Версия для печати

О методах украинской журналистики

Украинские СМИ вновь обнажили технологии своей профессиональной деятельности, которые приходится признать весьма далекими от норм журналистской этики. Так, ради достижения сиюминутного скандального эффекта Матвей Ганапольский, работающий, помимо украинских медиа, на  «Эхе Москвы», пошел на откровенный подлог. Кадры съемок социального ролика о праздновании Дня Победы, увидевшего свет еще в 2014 году, Ганапольский выдал за постановочные пропагандистские съемки «многотысячного митинга» к 4 ноября 2015 года в Севастополе.

«Тысячи севастопольцев вышли на улицы! Их тысячи! Их десятки, сотни тысяч! За Путина!», - паясничал Ганапольский, приплясывая возле экрана, демонстрирующего кинотехнику и десяток актеров с российскими флагами на фоне праздничного салюта.

«Нефиг врать, потому что у всех есть айфоны. Все всё снимают. Бесконечное вранье этой поддержки снимается. Вот эта фигня, которой вы там кормите в День народного единства», - добавил он, попросив режиссера «убрать эту лабуду».

Наглую ложь журналиста прокомментировал канал «РЕН ТВ», где был отснят ролик: «Матвей Ганапольский не мог не знать, что за видео он преподносит зрителям. Все ясно из названия и даты публикации на «YouTube» (9 августа 2014 года). Его приглашали на украинское телевидение чуть ли не как светило советской журналистики, но там теперь в моде фейки. Так на профессиональном сленге называется откровенный подлог». (http://www.youtube.com/watch?v=K2Uovlw9VcA)

Заявление сделал и один из авторов этого небольшого клипа – креативный продюсер Департамента анонсов «РЕН-ТВ» Роман Толокнов: «Люди радуются салюту, там это видно. У Ганапольского мастера света двигают специальными отражателями для того, чтобы воспроизвести блики салюта на лицах. В принципе, человек, мало-мальски знакомый с телевизионным производством, понимает, что это не митинг как таковой, это сцена из кино. Я уверен, что Ганапольский – человек, который понимает, о чем идет речь. То есть он понимал, что он занимается подлогом. И поэтому это вызвало у меня ощущение холодной мерзости, как будто на мокрое сел, очень неприятное».

Расхожие приемы украинской журналистики вскрывает и другой анекдотичный скандал с участием Ганапольского. Выступая в эфире украинского «Радио Вести» в мае 2015 года, журналист представил очередной «эксклюзив». Поражение российской хоккейной сборной от канадцев в финале чемпионата мира он связал с тем, что противники россиян вышли на лед в форме, окрашенной в цвета бандеровского флага. При этом была зачитана «цитата» из  «заявления» Федерации хоккея России.

Конечно, на сайте спортивной организации такой информации не оказалось. Более того, внимательные слушатели обнаружили, что данный фейк известен Интернету уже с января 2015 года,  и призвали Ганапольского к ответу. Тогда журналист решил преподать сомневающимся «мастер-класс». Как объяснил Ганапольский, если появившееся в СМИ сообщение тиражируется не менее 5 раз и не получает опровержения в течение суток, то его необходимо признать истинным и не нуждающимся в дополнительных доказательствах.

Культуру политической дискуссии в украинских СМИ максимально наглядно представляет еще один эпизод с участием Матвея Ганапольского. В прямом эфире украинского «Ради Вести» от 29 октября 2015 года журналист, не гнушаясь ненормативной лексики, оскорбил радиослушателя.

Александр, дозвонившийся в программу из Днепропетровска, рассказал, что его вдохновляет Владимир Путин. Он уже собирался перечислить качества российского президента, которые ему кажутся наиболее ценными, как его оборвал Ганапольский: «Убийство украинцев. Это его главное качество». «Это неправда, - парировал Александр. – Никаких украинцев он не убивает. Он единственный, кто борется за Украину и спасет ее, я уверен».

