Версия для печати

О преследовании эколога Валерия Бриниха

В Адыгее продолжается уголовное преследование активиста-эколога, директора Института региональных биологических исследований Валерия Бриниха.

16 ноября ему было предъявлено обвинение по  ч. 1 ст. 282 УК РФ – «Унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и происхождения, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет». Поводом для возбуждения дела стала статья правозащитника «Молчание ягнят», в которой говорится об удручающей экологической ситуации в регионе и нежелании жителей Адыгеи бороться за свои права.

В тексте, размещенном в интернете 8 сентября 2014 года, Валерий Бриних рассказывает о своей поездке по адыгейским аулам в качестве представителя Всероссийского общества охраны природы с целью привлечения местных жителей к общественному противостоянию ЗАО «Киево-Жураки АПК» – свиноводческому предприятию, создавшему для адыгейцев «невыносимые условия жизни». Эколог указывает на то, что свинарники животноводческого комплекса, нарушая российское законодательство и права адыгейцев на благоприятную окружающую среду, расположены в непосредственной близости от аулов, так что отходы жизнедеятельности скота отравляют и воздух, и близлежащие водоемы. Кроме того, Бриних указывает и на еще одно немаловажное обстоятельство: размещенные с нарушением закона свинарники находятся на территориях, где проживают преимущественно мусульмане. Как известно, Коран запрещает им употреблять свинину. Призывая адыгейцев к гражданской активности и борьбе за свои права, эколог вспоминает известную максиму Вольтера: «Бог помогает не большим батальонам, а тем, кто лучше стреляет».

17 декабря 2014 года Майкопский городской суд признал данный материал экстремистским. В марте текущего года Верховный суд Республики Адыгея оставил решение в силе.

При этом адвокат эколога Александр Попков уверен, что «фактически претензии к Бриниху возникли из-за использования в статье «Молчание ягнят» парафраза цитаты Вольтера о том, что Бог помогает тем батальонам, которые хорошо стреляют».

«Слово „стрелять“ под запретом, ужасное слово. „Батальоны“ тоже ужасное слово. И Вольтер вообще вольнодумец», – иронизирует А.Попков.

Первоначально Валерию Бриниху инкриминировалось «пособничество неустановленному кругу лиц» как распространителю «информации, направленной на унижение человеческого достоинства». Однако новое дело грозит ему реальным тюремным сроком.

«Это прямое обвинение по более жесткой статье, – прокомментировал новость эколог. – Вчера нас ознакомили с обвинительным постановлением, а также с постановлениями о проведении экспертиз, которые были проведены без ознакомления, и, собственно, с их результатами. Анализ пока мы не провели. На следующей неделе будет ознакомление с материалами дела и потом передача на утверждение прокурору и в суд».

«За весь 2015 год меня не допрашивали, были только экспертизы, всего пять. Мы заявляли в своих ходатайствах вопросы при назначении лингвистической экспертизы, но следователь нам отказал в их исследовании. Адвокат обратил внимание, что последние экспертизы, фоноскопическая и лингвистическая, были осуществлены еще в сентябре в рамках оперативно-разыскных мероприятий, без ознакомления меня с постановлением о проведении», – добавил Бриних.

Кроме того, защита обращает внимание на факт незаконной слежки за подозреваемым. По словам А.Попкова, «экстремистской статью признали в декабре 2014 года, а прослушивать телефон Бриниха правоохранительные органы начали задолго до появления этого материала в Интернете – интересно будет узнать, на каком основании».

После серии разоблачительных публикаций руководство ЗАО «Киево-Жураки АПК» подало иск о защите деловой репутации, однако суд встал на сторону эколога. Затем все же за оскорбление владельца предприятия 5 марта 2015 года Майкопский городской суд оштрафовал активиста на 100 тыс. рублей.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В современной России борьба с экстремизмом порой трансформируется в инструмент давления на весьма малочисленную категорию россиян, представляющую с таким трудом создаваемое гражданское общество. Это происходит либо в связи непрофессионализмом правоприменителей либо в связи с желанием заткнуть рот неугодным».

5 февраля 2014 года, за 2 дня до начала Олимпийских игр в Сочи, в квартиру аспиранта Центрального экономико-математического института РАН Александра Соколова ворвались сотрудники ОМОН и отдела полиции по борьбе с экстремизмом. Молодого ученого повалили на пол и устроили обыск в его квартире. Поводом для вторжения стала диссертация «Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций», в которой приводятся факты коррупции при строительстве олимпийских объектов. Стоит отметить, что автор исследования был удостоен ученой степени кандидата наук еще в 2013 году.

В 2013 году в Саратове за распространение листовок с перечеркнутой свастикой и слоганом «Я не хочу ненавидеть» по ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ («Изготовление, сбыт или приобретение нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду») был оштрафован антифашист Александр Самиев.

В 2009 году в Самаре по делу об экстремизме проходил антифашистский фильм Павла Бардина «Россия-88», показанный на международном кинофестивале «Молодость» в Киеве.

«Экстремистские высказывания в фильме действительно есть, но, подчеркиваю, они звучат из уст персонажей, – комментирует режиссер. – И это почему-то почти приравнивается к авторской позиции. В экспертном заключении есть такие слова, как "восприятие", "впечатление", или, например, словосочетание вот такое: "возникает смысл". Мне кажется, это забавный научный подход. Автор экспертизы делает за нас, авторов фильма, какие-то выводы о нашей позиции, которая вроде бы является умеренной проекцией взглядов персонажей нашего фильма».

К счастью, в этом случае здравый смысл восторжествовал, иск был отозван по требованию Генпрокуратуры РФ.