Версия для печати

Об обыске в Библиотеке украинской литературы

В Москве набирает обороты скандал вокруг Библиотеки украинской литературы. 28 октября в государственном бюджетном учреждении культуры на улице Трифоновской сотрудниками правоохранительных органов был совершен обыск. По некоторым данным, полиция получила информацию о нахождении в библиотеке изданий, которые могут носить русофобский характер.

В ходе мероприятий из библиотеки было изъято порядка 170 книг и других материалов, посвященных националистическим движениям Украины и их лидерам. Многие из конфискованных изданий содержат изображение свастики. Все изъятые материалы будут направлены на экспертизу.

Обыски проходили и в кабинете директора библиотеки Натальи Шариной, где, по словам правоохранителей, были обнаружены экземпляры националистического издания  «Час Руху», призывающего к борьбе с русским миром. Этот и другие факты послужили поводом для задержания директора библиотеки Натальи Шариной. Она была доставлена на допрос в Следственный комитет.

В частности, руководителю библиотеки инкриминируется распространение среди читателей запрещенных в России книг украинского националиста, участника УНА-УНСО Дмитрия Корчинского (например «Вiйна у натовпi» 1999 года выпуска), который подозревается в участии в боевых действиях против российской армии во время первой чеченской кампании. Уголовное дело в отношении Н.Шариной возбуждено по ч. 2 ст. 282 УК РФ – «Возбуждение национальной ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

По словам бывшего главного библиотекаря Сергея Сокурова, деятельность учреждения в последние годы действительно носила выраженный антироссийский характер.

«Когда я начал работать в библиотеке, то увидел, что директор Шарина не знает украинского языка и культуры, но при этом активно продвигает русофобские идеи. Постоянно планировались семинары и творческие вечера авторов, отличавшихся крайне негативным отношением к русским. Я просил этого не делать, но директор не слушала меня. В открытом доступе лежали 200 книг очень резкого содержания, из них 40 были особо экстремистского содержания, представляющими Россию как врага», – показал С.Сокуров на допросе.

29 октября официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщил, что СКР намерен ходатайствовать перед судом об аресте директора библиотеки.

Задержание и предъявленные обвинения стали для Натальи Шариной полной неожиданностью. Как сообщил ее адвокат, «за 20 часов Наталья Григорьевна пережила два гипертонических криза, ее давление было 250 на 110». Он также добавил, что во время следственных мероприятий его подопечной была вызвана скорая помощь, врачи настаивали на госпитализации 58-летней пациентки, однако «следователь отказался отпустить ее в больницу и продолжил допрос».

Сама Н.Шарина утверждает, что никогда не распространяла экстремистские издания, а книги Корчинского ей подкинули. Этой точки зрения придерживается и заведующий отделом украиноведения, культурно-массовых и медийных программ библиотеки Виталий Крикуненко.

 «Следователи демонстрировали книги, которых в нашей библиотеке никогда не было. Показывали книжку Дмитрия Корчинского, которую я никогда раньше в библиотеке не видел. Пришла сотрудница, через руки которой проходит каждая книжка. Было видно, что она ничего не понимает», – рассказал библиотекарь, добавив, что предъявляемые книги не имели индивидуальных номеров и необходимых библиотечных печатей.

Задержанием Н.Шариной заинтересовался украинский МИД.

«К сожалению или к счастью для нее, госпожа Наталья является гражданкой России, и мы не можем полностью включиться юридически в ее защиту. Тем не менее наше посольство отслеживает ситуацию, и всю ту помощь, которую мы можем ей предоставить на месте, в рамках законодательства, мы будем предоставлять», – заявил 29 октября в эфире канала «112» посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба.

Ситуация вокруг Библиотеки украинской литературы привлекла пристальное внимание правозащитников и деятелей российской культуры.

30 октября среди членов российского ПЕН-центра была распространена петиция в защиту библиотеки. Десятки писателей, поэтов и литературных критиков выразили «возмущение разгромом Библиотеки украинской литературы, организованным российскими силовыми органами под предлогом “борьбы с русофобией и разжиганием межнациональной розни”».

«В нынешних политических обстоятельствах Библиотека украинской литературы остается одним из последних свидетельств исторического единства и духовной близости двух великих народов, двух великих языков, двух великих литературных традиций. Уничтожение ее станет еще одним преступлением бездумных и бессовестных политиканов, готовых в угоду агрессивной милитаристской конъюнктуре сеять вражду и ненависть между гражданами России и Украины, вне зависимости от их национальной принадлежности», – говорится в коллективном послании.

«Мы требуем прекратить преследования сотрудников библиотеки по абсурдным обвинениям. Даже если в фондах имеются издания, которые российские власти почему-либо считают «вредными» или «нежелательными», – это не может служить основанием для уголовного преследования руководителя учреждения культуры или для создания препятствий его нормальной работе. Такого рода претензии могут быть предъявлены, изучены и урегулированы административным путем.

Мы считаем, что преследования сотрудников библиотеки в столь грубой форме являются формой репрессий по политическим мотивам, и убеждены, что эти репрессии должны быть немедленно остановлены»,– подчеркивают подписанты.

Вместе с тем анонимный источник в правоохранительных органах 30 октября в интервью информагентству «Интерфакс» выразил сомнение в том, что «дело Шариной» будет иметь негативное для нее продолжение.

«Дело в отношении Шариной может быть закрыто по решению прокуратуры как возбужденное необоснованно», – считает он.

По словам собеседника агентства, инкриминировать Наталье Шариной распространение экстремисткой литературы будет проблематично:

«В библиотечных фондах могут храниться книги различного содержания, вопрос в том, как осуществляется доступ к ним. Собрать доказательства, что Шарина распространяла запрещенные книги, довольно сложно».

Напомним, что это уже не первый обыск в стенах Библиотеки украинской литературы. В 2010 году Отдел по борьбе с экстремизмом МВД России изъял из ее фондов более 50 книг для проведения психолого-лингвистической экспертизы. 19 декабря 2010 года по факту распространения литературы, содержащей признаки национальной ненависти, прокуратура Москвы возбудила уголовное дело. В 2011 году расследование по нему было приостановлено.