Версия для печати

ЗАЯВЛЕНИЕ по поводу попыток признать экстремистским фильм "Россия 88" Павла Бардина

Режиссёр  Павел Бардин снял кинофильм «Россия 88». Это фильм о российских наци-скинхедах. В последние годы молодёжные фашистские банды резко активизировали свои действия. Они прибегают ко всё более жестокому насилию, систематически избивая и убивая тех, кого считают «расово неполноценными». Число их жертв, насчитывающих многие десятки, всё время растёт. Понятно, что скинхеды представляют собой прямую угрозу безопасности России. Фильм Бардина, эмоционально и ярко рассказывающий об этой угрозе, мог бы сыграть серьёзную роль в осознании её нашим обществом. 

Однако  «Россию 88» не пускают в прокат. Неприятности у Бардина начались после того, как в начале февраля 2009 года фильм встретил триумфальный приём на Берлинском кинофестивале. В конце того же месяца, перед показом на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, некое высокопоставленное лицо потребовало у жюри исключить картину из программы. Жюри не пошло на это, но, уступая беспрецедентному давлению, присудило фильму не главную награду (как собиралось сделать), а специальный приз. 

Мало  этого, демонстрация ленты в Москве неоднократно срывалась. Так, 18 апреля 2009 г., перед показом фильма в кинотеатре «Ролан», омоновское начальство заявило о «невозможности обеспечить безопасность зрителей». В результате «Россия 88» была заменена другим фильмом – «Я всегда хотел быть гангстером» (это – пожалуйста!). То же самое происходило потом в других московских кинотеатрах (запрещали «по техническим причинам», по требованию сотрудников ФСБ и т.д.).  

Но мало и этого. В декабре 2009 г. самарский  областной прокурор по иску двух сомнительных граждан, обратился в суд с  требованием признать фильм Бардина  экстремистским, внести его в федеральный  список экстремистских материалов, «изъять из гражданского оборота» и запретить к показу.  В случае принятия подобного решения самарским областным судом, фильм будет запрещён к показу на всей территории России. Мотивировка прокурора: в фильме представлены высказывания современных неофашистов, он включает в себя рассказ об идеологии организации скинхедов. А, кроме того, «в нём содержатся сцены физического насилия по отношению к лицам неславянской внешности, эпизоды антисемитской направленности, что способствует разжиганию межнациональной розни». 

Фильм Бардина – художественный, стилизованный  под документальный. В нём действительно  есть указанные сцены и указанные  эпизоды. Но он вызывает чувство отвращения к российским неонацистам и заканчивается  мартирологом – списком их жертв (80 человек за один только 2008-й год). Если следовать логике самарского прокурора, надо срочно запретить и «изъять из гражданского оборота» «Обыкновенный фашизм» Ромма, «Семнадцать мгновений весны», десятки, если не сотни, других российских фильмов, а также западную киноклассику – «Диктатор» Чарли Чаплина, «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера, «Рим – открытый город» Роберто Росселини, «Гибель богов» Лукино Висконти, «Кабаре» Боба Фосса, «Амаркорд» и «Рим» Федерико Феллини, «Конформист» Бернардо Бертолуччи и т.д. и т.п. Во всех этих фильмах тоже содержатся сцены физического насилия по отношению к евреям и другим «неарийцам», эпизоды антисемитской направленности и проч. Но не важнее ли нравственная и политическая направленность этих картин? 

«Россия 88» – антифашистский фильм. Он получил спецприз «Событие года» Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2009 год. И он всё-таки прошёл с большим успехом (правда, на закрытых просмотрах) в разных регионах России. По данным СМИ, «в ходе проведения самарским УФСБ оперативно-разыскных мероприятий было установлено, что фильм можно приобрести в свободной продаже в Самаре». Между тем нацистская литература, издающаяся массовыми тиражами, продаётся в России повсюду и экспонируется на книжных выставках. И никто её не запрещает. Настоящая нацистская пропаганда (по радио, в Интернете, на «русских маршах») никем не пресекается. По телевидению без конца показывается агрессивный ксенофобский фильм «Брат-2», программы и фильмы, пропагандирующие насилие, жестокость, мигрантофобию. Пошлость, дебилизация зрителя и российское телевидение стали синонимами. 

Особую  озабоченность вызывает то обстоятельство, что, принимая такое резонансное  решение, сотрудники прокуратуры ссылаются  на весьма сомнительное экспертное заключение крайне подозрительного учёного. Некий Махмудов подписал Акт экспертизы как профессор СамГУ, что, неправда. Он профессор пединститута, который теперь официально именуется Поволжской государственной социально-гуманитарной академией (ПГСГА). О его познаниях в сфере искусствоведения официально ничего неизвестно. Почему именно этот человек оказался специалистом по данной тематике - объяснить невозможно. В научном мире Самары этот «эксперт» имеет крайне сомнительную репутацию. 

Режиссер  Павел Бардин может рассчитывать на поддержку правозащитного сообщества в обеспечении гарантий объективного рассмотрения предъявленных к нему претензий. Мы убеждены, что гораздо эффективнее было бы немедленно отозвать сомнительные с правовой и этической сторон претензии прокуратуры и суда и провести полноценную прокурорскую проверку всех обстоятельств возникновения весьма неприятного «перегиба на местах». 

Самарский областной суд из-за болезни судьи  перенёс рассмотрение дела по обвинению  фильма Бардина в экстремизме на 14 января. Решение по этому позорному делу будет знаковым. 

