Версия для печати

О выборах в Приднестровье

29 ноября в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике прошел единый день голосования. Жители Приднестровья выбирали депутатов в парламент и местные органы власти. На 43 парламентских мандата претендовали 138 кандидатов, 624 человека выдвинули свои кандидатуры в местные органы власти. Во время проведения выборов работал 261 избирательный участок. По информации центризбиркома, явка избирателей превысила 47% (при минимальных 25%). Таким образом, ЦИК Приднестровья признал выборы состоявшимися.

Выборному процессу в ПМР, как и следовало ожидать, Кишинев постарался учинить максимальные препятствия. 27 ноября было  распространено официальное заявление, адресованное гражданам Молдовы и иностранным гражданам, с призывом воздержаться от поездок в Приднестровье 28 и 29 ноября 2015 года. От слов перешли к делу. Молдавские органы власти запретили въезд в страну гражданам Сербии, Болгарии и России, прибывшим с целью участия в наблюдении за голосованием.

28 ноября в аэропорту молдавской столицы были задержаны, а затем без объяснения причин депортированы в Москву прилетевшие на выборы представители российской ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль».

В числе депортированных наблюдателей был президент Института европейских исследований Александр Гапоненко, проживающий в Риге. В аэропорту его продержали 8 часов, после чего выслали в Россию.

Депортацию международных наблюдателей из Кишинева осудил МИД ПМР. 28 ноября ведомство опубликовало официальное заявление.

«С точки зрения международного права, наличие неразрешенного конфликта между Приднестровьем и Республикой Молдова не может и не должно препятствовать реализации права на свободное волеизъявление и участие в выборных процессах, так как право избирать или быть избранным – это универсальное и неотъемлемое право граждан, вне зависимости от территории проживания», – напомнил соседям МИД Приднестровья.

«Если бы Республика Молдова как сосед была бы на деле озабочена выборными интересами и правами граждан, то, вероятно, могла бы содействовать международным структурам, в том числе ООН, принять участие в наблюдении за выборами, а не чинить унизительные препятствия.   

Попытка воспрепятствовать приезду в Приднестровье международных наблюдателей свидетельствует о низком уровне политической культуры ряда должностных лиц в Республике Молдова, страхе и неуверенности, патологической неспособности смириться с объективной заинтересованностью международного сообщества в реализации прозрачных,  демократических принципов в Приднестровье», – сказано в тексте документа.

По данным ЦИК ПМР, для наблюдения за выборным процессом были приглашены представители России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Гагаузской автономии Молдавии и Европейского союза. СМИ сообщают, что за голосованием       29 ноября следили не менее трех десятков международных специалистов.

Один из них, депутат российской Госдумы Сергей Гаврилов, охарактеризовал выборы как честные и демократичные.

«Подготовка к единому дню голосования свидетельствовала, что практически все кандидаты, которые имели право законно участвовать в выборах, получили эту возможность. Позиция судов и ЦИК яркое тому подтверждение. Приднестровье являет собой яркий пример полноценного состоявшегося государства с развитой системой законодательства, в том числе избирательного, социального, экономического, конституционного, с развитой системой власти, развитым гражданским обществом», – сказал депутат.

В то же время он обратил внимание на факты использования в предвыборной кампании «черного пиара». «Мы видим примеры черных технологий, анонимных фальшивых материалов, дискредитирующих кандидатов, манипуляции в день голосования. Это достаточное основание не просто для оперативного возбуждения уголовных дел, но и наказания отдельных кандидатов», – заявил российский парламентарий.

О целом ряде недочетов в организации избирательного процесса и нарушениях в ходе голосования сообщил директор МБПЧ Александр Брод: «В день голосования наблюдались нарушения законодательства именно в части агитации, например в Бендерах, где по городу ездила машина с портретами одного из кандидатов».

По словам правозащитника, эксперты «Гражданского контроля» остались недовольны качеством подготовки отдельных избирательных участков: некоторые из них были тесными и неприспособленными для большого количества людей. Также правозащитники отмечают недоработку списков избирателей – в них были внесены не все граждане.

Частные и системные нарушения зафиксировали и участвующие в наблюдении эксперты Международного центра электоральных систем, включающего экспертов из Германии, Бельгии, Финляндии, Чехии и России.

Так, на нескольких округах в день голосования были замечены рекламные стенды с фамилиями кандидатов. Наблюдатели отмечали большие очереди перед избирательными участками и непосредственно перед кабинками для голосования.

Вновь была поднята проблема с основными избирательными списками: на одном из участков при общем количестве в 1700 избирателей к полудню уже 100 проголосовавших включены в дополнительный список.

Кроме того, международные эксперты остались недовольны большим количеством голосований на дому. По мнению наблюдателей, подобная форма волеизъявления дает сотрудникам комиссии «возможность надавить на избирателя».

Вопросы у международных экспертов вызвало и голосование военнослужащих по военным билетам. Дело в том, что информация о количестве военных в Приднестровье является государственной тайной. В этой связи наблюдатели не могут получить доступ к спискам проголосовавших солдат.

Представитель народного собрания Гагаузии Иван Бургуджи рассказал о случае, который имел место в избирательном округе № 202. Там в день голосования обнаружилась нехватка бюллетеней: на 1801 избирателя было заготовлено 1739 бюллетеней для выборов в парламент и лишь 1400 бюллетеней для выборов в местные органы власти.

«Согласно законодательству каждый гражданин имеет право голосовать, значит, избирательные органы должны обеспечить избирательные участки необходимым количеством бюллетеней», – прокомментировал случившееся И.Бургуджи.

