Версия для печати

О «Белой книге», выпущенной СКР

Напомним, что в 2014 г. практически сразу же после того, как вооруженный конфликт на Украине вошел в острую фазу, в СК России было создано специализированное управление по расследованию военных преступлений в Донбассе. К фиксации преступлений были привлечены все подразделения СКР, на чьи территории прибывали беженцы с юго-востока Украины.

С тех пор у СКР накопилось немало данных о военных преступлениях на Украине, и было решено издать книгу «Белая книга преступлений – трагедия юго-востока Украины», чтобы все желающие могли ознакомиться с событиями на Украине.

Представивший книгу в августе 2015 г. официальный представитель СК России Владимир Маркин заявил, что к тому моменту в СКР расследовалось 54 уголовных дела о военных преступлениях в Донбассе: «Эта книга уникальна, она основана на доказательствах, собранных Следственным комитетом России в ходе расследования преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов ведения войны». По его словам, материалы расследований составляли почти 2,5 тыс. томов, и в них содержались показания более 100 тыс. человек. В книге собраны свидетельства участников событий, фотодокументы и материалы международных организаций, зафиксировавшие доказательства военных преступлений на юго-востоке Украины. В то же время, заявил Марков, это издание призвано привлечь внимание международного сообщества и международных правозащитных структур к вопиющим фактам насилия в отношении гражданского населения, «в первую очередь, в отношении беззащитных женщин и детей, побудить международное сообщество к более активным действиям по мирному урегулированию конфликта на юго-востоке Украины». «Приведенный в книге материал представляет собой объективный анализ ситуации на юго-востоке Украины с позиции соблюдения прав человека и принципа верховенства права», – заявил он.  

В России официально признаны потерпевшими около 20 тыс. человек из числа мирного населения Украины. Сейчас, несомненно, цифры еще более возросли.

Издание выпущено под редакцией председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, отметившего во вступительном слове, что вооруженный конфликт на юго-востоке Украины, развязанный украинским политическим и военным руководством, «привел к чудовищным последствиям: разрушены целые населенные пункты, уничтожена инфраструктура и системы жизнеобеспечения, огромные жертвы среди мирного населения, нескончаемый поток беженцев, вынужденно покидающих районы боевых действий».

По его мнению, «не иначе как попранием международных норм, касающихся защиты гражданского населения во время войны, можно назвать целенаправленное уничтожение русскоязычного населения целых регионов, применение в отношении мирных граждан тяжелого наступательного вооружения, прицельный обстрел больниц, школ и детских садов». Председатель СКР отмечает, что «карательные зачистки населенных пунктов, убийства женщин и детей, похищения и убийства журналистов, пытки мирных граждан и пленных потрясают до глубины души каждого нормального человека», поэтому российское следствие не вправе оставаться в стороне от этих трагических событий и «считает своим долгом тщательно фиксировать все преступления, совершаемые националистическими батальонами и Вооруженными силами Украины».

А.Бастрыкин указывает, что СК России оперативно возбуждает в отношении военных преступников и националистов уголовные дела, которые расследуются максимально скрупулезно, «чтобы виновных настигло справедливое возмездие... Проводятся следственные действия, направленные на установление конкретных военнослужащих Вооруженных сил Украины, членов национальной гвардии и «Правого сектора», летчиков, артиллеристов, снайперов, которые отдавали и выполняли приказы об авиаударах, артобстрелах и уничтожении мирных граждан на юго-востоке страны». По словам главы СКР, книга призвана «привлечь внимание международного сообщества и международных правозащитных структур» и рассказать «правду об этой страшной братоубийственной войне, развязанной националистическим режимом Украины».

В первой главе книги анализируется ситуация на Украине, рассказывается о Майдане, политическом кризисе, смене власти в стране, провозглашении Донецкой народной республики и Луганской народной республики, о заявлении и.о. президента Украины         А. Турчинова относительно «антитеррористической операции» на территории Донецкой, Луганской и Харьковской областей. Сначала ни военнослужащие, ни большинство сотрудников правоохранительных органов Украины в Донбассе не были готовы вести боевые действия против ополченцев. По этой причине Киев предпринял создание парамилитарных формирований из числа активистов «Евромайдана». 13 апреля глава МВД Украины объявил о создании «корпуса спецподразделений МВД на основе гражданских формирований». Отдельно от парамилитарных батальонов МВД (по словам авторов книги, командиром одного из них – «Азов» – стал неонацист А. Билецкий, в состав батальона входили также неонацисты из Швеции) в интересах киевских властей действовали вооруженные формирования «Правого сектора» Д. Яроша. Начиная с июня 2014 г. силовая операция киевских властей проводилась с использованием всех основных видов тяжелого вооружения. В ходе боевых действий украинские силовики наносили артиллерийские и авиаудары по контролируемым ополчением населенным пунктам, не считаясь с жертвами среди мирного населения, подвергая атакам не только военные объекты, но и жилые районы.

