Версия для печати

О 60-летии доклада о культе личности Сталина

60 лет назад – 25 февраля 1956 года – на закрытом заседании ХХ съезда КПСС Первый секретарь Президиума ЦК КПСС Н.С.Хрущев прочитал доклад «О культе личности и его последствиях».

В гробовой тишине глава советского государства обрушил на своего предшественника – «вождя и учителя народов» Иосифа Сталина – обвинения в массовом терроре  в период второй половины 1930-х – начала 1950-х годов. Хрущев потребовал реабилитации репрессированных партийных деятелей и военных и призвал съезд пересмотреть отношение к сталинизму.

Выступлению Хрущева предшествовала длительная подготовка. Секретный доклад 40 дней готовила специально сформированная комиссия под руководством академика П.Н.Поспелова. Масштабность преступлений сталинской эпохи демонстрируют уже сами названия разделов доклада:

«Приказы НКВД СССР о проведении массовых репрессий»,

«Искусственное создание антисоветских организаций, блоков и различного рода центров»,

«О грубейших нарушениях законности в процессе следствия»,

«О "заговорах" в органах НКВД»,

«Нарушения законности органами прокуратуры в надзоре за следствием в НКВД»,

«Судебный произвол Военной Коллегии Верховного Суда СССР»,

«О внесудебном рассмотрении дел».

По данным «комиссии Поспелова», только в 1937-1938 годах в СССР было репрессировано более 1,5 млн. советских руководителей, 680 тыс. из них были расстреляны. Авторы доклада установили личную ответственность Сталина за применение пыток на допросах, внесудебные расправы и казни.

Доклад Хрущева шокировал делегатов ХХ съезда. По словам очевидца – советского и российского политического деятеля А.Н.Яковлева – во время выступления Хрущева «в зале стояла глубокая тишина»: «Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга – то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким».

«Хрущев начал свой доклад без всяких предварительных уведомлений. Я обратил внимание: справа и слева сидели незнакомые люди. Они как-то посмурнели, и зал замолк. Услышать можно было, как муха пролетает. Потому что того, что он стал говорить, никто не ожидал, – приводит «Новая газета» слова еще одного свидетеля – впоследствии помощника генсека, а затем и президента СССР М.С.Горбачева А.С.Черняева. – Кончился доклад. Люди молчаливо, сумрачно спускались с этих больших лестниц. Расходились по домам молча. В гардеробе, пока разбирали пальто, не слышал ни одного голоса. Люди были угнетены. Они не могли понять, что это такое и как вообще теперь все воспринимать».

«Доклад вызвал шок, – подтверждает в интервью «Российской газете» директор Российского государственного архива социальной и политической истории Андрей Сорокин. – В 1989 году в "Вестнике ЦК КПСС" была опубликована (впервые в Советском Союзе) та версия стенограммы, которая изобилует ремарками "аплодисменты", "шум возмущения в зале" и тому подобным. Однако, по воспоминаниям участников съезда, в зале царила гробовая тишина. Так что эффекта разорвавшейся бомбы доклад действительно достиг. Ни в советском обществе, ни в мировом коммунистическом движении он не был принят однозначно положительно. Мнения разделились. Более того, реакция на доклад была такова, что Хрущев сделал ряд попятных движений. Например, на встрече нового 1957 года в Георгиевском зале Кремля в присутствии дипломатического корпуса он поднял бокал в честь Сталина. А спустя полмесяца на приеме в китайском посольстве заявил, что имя Сталина неотделимо от марксизма-ленинизма. Отношение Хрущева и других членов так называемого "коллективного руководства" к Сталину было двойственным. "Сталин действительно велик, я и сейчас это подтверждаю", – пишет Никита Сергеевич в мемуарах, не отказываясь, впрочем, от основных положений своей критики в его адрес».

Тем не менее, по мнению самого А.Сорокина и большинства современных историков, доклад Н.С.Хрущева закрыл страшную страницу в жизни советского государства.

«Прежде всего, он (Хрущев) распахнул ворота лагерей ГУЛАГа, выпустив сотни тысяч невинно осужденных, которым были возвращены гражданские права, реабилитировал большинство (к сожалению, не все) депортированных народов. И это является его несомненной заслугой, независимо от мотивов, которыми он руководствовался, – справедливо отмечает А.Сорокин. – Хрущев создал возможности для поиска альтернатив общественного развития. Хотя альтернативы эти и были весьма ограниченными. Знаменитая "оттепель" не входила в планы Хрущева, став побочным эффектом его политики, результатом восприятия частью советской интеллигенции "нового курса", к которому он оказался не готов, много раз заявляя, что "оттепель – это не наш лозунг". Однако и такая, внутренне противоречивая и непоследовательная, политика дала мощный импульс развитию советской культуры, появлению общепризнанных высокохудожественных произведений в области литературы, театра, кино, музыкального искусства».