Об инциденте, связанном с участ­ко­вой из­би­ра­тель­ной ко­мис­сией участ­ка № 255, рассказал председатель УИК Ев­стра­тий По­го­ре­лый. Одна из его подчиненных в день голосования на­ру­ши­ла пра­ви­ла регистрации избирателей, за что была отстранена от работы в УИК.

«Один из на­блю­да­те­лей об­на­ру­жил у нее на столе лист бу­ма­ги, на ко­то­ром она от­ме­ча­ла из­би­ра­те­лей, ко­то­рые по­тен­ци­аль­но не могут при­ни­мать уча­стие в вы­бо­рах – на­хо­дя­щи­е­ся за пре­де­ла­ми рес­пуб­ли­ки либо ушед­шие из жизни. Она объ­яс­ни­ла это прось­бой од­но­го из из­би­ра­те­лей, ко­то­рый утвер­ждал, что “эти фа­ми­лии будут ис­поль­зо­ва­ны в чьих-то дру­гих ин­те­ре­сах, дабы из­бе­жать по­доб­но­го”», – сообщил Е.По­го­ре­лый, заверив, что «на ито­гах го­ло­со­ва­ния ха­лат­ность дан­но­го че­ло­ве­ка ска­зать­ся не может».

В целом наблюдатели сошлись во мнении, что выборы в Приднестровье в целом соответствовали демократическим нормам, а обнаруженные недочеты не могут опровергнуть их итогов.

Известность получила оценка выборов председателем сербской политической партии «Третья Сербия» Мирославом Паровичем, также участвовавшим в наблюдении. Избирательный процесс в Приднестровье он признал более открытым, чем в странах бывшей Югославии.

«Я был наблюдателем на выборах в Боснии и Герцеговине и могу сказать, что ваши выборы более демократичны», – заявил политик.

По словам представителя французского подразделения Европейского центра геополитического анализа, «во всех посещенных наблюдателями пунктах и представители комиссии, и сами голосовавшие с удовольствием отвечали на наши вопросы».

«Абсолютно всем предоставляется равное право проголосовать, сам процесс голосования очень четко и хорошо проводится. <...> В конце дня то, что нам говорили о Приднестровье, и то, что мы на самом деле увидели, разделила огромная пропасть. То, что мы увидели, – это очень позитивно», –  добавил наблюдатель из Франции.

Несмотря на то, что специфическим отличием нынешней избирательной кампании стало большое количество независимых кандидатов, которые пытались избежать негативных ассоциаций по принадлежности к действующим в Приднестровье ведущим политическим силам, борьба за электорат по-прежнему проходила в фарватере противостояния партии президента Евгения Шевчука «Возрождение» и партии «Обновление» под руководством Михаила Бурлы, которую финансирует частный финансовый холдинг «Шериф». По предварительным итогам выборов, оглашенным 30 ноября главой приднестровской ЦИК Еленой Городецкой, именно партия «Обновление» получила большинство кресел в Верховном совете ПМР шестого созыва. Пресс-секретарь партии Инна Крамаренко сообщила о победе в 33 округах из 43.

Многие российские и приднестровские политологи в последнее время сходятся на мысли, что непризнанная республика сейчас как никогда готова к сдаче пророссийских позиций и переориентации на Европу. В преддверии выборов руководитель Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов указал на то, что действующая исполнительная власть в лице президента Шевчука и его окружения под началом Кишинева «ведут регион к интеграции в Евросоюз». Он отметил, что стратегия «мягкой силы» начинает приносить Брюсселю и Кишиневу ощутимые плоды. По словам эксперта, имеется информация о том, что в 2016 году ЕС сохранит торговые преференции для приднестровских предприятий, импортирующих свою продукцию на Запад. В свою очередь международные финансовые организации обещают выделить средства на реализацию ряда социальных проектов в регионе. Таким образом, Европа становится все более привлекательной для ПМР. И это притом, что президент республики позиционирует себя последовательным проводником пророссийского курса.

В ходе предвыборной борьбы Евгений Шевчук постоянно апеллировал к Москве, подчеркивая, что поражение его кандидатов и сдача парламента оппозиции приведет к потере Приднестровьем суверенитета и слиянию республики с Молдовой, где Тирасполю уготована роль провинции. По результатам выборов Шевчук получил неподконтрольный ему парламент и высокую вероятность повторения итогов 29 ноября на грядущих президентских выборах. В таких условиях исчезновение «русского» Приднестровья может стать реальностью.

«России сегодня необходимо прикладывать максимальные усилия, чтобы, с одной стороны, поддерживать приднестровское руководство, а с другой – оказывать достаточно жесткое давление на Молдавию и Украину с целью не допустить полной блокады этого региона», – констатирует декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов.

По словам ученого, республике крайне сложно сохранять статус пророссийского анклава, «учитывая то, что она зажата между враждебными Молдавией и Украиной».

«Но я бы тут отметил и тот факт, что нынешняя, мягко говоря, противоречивая позиция России по украинскому конфликту, выразившаяся в том числе и в заморозке темы противостояния на Донбассе, определенным образом играет против Приднестровья, – указывает А.Шатилов. – Ведь все это просто развязывает руки Киеву и Кишиневу в их совместных действиях по блокированию непризнанной республики и по ее фактическому взятию измором».

Беспокойство эксперта вызывают и действия Запада, подталкивающего политическую элиту ПМР на сепаратные соглашения с Молдовой.

«Думаю, что, если, не дай Бог, такой вариант будет реализован и Тирасполь все же сдастся под колоссальным нажимом с трех сторон, Молдова просто поглотит Приднестровье и счастливо отчалит вместе с ним в Евросоюз. Мы же потеряем территорию, которая нам доверилась еще в начале 90-х годов», – считает политолог.