Версия для печати

О трагической гибели таджикского младенца

В Санкт-Петербурге при невыясненных обстоятельствах погиб таджикский младенец.

13 октября около 10 часов утра в квартиру, расположенную в доме    № 5 на Лермонтовском проспекте, которую арендует семья Назаровых из Таджикистана, ворвались трое сотрудников ФМС. В этот момент дома находились 21-летняя Зарина Юнусова со своим пятимесячным сыном Умаром и ее 17-летний родственник Далер.

По обвинению в нарушении миграционного законодательства молодые люди были задержаны. Их увезли в полицию, не дав ни минуты на сборы. Даже не разрешили одеть ребенка в верхнюю одежду.

В отделении полиции № 1 мать и ребенка разлучили: Зарина и Далер были помещены в камеру, а маленького Умара правоохранители положили на стол рядом с постом дежурного. Узнав о случившемся, в отделение с бутылочкой молочной смеси прибежала бабушка малыша Мехринисо Назарова.

«Около 12 я была в полиции, подошла к окошку дежурной части. Я слышала, как Умар кричал, – рассказывает женщина. – Я очень просила, умоляла его покормить. Смесь была еще теплая. Сотрудник дежурной части взял у меня бутылочку и поставил на окно. Я плачу, говорю: "Он маленький, голодный...". Они отвечали: "Мы тебя не понимаем, нам нужен переводчик"».

Мальчика ей так и не отдали. Через некоторое время в отделение была вызвана карета скорой помощи.

«Я испугалась, – продолжает Мехринисо, – спрашивала врачей: что с моим ребенком? Он заболел? Он никогда ничем не болел. Он вчера еще был здоров. Я просила: отдайте мне моего мальчика или возьмите меня с собой! Но две женщины в белых халатах меня оттолкнули, сели в машину и уехали».

Ребенка увезли в Детскую больницу им. Цимбалина. В медучреждение он был доставлен в 2 часа дня. Что случилось с ним дальше – неизвестно, но утром 14 октября сотрудники больницы сообщили Зарине и ее мужу Рустаму Назарову о смерти сына от ОРВИ.

Труп младенца родителям позволили увидеть лишь через четверо суток. За все это время семья из Таджикистана не получила никаких объяснений.

Трагическая смерть ребенка возмутила и общественность, и официальных лиц. У злополучного отделения полиции № 1 и у таджикского диппредставительства проходят одиночные пикеты и коллективные акции в поддержку семьи Назаровых. 18 октября таджикская диаспора направила официальные обращения в адрес российского омбудсмена Эллы Памфиловой и петербургского губернатора Георгия Полтавченко. Консульство Таджикистана отправило в МИД России ноту протеста.

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов потребовал  провести тщательную проверку по факту смерти.

К главному прокурору северной столицы Сергею Литвиненко обратился депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» Борис Вишневский.

«Прошу Вас незамедлительно провести детальную проверку по факту причинения смерти малолетнему Назарову Умарали Рустамовичу, взять данную проверку под свой личный контроль, решить вопрос о возбуждении в отношении конкретных лиц уголовного дела, привлечь виновных к уголовной ответственности», – говорится в письме депутата, опубликованном в соцсети.

«На мой взгляд, в данном случае совершено особо тяжкое преступление, необходимо возбудить уголовное дело по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, то есть по признакам преступления, предусмотренного ч. 4  ст. 111 УК РФ», – считает Вишневский.

ГСУ СК по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело по ч. 2 ст.109 УК РФ – «причинение смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей». Его фигурантами могут стать сотрудники полиции, ФМС и врачи.

Руководитель правозащитной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер подтвердил "Ъ", что разделять ребенка и родителя по Семейному кодексу РФ можно исключительно при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка. "А в данном случае это было и вопиющее нарушение Конвенции ООН о правах ребенка, которое закончилось трагически",— отметил господин Альтшулер. Он рассказал, что два года назад в Россию не впустили 17-летнего сына киргизских мигрантов, запретив ему въезд на три года. "Мы обращались к главе ФМС Константину Ромодановскому. После его прямого распоряжения мальчика впустили. В официальном ответе от ФМС нам написали, что они уважают конвенцию, где написано, что ребенок и родитель должны быть вместе".

Президент правозащитного фонда "Таджикистан" и руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева собщила "Ъ", что с 2011 года правоохранительные органы "начали вдруг отбирать детей" из-за проблем с регистрацией. "Начались человеческие трагедии. Был случай в 2013 году, когда у отца-россиянина, таджика по национальности, московская полиция забрала детей",— сообщила она. Тогда, по словам госпожи Джураевой, полиция поместила детей в приют, а мать к ним пустили лишь через несколько дней.

Соболезнования в связи с гибелью младенца выразил МИД России. Внешнеполитическое ведомство РФ также сообщило, что для выяснения всех обстоятельств произошедшего отправлены соответствующие запросы в МВД, ФМС, Минздрав и Генеральную прокуратуру России.

Расследование трагедии, помимо П.Астахова, взяли под личный контроль губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и посольство Таджикистана в России.

Как выяснилось, Зарина Юнусова приехала в Россию год назад с целью вылечиться от бесплодия. Лечение прошло успешно, и 20 мая на свет появился Умар. Как известно, срок временного пребывания иностранного гражданина в России без визы не может превышать 90 суток. Однако, по словам юриста таджикской диаспоры Уктама Ахмедова, «когда истекли эти 90 суток и по закону следовало уезжать обратно в Таджикистан, Зарина была уже беременна»: «Врачи не рекомендовали ей переезд. К тому же беременность – уважительная причина для того, чтобы остаться».

В страшные для Назаровых дни было принято судебное решение о выдворении семьи из страны в 15-дневный срок. Данный вердикт адвокат У.Ахмедов намерен обжаловать.

Между тем ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проводит доследственную проверку уже в отношении родителей Умара. В их действиях полиция ищет признаки преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ – «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

По словам Назаровых, в их съемную квартиру почти каждый день приходят полицейские, два раза сотрудники МВД приходили со служебными собаками.

«Зачем? Бомбу что ли ищут в колыбели?» – недоумевают родственники.

Назаровы уже 15 лет живут в городе на Неве. И это уже вторая для их семьи смерть ребенка на территории России. В 2004 году недалеко от дома неизвестными был зарезан 12-летний сын Мехринисо. Преступники до сих пор не найдены.