«Теплее стало жить, интереснее стало читать новые книги и статьи, где утверждалась ценность человеческой жизни, – вспоминает дух «оттепели» бывший омбудсмен РФ Владимир Лукин (http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/71999.html). – Оказалось, что Маяковский и Есенин были не только певцами светлого будущего, как их представляли раньше, а у них было много слоев, много пластов, и в этом была трагедия и драма. Что помимо них существовали Пастернак, Цветаева, Ахматова, что был Серебряный век, что существует джаз. В институтах, театрах создавались группы, которые искали пути, как выразить свое новое отношение к жизни».

«Поколение наше, крепко зомбированное сталинским воспитанием, вдруг очнулось, – рассказывает поэт и композитор Юлий Ким (http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/71999.html). – С живых мозгов осыпалась заскорузлая корка казенной идеологии – причем как-то разом и безболезненно (поколению отцов это давалось с куда большим трудом). Похоже, что подсознание наше уже готово было к освобождению.

Сказавши громкое «А», власти поневоле должны были произнести и несколько осторожных «бе-е», и результатом этого блеяния явилось небольшое окошко свободы, в которое неслыханно мощным потоком хлынуло обновление нашей культуры по всем направлениям. Поэзия, проза, театр, живопись, скульптура, кино – все разом зазеленело и обросло молодыми талантами».

Между тем известный бард с тревогой отмечает в современной российской действительности до боли знакомые черты: «Пока что вся наша энергия уходит на то, чтобы никуда не поворачивать, а только с чувством глубокого удовлетворения и национального самодовольства смотреть в телевизор. Опять плохо дышится. Опять сажают ни за что. Опять судебно-полицейский произвол и затыкание ртов. Опять враги со всех сторон. Слово "оппозиция" произносится так же, как и в сталинские времена: с классовой ненавистью».

Директор МБПЧ Александр Брод: «Спустя 80 лет с начала массового террора в СССР и 60 лет после хрущевского доклада, вскрывшего антигуманную, бесчеловечную суть сталинизма, имя одного из главных тиранов ХХ века вновь звучит пугающе актуально. Страшные события истории забываются, их вытесняет миф о "мудром харизматичном правителе", "державшем страну в кулаке" и "выигравшем войну". В последнее время эта наивная "народная мифология", имеющая весьма далекое отношение к историческим реалиям, при поддержке определенных политических сил обретает вполне осязаемые и угрожающие формы».

Так, в декабре 2015 года в центре Пензы местное отделение КПРФ торжественно открыло «аналитический» «Сталинский центр». У входа в здание установлен бюст «вождя». Кроме того, местные коммунисты объявили 2016 год «годом Сталина», приурочив его к 80-летию создания «сталинской» Конституции.

По словам первого секретаря Пензенского обкома КПРФ, депутата областного заксобрания Георгия Камнева, в «Сталинском центре» будут изучать опыт работы Иосифа Сталина и делиться им с представителями всей России. Кажется удивительным, но основной целью работы музея Г.Камнев считает «популяризацию и актуализацию тех практик, которые применялись в сталинские времена и которые актуальны и сейчас». Имеет ли он в виду «практику террора» по отношению к собственному народу, коммунист не уточнил.

22 февраля в Военно-историческом музее-заповеднике Псковской области (деревня Холматка Островского района) при поддержке Российского военно-исторического общества также был установлен бюст «вождя и учителя».

«По существу, это глумление над памятью миллионов погибших – и военнослужащих, и гражданских лиц, – которые стали жертвами государственного насилия, непосредственным организатором которого был Сталин, – заявил по этому поводу председатель Псковского регионального отделения РОДП «Яблоко» Л.М. Шлосберг (http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/71999.html). – Установление бюста Сталина рядом с могилами погибших солдат Великой Отечественной войны вдвойне кощунственно, так как Сталин как инициатор репрессий среди командного состава РККА лично ответственен за истребление лучших кадров Красной Армии перед началом войны, что оказало значительное влияние на ее ход, привело к отступлению армии, пленению нескольких миллионов военнослужащих, гибели миллионов граждан СССР».

В 2015 году памятники Сталину были открыты  в Липецке и под Йошкар-Олой.

С 3 июля прошлого года в деревне Хлошево Ржевского района Тверской области работает дом-музей Сталина.

25 февраля этого года продолжатели дела Сталина из партии «Коммунисты России» всерьез потребовали от генпрокурора Юрия Чайки открыть уголовное делопроизводство против авторов доклада о культе личности и самого докладчика.