Александр Брод, член Общественной палаты РФ;

Алла  Гербер, член Общественной палаты РФ;

Владимир  Илюшенко, председатель клуба «Московская трибуна»;

Борис Пантелеев, директор Агентства правовой информации «Человек и Закон»;

Евгений Прошечкин, председатель Московского антифашистского центра.  

 

ЭКСПЕРТНОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЛЬМА ПАВЛА БАРДИНА  «РОССИЯ 88» 

 

Я, Матизен  Виктор Эдуардович, президент Гильдии  киноведов и кинокритиков России, кинообозреватель газеты «Новые Известия», закончил ВГИК в 1986 г. по специальности «киноведение», имею стаж работы по профессии 23 года, неоднократно привлекался в качестве эксперта к судебным делам, касающимся современного искусства. Данное заключение составлено по просьбе Московского бюро по правам человека. 

Для оценки направленности художественного произведения необходимо принять во внимание его  эстетическую систему, без предварительного анализа которой невозможно сделать  правильные выводы относительно его интенций. В частности, не имеет смысла оценивать высказывания героев без выяснения авторской позиции. На экране может не быть ни одного «положительного» героя (как в «Ревизоре» Гоголя или в «Американской истории Х»), но это вовсе не значит, что автор фильма стоит на стороне сил зла и пропагандирует зло. Необходимо также знать, что авторская позиция часто выражается непрямо, без непосредственного включения авторского голоса или текстового комментария, дающего оценку героям и событиям фильма. 

По указанным  причинам вызывает удивление тот  факт, что прокуратора Самары обратилась с просьбой дать заключение по фильму к профессору кафедры лингвистики  Самарского пединститута Махмудову  Ш.А., а не к квалифицированному специалисту-киноведу из ВГИКа или ВНИИКа, который умеет анализировать фильм как художественное целое. Махмудов Ш.А. не является специалистом по языку кино, который коренным образом отличается от языка персонажей, рассмотрением которого занимается в своем заключении проф. Махмудов. Поэтому его выводы априори не могут иметь никакой силы применительно к мировоззрению и пафосу самого фильма. 

Все, что  пишет проф. Махмудов, касается исключительно  героев фильма. Автору заключения не стоило тратить столько сил на доказательство очевидного – того, что герои фильма являются экстремистами, что их речи содержат противозаконные призывы, и что они, если бы существовали в действительности, могли быть с полным основанием привлечены к суду. 

Один из двух главных героев «России 88» – закомплексованный и жалкий еврейский юноша-радикал, напоминающий героя фильма Генри Бина «Фанатик», участвовавшего в конкурсе Московского международного фестиваля и получившего на нем несколько призов. В той картине тоже не было положительных героев, однако это не помешало членам жюри правильно понять и оценить ее пафос как разоблачительно-антифашистский. Второй герой «России 88» - оголтелый русский националист, который в бессильном бешенстве убивает свою сестру, полюбившую кавказского парня, и кончает жизнь самоубийством. Уже из этого краткого пересказа ясно, что ни один из них не может послужить объектом для подражания даже для незрелых юнцов, готовых влиться в ряды экстремистов. Звучание фильма определяется вовсе не тем, что говорят персонажи, а в проявленном в его художественное строе авторском отношении к лозунгам персонажей и к их социальному поведению. Это отношение – устойчиво отрицательное, иногда брезгливое, иногда издевательски-сочувственное. Даже проф. Махмудов в ходе разбора сцены с собакой героя по имени Зиг заметил, что словесный пафос героев снижается и опровергается изображением, но ведь это происходит не в одном-единственном эпизоде, а постоянно. Беспощадно демонстрируемые авторами фильма убогая обстановка, которую создают вокруг себя герои, их моральное убожество, косноязычие и выпирающие комплексы служат разоблачению движения бритоголовых, но никак не его лакировке и возвеличиванию. Достаточно посмотреть фильмы с нацистской авторской позицией - «Юный гитлеровец Квекс» и другие, которые реально пропагандируют фашизм, чтобы понять: эстетика этих картин разительно отличается от эстетики фильма «Россия 88».  

В пользу того, что фильм – антифашистский, свидетельствует и то, как он был  воспринят разными общественными  группами. По отзывам в Имхонете и на других сайтах: отчетливо видно, что националистически настроенные зрители картиной недовольны, а люди непредвзятые характеризуют ее как безусловно антифашистскую. То, что ее премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, известном своей антифашистской направленностью, говорит о том же, равно как и приз «Событие года», которым ее отметила Гильдия киноведов и кинокритиков России. Нелишне добавить, что, будь «Россия 88» экстремистским фильмом, российские фашисты тут же подняли бы его на щит. Между тем их отношение к фильму – негативное. 

Следует сказать несколько слов и о  том критическом заряде, который  направлен авторами фильма по адресу некоторых представителей власти, косвенно поддерживающими скинхедов. Проф. Махмудов усматривает крамолу и в этой критике – она, дескать, может внушить мысль о том, что «это двуличное правительство пора свергать». Если принять логику доктора педагогических наук, в таком случае необходимо запретить также фильмы, разоблачающие коррупцию государственных чиновников, выводящие на чистую воду милиционеров-оборотней и вообще все фильмы социально-критического направления. 

В связи  со всем сказанным представляется весьма странным, что прокуратура Самары требует признать экстремистским фильм  «Россия 88». Одно из двух - либо работники  прокуратуры совсем не разбираются в искусстве, либо возводят на картину заведомо ложное обвинение, так как сами придерживаются националистических взглядов. Что же касается суда, то судебный вердикт против антифашистской картины возможен лишь в фашистском государстве. 

 

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России В.Матизен. 

 

28.12.2009