ЮКОС» политическим заключённым.

А.Яковлев скончался 18 октября 2005 г.

Прежде всего, говоря о Яковлеве, следует отметить, что вряд ли кто-то больше него (разве что Анатолий Чубайс) становился объектом такой безудержной ненависти, никому не приписывалось столько грехов и преступлений.  Какими только эпитетами не награждали Александра Николаевича Яковлева его друзья и враги. Не могли простить ему твердокаменные коммунисты-ленинцы, что под конец жизни Яковлев сумел переосмыслить свое отношение к большевизму, к истории страны, к истории партии, которой служил много лет, к Политбюро, в котором состоял на пике политической карьеры.

Вместе с тем он пользовался огромным уважением. Известный публицист того времени В.Коротич вспоминает: «Он был, я бы сказал, просто хорошим товарищем. Действительно, старшим товарищем. Не дедом, а именно старшим товарищем. И я его очень любил именно за его открытость и за,  в общем, то, что всегда он подставлял себя первым. И если бы уже били меня, то рикошетом попало бы по нему тоже. Он никогда этого не избегал».

Очень многие люди задаются вопросом, как Яковлев, будучи крупным партработником, мог оставаться здравомыслящим человеком и менять свои убеждения  все более в либеральном направлении.  По мнению его соратника по перестройке академика Ю.Рыжова, эволюция Яковлева была «естественной, искренней и честной»: «И он об этом сам говорил. И он написал об этом вот в этой книге первой, которую он мне подарил, там приведены статьи 70-х годов и т.д. И эволюция уже начиналась тогда. Он очень образованный человек был. Плюс, непрерывно самообучающийся. Он все время пополнял свои знания. А когда пополняются знания, тогда возникают и сомнения, и обобщения, и анализ. Вот он был к этому способен прекрасно».

Григорий Явлинский полагает: «Оказавшись на самом верху компартийной иерархии, Александр Николаевич Яковлев не закоснел в своем величии, он позволял себе видеть, что реальная жизнь совсем не та, о которой рапортуют и пишут в отчетных докладах. Он понимал, что перемены необходимы, он был готов к ним, понимая, что они могут смести его. Судьба А.Н. Яковлева уникальна. Он был едва ли не единственным, кто проводил реформы советской власти, общества и экономики сознательно. Он оказался способным на полную переоценку ценностей – для него ценность человеческой жизни была абсолютным императивом. Александр Николаевич был политиком с мышлением мирового масштаба. Он не только совершил политические изменения в стране, но и пошел дальше: вся его деятельность после 91-го года как академика, историка и ученого была направлена на то, чтобы Россия осознала, какую катастрофу осуществил большевизм, каковы ее масштабы. Он до последней минуты вел Россию к самому главному – признанию этой трагедии, категорическому отказу от этого наследия, к возвращению самоуважения».

Яковлева достойно оценили еще при жизни. Он доктор исторических наук с 1969 г., автор более 25 книг (среди них «Реализм – земля перестройки», «Муки прочтения бытия», «Предисловие. Обвал. Послесловие», «Горькая чаша», «По мощам и елей», «Постижение», «Крестосев», мемуары «Омут памяти»), десятков статей. Академик РАН, почетный доктор Даремского и Экзетерского университетов (Великобритания), университета Сока (Япония). Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы Народов, орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, церковным орденом Сергия Радонежского, орденом Боливара (Венесуэла), орденом Гедиминаса (Литва), многими медалями.

В своей последней книге-завещании «Омут памяти» Александр Яковлев предостерегал: «Советского Союзa нет, но остaлся советский человек. Рaб режимa, рaб лжи, рaб зaвисти, ибо всегдa был унижен нищетой. Ленивый, ибо отлучен от свободного трудa. Понимaю все это, но не принимaю, ибо влaсть вновь зaхвaтывaют люмпены. Точнее, люмпены и остaлись у влaсти, только одежонку сменили. Поскреби нынешнюю высшую номенклaтуру, и под тонкой пленкой демокрaтизмa без трудa нaйдешь толстый слой крaсноты. А потому крепнет и ширится гнет чиновничествa и хaмствa. Гнет беспрaвия. Гнет бессовестности, который стaновится признaком силы.

Оппозиция должнa обрести сегодня другой облик. Это дaже не оппозиция, a генерaтор идей, чaсовой свободы человекa, критик произволa, которым беременно чиновничество, облaдaтель новой прогрaммы влaсти в случaе победы нa выборaх. Иными словaми, цель прaвительствa и новой оппозиции - однa и тa же, методы действий и приоритеты могут быть рaзными.

Я понимaю, что новое поколение будет петь собственные песни влaсти - о свободе и рaбстве, демокрaтии и aвторитaризме, о прошлом и будущем России. По молодости и неопытности некоторое время будет стрaдaть эйфорией, его потянет к aвторитaрным методaм упрaвления. Но думaю, что жизнь попрaвит возможные вывихи. Особую сложность исторического вызовa состaвляет необходимость зaвершения уже нaчaтых реформ и одновременно демонстрaция способности увидеть и решaть новые проблемы, порождaемые социaльными зaблуждениями тысячелетней России и неизбежной прaгмaтикой рыночной экономики.

Боюсь, не нaкрыл бы сновa стрaх, который держaл нaс в своих когтях 70 лет. Мы, русскоaзиaты, привыкли рaдовaться бесконечному великодушию влaсти: не посaдили в тюрьму - рaдуемся, не выгнaли из квaртиры - бьем поклоны, выдaли зaрaботaнные тобой же деньги - сновa восторгaемся, не избили в милиции - восхищaемся… Быстро привыкaем к унижениям человеческого достоинствa и нaрушениям прaв личности в речaх пaрлaментaриев и в средствaх мaссовой информaции, привыкaем к хaмскому поведению чиновников. И рaдуемся, что других, a не тебя оскорбили и облили нaвозной жижей. Покaтимся нaзaд, к пещерно-большевистскому прошлому и опять возрaдуемся, a потом сновa охвaтит нaс истомa слaдостных стрaдaний и жaждa свободы. Блaго можно опять бороться, a не рaботaть».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Александр Николаевич Яковлев не был похож ни на позднебрежневских партаппаратчиков, ни на деятелей горбачевского призыва. Выходец из крестьян Ярославской области, фронтовик-десантник, впоследствии доктор исторических наук, знающий несколько языков, он представлял тот весьма распространенный в народе, но очень редкий во власти национальный тип человека деятельного, спокойного, но при этом пытливого и жаждущего знаний и правды. Александр Яковлев – один из тех людей, которые стояли  у штурвала управления страной в момент принятия наиболее значимых исторических решений – отказа от тоталитарной коммунистической системы. И поэтому память о нем будет жива».