«Партия направила обращение Генеральному прокурору России с просьбой возбудить в отношении гражданина Хрущева и всей группы лиц, причастных к составлению этого доклада, уголовное дело за клевету на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и руководителя Компартии Советского Союза, председателя Совета министров СССР Сталина, также партия требует признать документ экстремистским», – сообщают «Коммунисты России».

Как отметил лидер партии Максим Сурайкин, доклад нанес «огромный ущерб нашей стране и всему советскому народу».

«Не исключено, что в составлении этого насквозь клеветнического доклада принимали участие представители зарубежных спецслужб, ЦРУ, от последствий этого чудовищного по разрушительной силе документа пострадали тысячи людей – партийные и советские работники, ветераны войны, разведчики, писатели, ученые», – заявляет М.Сурайкин, умалчивая о миллионах советских людей, ставших жертвами ГУЛАГа.

По данным соцопросов «Левада-Центра», в настоящий момент личность Сталина положительно оценивают 39% россиян. При этом 57% респондентов не считают его государственным преступником.

Более того, почти половина граждан РФ признает человеческие жертвы сталинского режима оправданными. При этом доля разделяющих это мнение за неполные семь лет выросла с 27% до 45%.

37% наших соотечественников приветствуют идею установки памятника Сталину к 70-летию Победы.

«Сталин воспринимается как символ сильного и мощного государства, а то, что Сталин и вся его политика античеловечны, остается для людей второстепенным», – констатирует руководитель правозащитной организация «Мемориал» Арсений Рогинский.

По мнению правозащитника Льва Пономарева, Россия опоздала с судом над сталинизмом. «Но сейчас, когда принялись восстанавливать памятники Сталину, тем более имеет смысл его проводить. Надо сопротивляться возрождающемуся сталинизму. Потому что он может повториться в более кровавых формах», – уверен Л.Пономарев.

Президент общественного движения «Союз правых сил» Вадим Клювгант также не сомневается в необходимости «суда над сталинизмом». При этом он убежден, что «судить сталинизм надо было не 20, а 50 лет назад», «когда зазвучали первые слова о сущности советского режима, в частности сталинского, который был создан в СССР».

Показательно, что процессы ресталинизации в России протекают, кардинально противореча официальной позиции высшего руководства нашего государства.

Так, в 2010 году в преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне Дмитрий Медведев заявил в интервью «Известиям»: «Победа в Великой Отечественной войне – заслуга народа, а не Иосифа Сталина и военачальников... Каждый вправе на собственные оценки, но это не должно влиять на оценку государства. Я не вижу в стране места для символики сталинизма».

В августе 2015 года была утверждена государственная концепция по увековечению памяти жертв политических репрессий, предельно четко формулирующая недопустимость оправдания подобных преступлений. Память о миллионах жертв сталинского режима будет увековечена в монументальной композиции «Стена скорби» Георгия Франгуляна. Ее установят в Москве как предостережение будущим поколениям.

В чем же причина народной популярности тирана, уничтожившего миллионы своих сограждан?

«Для любых интересующихся ситуацией Сталин уже давно разоблачен, – уверен писатель Дмитрий Быков. – Правда, некоторым нравится то, что он делал. По их мнению, садизм – единственно верный способ в политике. Хотя сами любители "жесткой руки" вовсе не хотят быть ее жертвами. Пусть мучаются соседи, коллеги по работе... Сейчас в стране кризис депрофессионализации. А Сталин  – герой непрофессионалов».

«А кому в нашей стране нужно разоблачение Сталина и его преступлений? – задается риторическим вопросом композитор Владимир Дашкевич. – Архетип рабства в сознании народа жив до сих пор. Как и засилье криминального сознания. Корни его – в ГУЛАГе, когда одни сидели, другие сажали. Некто Долин написал на моего отца донос, чтобы завладеть его комнатой в коммуналке... Развенчать Сталина до конца не дает соединение этого имени с Победой. Да, мы смогли победить фашизм – но не победили раба внутри себя».

Исследователь сталинской эпохи Олег Хлевнюк – автор книги «Сталин. Жизнь одного вождя»: «Если мы внимательно послушаем людей, то убедимся, что они хотят назад не к реальному Сталину, а к мифическому идеальному Сталину, которого сами для себя придумали. То, что они видят в прошлом, на самом деле никогда не существовало. Это придуманные картины, построенные по принципу от противного с тем, что сегодня не нравится, – уверен историк. – Если сегодня воруют, то тогда не воровали… Если сегодня есть богатые и бедные, то тогда их не было... Если сегодня плохо с социальной сферой, то тогда с ней было хорошо... Перечень можно продолжать».