Версия для печати

Об инъекциях инсулинозависимым детям

В конце сентября в одной из московских школ разгорелся скандал, спровоцировавший бурю негодования в обществе. Выяснилось, что первоклассницу, страдающую сахарным диабетом I типа и нуждающуюся в регулярных инъекциях инсулина, сотрудники образовательного учреждения отправляли делать уколы инсулина в туалет.

«В школе № 870, где Ася учится, мне заявили, что туалет – это самое стерильное место во всей школе, там же ежедневно моют! – рассказывает мама девочки Екатерина Акатьева. – Говорят, что в классе укол делать нельзя, иначе учителю придется брать на себя всю ответственность. В медкабинете нельзя тем более, потому что медсестра по закону не обязана отвечать за ученика-инвалида. На все вопросы у учителей ответ: скажите спасибо, что мы вас вообще впускаем в здание, чтобы вы сделали этот несчастный укол!».

Как отмечает Екатерина, в таком возрасте ребенок просто не может самостоятельно сделать себе укол. Но дело не только в этом – подобная установка учителей чревата для детей психологическими проблемами.

«Подобное отношение, кроме всего прочего, ломает и Асину психику. Она начинает думать, что ее уколы – это что-то плохое, и начинает стесняться самой себя, – продолжает мама первоклассницы. – Да, она болеет, но она ни в коем случае ничем не хуже других, здоровых, детей! И я считаю, что моему ребенку должны делать все необходимые процедуры в медкабинете под присмотром врача. Она не должна этим заниматься самостоятельно, прячась по углам и туалетам».

Решением департамента образования директор школы Наталья Копцева была уволена. Новый руководитель Инна Поморина пообещала создать все необходимые условия, чтобы мама ребенка имела возможность приходить к дочери каждый учебный день и делать укол.

«У нас в учреждении обучается еще четыре ребенка с подобными диагнозами, и школа справляется со своими функциями. У нас есть и медкабинет, и медицинские работники. Право прохода в школу маме будет предоставлено по пропуску», – уверила она.

Между тем очевидно, что имеет место системная проблема, которую не решить частным школьным приказом.

По словам президента благотворительного фонда помощи инсулинозависимым детям и беременным женщинам «Быть вместе» Натальи Лебедевой, с подобными сложностями сталкивается каждый второй родитель ребенка с диабетом. Самым удобным решением вопроса могла бы стать инсулиновая помпа – специальное устройство для автоматического подкожного введения инсулина, но большинство родителей не могут позволить себе ее покупку ввиду высокой цены.

Как отмечает президент Диабетического общества поддержки детей-инвалидов в Санкт-Петербурге Михаил Воробьев, детям-диабетикам часто предлагают перейти на домашнее обучение.

«Это ненормально, – считает М.Воробьев. – Особенно в свете актуальной статистики: у нас сегодня эпидемия сахарного диабета. Только по Петербургу этим заболеванием страдают 1 300 детей, ежемесячно фиксируются от 10 до 15 случаев заболевания – это целая армия».

 Для изменения ситуации общественник предлагает конкретные шаги: «В первую очередь, необходимо проводить образовательные программы, мероприятия с педагогическим составом и медработниками в каждом районе города и области и объяснять, какие признаки у этого заболевания, говорить, что этого не нужно бояться, рассказывать, как нужно себя вести с такими детьми. Вместо того чтобы отсылать таких ребят на домашнее обучение, преподаватель и медсестра должны понимать эту проблему и грамотно подходить к ее решению».

В Российской ассоциации медицинских сестер также уверены, что медсестра должна совершить все назначенные ребенку медицинские манипуляции в учебном учреждении.

«Школьная медсестра работает под руководством участковой поликлиники. Здесь надо понимать, насколько тесно они взаимодействуют и обмениваются информацией о прикрепленных пациентах. Вопрос здесь – есть ли у медсестры необходимые справки о состоянии здоровья ребенка. А сами по себе процедуры, в том числе инъекция инсулина, не должны вызывать у медработника никаких проблем – для этого нет необходимости расширять его полномочия», – отмечает исполнительный директор РАМС Елена Савинцева.

«Делать по одной-две инъекции в день совсем не сложно, да и все условия в школах для этого есть, – соглашается с ней медсестра из московской гимназии № 13 Елена Кустова. – Здесь все от человеческого фактора зависит».

Широкая дискуссия, развернувшаяся в Интернете, быстро вышла на государственный уровень.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Ирины Мануйловой, отказ от практики обязательного медосмотра и требования справки перед поступлением ребенка в школу был ошибкой.

«Справка перестала быть обязательной, поскольку существует понятие медицинской тайны. Родители не хотят, чтобы о серьезных проблемах со здоровьем ребенка знали педагоги и одноклассники. А учителя, не зная этих нюансов, не могут обеспечить безопасность детей», – поясняет парламентарий.

За введение глубокой диспансеризации в школах выступает заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов.

«Медкабинет нужно приравнять к дневному стационару – обеспечить самыми необходимыми лекарственными препаратами: инсулин, препараты для эпилептиков, для страдающих повышенным давлением», – считает О.Куликов.

В свою очередь, депутат Госдумы Виталий Злочевский уже направил в Минздрав обращение с требованием обязать школьных медработников делать уколы инсулина больным диабетом ученикам.