Минские соглашения 2014-2015 гг., пишут авторы книги, «и иные усилия по прекращению вооруженного конфликта, предпринятые международным сообществом, в т.ч. при активном участии Российской Федерации, принесли определенные положительные, но далекие от желаемых результаты»: «Мониторинговая спецмиссия ОБСЕ продолжает фиксировать нарушения украинскими властями минских договоренностей, а международные правозащитные организации – грубые нарушения прав человека». Однако международные организации зафиксировали нарушения прав человека и со стороны ополченцев, но на этот факт авторы книги не указывают.

К числу нарушений прав человека в докладах Управления Верховного комиссара ООН по правам человека также отнесены факты:

- неизбирательных обстрелов в густонаселенных жилых районах, осуществлявшихся Вооруженными силами Украины и повлекших ежедневные массовые жертвы, среди которых дети, женщины и лица пожилого возраста (за период с середины апреля 2014 г. по 15 мая 2015 г. на востоке Украины, по меньшей мере, было убито 6 362 человека, ранено 15 775 человек);

- нарушения норм международного гуманитарного права со стороны подразделений Вооруженных сил Украины и подконтрольных им добровольческих батальонов;

- насильственного исчезновения, произвольного содержания под стражей, пыток и жестокого обращения со стороны армии, батальонов, особенно «Айдар», «Днипро-1», «Киев-1», «Киев-2», и правоохранительных органов Украины;

- преступлений в отношении журналистов, совершенных представителями силовых структур Украины.

Как указывают авторы книги, события на юго-востоке Украины подпадают под понятие вооруженного конфликта немеждународного характера, как оно определено в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от     8 июня 1977 г., и в связи с этим регулируются данным Дополнительным протоколом и другими применимыми нормами международного гуманитарного права, что официально признано Международным Комитетом Красного Креста.

Соответственно, СК России осуществляет досудебное производство по фактам совершенных на Украине преступных деяний:

- применение силовыми структурами Украины тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия при обстрелах населенных пунктов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик с целью полного уничтожения национальной группы русских и русскоязычных лиц, проживающих на территории названных регионов (геноцида);

- осуществление прицельных артиллерийских обстрелов из тяжелых видов вооружения школ, дошкольных учреждений и иных объектов гражданской инфраструктуры, повлекших гибель людей, среди которых большое число несовершеннолетних; обстрелы с территории Украины приграничной территории России;

- захваты в качестве заложников, убийства, покушения на убийство, безвестное исчезновение, похищение, незаконное задержание и лишение свободы граждан Российской Федерации, в частности журналистов с целью воспрепятствования их законной профессиональной деятельности;

- привлечение заведомо невиновных граждан Российской Федерации к уголовной ответственности;

- нападение на Посольство Российской Федерации на Украине;

- посягательства на жизнь и применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов;

- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма;

- возбуждение ненависти и вражды;

- публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;

- реабилитация нацизма;

- надругательства над местами захоронения советских воинов.

Указывается, что «проводимая Следственным комитетом следственная работа соответствует в полном объеме международным стандартам расследования преступлений: независимости, беспристрастности, тщательности, эффективности, подлинности и незамедлительности».

Итогом расследований СК является объявление в розыск, возможное задержание и предание суду лиц, виновных в преступлениях, причем к лицам, совершившим преступление, предусмотренное ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны), и ряд других расследуемых деяний, сроки давности не применяются. Также указывается, что собранные Следственным комитетом материалы и доказательства либо их копии могут быть переданы в органы международной юстиции, в т.ч. для решения вопроса об ответственности украинского государства за международные противоправные деяния.

Далее в книге приводятся тексты международных соглашений относительно конфликта на юго-востоке Украины, международных конвенций о войнах, соответствующие статьи УК РФ.

Общие потери среди мирного населения СК оценивает следующим образом: были убиты более 4 500 мирных граждан, более 10 тыс. получили телесные повреждения различной степени тяжести. В населенных пунктах, подвергшихся обстрелам, полностью или частично разрушены жилые здания, объекты коммунального хозяйства и жизнеобеспечения.

Наконец, основную часть книги составляют свидетельства потерпевших, на основании которых СК и ведет расследования.

Приведем лишь некоторые из них.

Анна, жительница Краматорска Донецкой области: «Каждый день над жилыми домами очень низко летали самолеты-истребители, чуть не задевая верхушки деревьев. Было видно даже летчика в кабине... Через неделю после референдума в город вошла колонна танков. Они на большой скорости ехали в сторону краматорского аэродрома, на ходу без разбора стреляя в безоружный народ, который вышел навстречу и не понимал, что происходит... Моя квартира, расположенная на шестом этаже, разрушена осколками от снаряда... Снаряды украинской армии попадали в детские садики, школы, жилые дома... Свекровь, которой больше шестидесяти лет, получила контузию головы, оглохла на одно ухо. У родной сестры моего мужа сгорели сарай, летняя кухня, погибли козы и другие домашние животные».

