Версия для печати

Об ужесточении правил обмена валюты в России

С 27 декабря в России вступили в силу новые правила, регулирующие валютно-обменные операции. Теперь граждане, желающие купить или продать валюту на сумму более 15 тыс. рублей, обязаны предоставить банку, через который совершается операция, паспорт и дополнительную информацию для специальной анкеты. Клиента могут попросить сообщить следующие сведения: источник дохода, место работы, адрес регистрации, дата рождения, ИНН и т.п. У каждого банка анкета будет выглядеть по-своему – ее сформируют на основе предложенных Центробанком 17 пунктов. Полученные идентификационные данные клиентов будут храниться в банках не менее пяти лет.

Нововведение не коснется валютно-обменных операций на сумму менее 15 тыс. рублей. Здесь все останется на прежних условиях.

«Действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте», – комментирует пресс-служба Банка России.

Ужесточение правил обмена валюты явилось результатом исполнения Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Положение № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» увидело свет в «Вестнике Банка России» 16 декабря и должно было вступить в силу по истечении 10 дней после обнародования.

«В данном случае законодатель привел в соответствие действующее законодательство, – поясняет старший юрист банковской и финансовой практики международной юридической фирмы «Noerr» Кирилл Лельчицкий. – Ранее ФЗ-115 устанавливал случаи, когда упрощенная идентификация возможна, а Положение № 262-П предоставляло дополнительное основание для упрощенной идентификации – а именно валютно-обменные операции. Новое Положение № 499-П таких оснований не устанавливает, поэтому для их определения необходимо обращаться непосредственно к тексту ФЗ-115».

Официальная мотивировка нововведения – заслон «финансовому терроризму» и отмыванию доходов, полученных преступным путем. По словам финансового омбудсмена Павла Медведева, значительную роль в принятии поправки сыграл фактор давления ФАТФ – группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF).

«Мы находимся под давлением ФАТФ, – отмечает Медведев. – Мы очень послушные члены ФАТФ, чуть ли не на первом месте по послушности. ФАТФ заботится о том, чтобы «грязные» деньги не отмывались. Вполне рационально это делается или нет – это другой вопрос. Но старается, это заметно. И мы тоже стараемся. Надо сказать, в последнее время мы обнаружили очень много фактов отмывания денег. Это один из способов предотвращения. Насколько рационально, насколько эффективно – это отдельно надо обсуждать. В мире, где информация передается так быстро, так дешево, как сегодня, это научились делать, приходится идти на ущемление своей свободы в какой-то мере. Вот сделан очередной шаг. По большому счету, возражать трудно. По малому счету – достаточно ли рационально, нельзя ли как-нибудь по-другому – можно обсуждать. Хотя Центральный банк и Росфинмониторинг слушаются ФАТФ, и обсуждения особого не получается».

Новые правила идентификации субъекта валютно-обменных операций обсудили банковские аналитики.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает нововведение бесполезным, поскольку оно не сможет повлиять ни на отток капитала, ни на мошеннические действия.

«Я не вижу в этом никакого смысла, потому что и так достаточно даются возможностей идентификации личности – паспорт предъявляют. Усложнять, ужесточать, вообще эта тенденция на ужесточение начинает вызывать множество вопросов. Мы хотим все зарегулировать, затянуть гайки до такой степени, чтобы гайки сорвались с резьбы, что ли?» – недоумевает эксперт.

Кроме того, по мнению Тосуняна, новые правила вообще способны вытолкнуть банки в серую зону: «Конечно, если будет какая-то задержка в обменных  пунктах (поскольку банки должны там заполнять все, определенные анкеты), то конечно в какой-то степени можно ожидать, что это избыточное усложнение  (но не для людей, а для банков) может их частично вытолкнуть в серую зону, в подворотни, в обменники, в которых все равно чаще не все требования выполняются».

Директор департамента правового обеспечения банка «Хоум Кредит» Александр Гонтаренко уверен, что новые правила приведут к дополнительной нагрузке на операционистов банков.

Директор организационно-правовой дирекции «Нордеа Банка» Константин Кавичев также отмечает, что в результате нововведений существенно снизится скорость совершения обменных операций. Кроме того, значительно увеличатся трудовые затраты по документарному оформлению.

Нововведение также прокомментировал председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев.

«Для банков это дополнительная нагрузка, такая бумажная волокита, которая удорожает банковский бизнес, а и так уже у нас регулирование такое, что половина людей в банке занимается не собственно банковскими операциями, а подшиванием бумажек и разного рода проверками. А для клиентов это будет означать, что если раньше процедура обмена валюты занимала от 30 секунд до 1 минуты, то здесь ему придется заполнять специальную анкету, то есть на это будет уходить гораздо больше времени, чисто физическое неудобство», – констатирует экономист.

«Формально это решение Центробанка, но реально виноват законодатель, который в новой версии закона о борьбе с отмыванием преступных доходов не предусмотрел в перечне операций, где возможна упрощенная идентификация клиента», – указывает Нечаев.

По его словам, в создавшихся условиях банки будут активно сокращать свою валютно-обменную сеть, поскольку часть обменников окажутся нерентабельными.

По мнению экс-министра, больший контроль над операциями обмена валют может использоваться властью для последующего ввода налогов на сам валютный обмен или для контролирования НДФЛ по вопросам доходов, возникающих за счет курсовых разниц.

Споры вокруг новых правил валютообмена еще не успели утихнуть, как россияне узнали  еще одну новость из финансовой сферы.

28 декабря СМИ сообщили, что депутат Госдумы от ЛДПР Иван Сухарев подготовил проект закона о внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Парламентарий предлагает запретить резидентам РФ осуществлять любые валютные операции между собой, а также отправлять валютные переводы из России за границу.