После этих слов авторитет украинской журналистики зашелся в припадке: «Иди в ж…! Слышишь меня! Подонок! Тварь! Я тебе это лично говорю. Ты смеешь звонить. Во-первых, забаниваем, чтобы я вони этой здесь больше не слышал. Ты смеешь, скотина, звонить в эфир и прославлять человека, благодаря которому Украина чуть не погибла! Дерьмо!»

Показательно, что, предваряя поток оскорблений, Ганапольский предусмотрительно отключил собеседника, не оставляя ему возможности для ответа. Подобную демонстрацию свободы слова прокомментировал российский телеведущий Дмитрий Киселев: «Мы в России как-то привыкли, что в радио- или телестудиях у нас идут свободные дискуссии, в том числе и с гостями из Киева. Звучат разные точки зрения, будь то по делам в России, на Украине или в мире вообще, и обходимся мы при этом без затыкания рта, хамства и обзываний. Каждый имеет право быть услышанным и шанс быть понятым. В Киеве же теперь, наоборот, оппонировать спокойно и рассудительно не очень принято. Оказавшись в таком поле, журналисты и просто люди нестойкие, стилистически и содержательно деградируют».

Свое видение произошедшего озвучил и политолог Сергей Марков. В отношении Ганапольского политолог выдвинул 3 тезиса:

«Матвей Ганапольский перешел все разумные грани допустимого и буквально свихнулся в Украине, общаясь с бандеровцами. Это не журналистика, а политика поддержки экстремистов.

Матвей Ганапольский враг свободы слова. Он не хочет признавать свободу слова для сторонников Путина. Почему тогда сторонники Путина должны признавать свободу слова для Матвея Ганапольского?

Кадровая политика «Эха Москвы» нуждается в коррекции. Матвей Ганапольский должен или извиниться и обещать никогда больше не допускать такого бессовестного нарушения принципов честной журналистики. Или покинуть российскую журналистику».

«Этот эфир – это позор Матвея Ганапольского, который теперь навсегда с ним», - подчеркнул Марков.

Впрочем, непрекрытое хамство уже не первый день является визитной карточкой Ганапольского. В частности, известность получили скабрезные антимусульманские пассажи журналиста, опубликованные на сайте «Эха», после расстрела братьями Куаши редакции французского журнала «Charlie Hebdo» в январе 2015 года:

«Видимо братьев Куаши можно поздравить с тем, что они подставили всю мусульманскую общину Европы, ибо показательное убийство журналистов даст возможность показательно «упорядочить» — (я очень люблю это русское слово в его российском понимании – то есть, уничтожить, изгнать, запретить) весь радикальный ислам из Франции, и не только. И поделом, потому что исламисты – это нелюди»;

«В воздухе витает новый Крестовый поход – видимо, в любой стране наступает час Х, когда нужно наводить порядок»;

«Полагаю, что французы найдут такую модель усмирения (да-да, именно это слово) вооружённых негодяев-исламистов, которую будут использовать и другие европейские страны, пораженные метастазами исламистского террора. Каждый должен знать и помнить своё место: европейцы, любовно строившие цивилизацию, должны жить в Париже, а приверженцы ИСИЗа должны прятаться за камнями в Пакистане, Сирии и Афганистане. И там, среди камней, ночного воя, змей и скорпионов, они и должны проводить свою разъяснительную работу о проклятом Западе, который не даёт им жить. Да, я еще забыл про дроны, которые должны круглосуточно поливать их из пулеметов».

«Что касается карикатур (на пророка Мухаммеда), то пусть те, кто оправдывает несчастных исламистов, кто пишет об «оскорблениях», нанесённым их вере, тот пусть отправляется туда же, к скорпионам. Пусть носит бороду и принимает их людоедские законы».

«Не имеет значение, чего хотели братья Куаши – факт в том, что они, возможно, спровоцировали начало нового похода Европы против исламистов».

И если вышеперечисленные факты журналистских подлогов и грубости в прямом эфире еще можно списать на одиозность, непрофессионализм или банальное хамство, то антиисламские заявления Ганапольского недвусмысленно напоминают об ответственности за разжигание межконфессиональной розни.