Анна, жительница Луганска: «Штурмовик Вооруженных сил Украины выпустил ракеты по центру города. Придя на это место через несколько часов, мы обнаружили 21 воронку в парке, вокруг были разбросаны части тел, очень много крови. Было видно, что погибло много людей».

Иван, житель поселка Семеновка Донецкой области: «Ночью слышали, что Семеновку снова бомбят, на этот раз авиация. Были слышны взрывы и видно, как самолеты сбрасывают бомбы. На следующий день, 15 июня, мы поехали посмотреть, в каком состоянии наш дом. К тому моменту он был сожжен... Кто-то стал разговаривать по телефону, и через некоторое время по этому месту отстрелялась артиллерия. Со слов дочери, которая приходила на то место после обстрела, я знаю, что тогда погибли три человека, несколько человек было ранено».

Полина, жительница Славянска Донецкой области: «Мой родной город Славянск в результате действий украинских военных разрушен практически полностью, мы с мужем лишились работы, средств к существованию... Жители всегда жили мирно друг с другом, а сейчас от бомбежек и артобстрелов гибнут все подряд, независимо от национальности».

Книга, в отличие от прочих изданий такого рода, снабжена многочисленными фотографиями жертв и страшных разрушений.

Отдельный раздел посвящен жестокому обращению украинских военных формирований с мирными гражданами и пленными. Также приводятся многочисленные свидетельства очевидцев и пострадавших, пленных украинских военных.

Так, член карательного батальона «Днепр» Сергей Литвинов свидетельствует: «Нам внушалось, что именно ополченцы и народ Донбасса, которые выражают свое недовольство действиями украинских властей, являются террористами, и их нужно уничтожить физически, что им нет места на земле Украины... Была поставлена задача по проведению так называемых карательных мероприятий, которые на самом деле заключались в том, что мы должны убивать мирных жителей поселка Широкий... Бойцы нашего батальона должны были расстреливать мужчин, не соглашавшихся вступать в батальон «Днепр» и имевших какое-либо отношение к ополчению, а также насиловать и убивать женщин, которые помогали ополченцам или являлись их родственницами. Также Миляшкин нам сказал, что детей и пожилых людей, которые являлись родственниками ополченцев, а также часть женщин и мужчин будут убивать бойцы национальной гвардии Украины. В задачи бойцов «Молодой гвардии» входило только убийство мужчин... Бойцы национальной гвардии Украины стали обстреливать поселок из артиллерийского оружия «Гаубица», стараясь попасть по жилым домам... Один из солдат этого батальона по имени Владимир мне рассказал, что их отряд занимается тем, что ловят мужчин из мирного населения и вырезают у них органы, а потом куда-то отправляют... Мой товарищ Д.Козырев видел, как каратели из «Азова» вырезают органы у человека, то есть он говорил, что они ловили мужчин, связывали и наживую, без какого-либо наркоза вырезали у них органы».

Рассказывается о военных преступлениях против журналистов – о препятствиях к исполнению ими профессиональной деятельности, об убийствах и ранениях журналистов.

В книге также приводятся сведения о сожжении заживо в Одессе и Мариуполе, о способах втягивании России в конфликт: обстреле российского посольства, пограничных территорий.

Целая глава посвящена гуманитарной помощи России Донбассу.

В приложении вновь обсуждаются правовые стороны вопроса о возбуждении Россией уголовных дел и судебном преследовании граждан Украины за военные преступления. Интересно, что однозначного ответа на этот вопрос не дается. Так, авторы пишут: «В.Маркин отмечает, что возбуждение Следственным комитетом уголовных дел о применении запрещенных методов и средств ведения войны основано на универсальном принципе. Этого же мнения придерживается профессор А.Г. Волеводз. Скорее всего, среди представителей российской международно-правовой науки немало ученых, которые также присоединяются к этой точке зрения. Вместе с тем, на наш взгляд, это утверждение не совсем однозначное и является дискуссионным. Речь идет о том, что основанием для привлечения к уголовной ответственности за военные и иные преступления, совершенные на территории Украины, может быть и принцип защиты (или безопасности, или реальный)».

Для обоснования своего тезиса авторы даже приводят мнения дореволюционных юристов и в итоге приходят к выводу, что любое государство имеет право реагировать на преступление, которое совершено за рубежом и которое непосредственно затрагивает его существенные интересы.

Авторы утверждают: «Украинский вооруженный конфликт естественным образом затрагивает интересы и безопасность нашего государства: убийства и истязания журналистов – граждан России, нападение на российское посольство, засылка диверсантов, геноцид русскоязычного населения, с которым нас связывают многовековые исторические, духовные и культурные традиции, потоки беженцев, хлынувшие в нашу страну. Таким образом, есть все основания утверждать, что действия Следственного комитета Российской Федерации относительно возбуждения уголовных дел по событиям на Украине являются обоснованными. Вместе с тем считаем, что базовым принципом осуществления уголовной юрисдикции Россией является принцип безопасности или защиты».

В целом можно отметить, что книга производит сильное впечатление благодаря текстам и фотографиям.