Версия для печати

О закрытии книжных магазинов в Москве

В Москве закрываются книжные магазины. Торговый сбор, который по злой иронии был введен в 2015 году, объявленном Годом литературы в России, создал невыносимые условия для мелких книготорговцев и букинистов. Теперь книжный павильон площадью до 50 квадратных метров, расположенный в центре столицы, должен выплачивать 240 тыс. рублей годовой арендной платы, торговая точка этой же площади в других районах Москвы – 120 тыс. рублей. С учетом весьма скромной прибыли частных продавцов литературы, и без того потесняемых крупными сетями, этот род бизнеса в новых условиях становится попросту нерентабельным. К началу весны 2016 года количество книжных магазинов в Москве уже сократилось на 20%. И, по мнению экспертов, это только начало.

«Уже закрылся букинист "Подписные издания" на Кузнецком мосту. В Камергерском переулке была "Медицинская книга", у них аренда еще на 20 лет государственная, но поводом для закрытия стало введение торгового сбора. Они просто поняли, что им это совершенно невыгодно», – рассказывает соучредитель книжной сети «Фаланстер» Борис Куприянов.

«Если магазин, который давно работает, который более или менее успешен по экономическим показателям, таких магазинов не так много, для них это совершенно неважно. В их случае налог вычитается из налога на прибыль. Он фактически не заметен. Речь идет о маленьких магазинах и магазинах, которые торгуют букинистической литературой, для них составляет половину примерно от денег, которые они зарабатывают. Для них это фактически смертельно. Сейчас по нашим подсчетам закрылось примерно чуть больше 40 книжных магазинов. Я думаю, что в этом году они закроются еще», – прогнозирует издатель и книготорговец.

По мнению Б.Куприянова, если торговый сбор не будет отменен, опыт московских властей могут перенять руководители регионов: «И тогда будет вообще крах, потому что в Перми, например, аренда магазина – 40 тысяч рублей в месяц, а прибыль за вычетом налогов и выплаты зарплат составляет порядка 20-25 тысяч. Если введут еще торговой сбор, даже в два раза меньше, чем в Москве, это будет просто нерентабельно».

«С одной стороны, сокращение книжных магазинов – это общая такая история. Для всего мира она характерна. Но такой катастрофической ситуации, как в Москве, в мире ни с чем не сравнишь, – отмечает Б.Куприянов. – В городе Париже живет меньше 3 миллионов человек, там 700 магазинов. В Москве живет 12 миллионов, в Москве 200 магазинов. Получается, в 40 раз меньше магазинов, чем в Париже. Можно то же самое говорить о Швеции, о Венгрии, Польше. В Алматы, например, больше книжных магазинов на душу населения, чем в Москве».

Политику столичных властей в отношении книготорговли эксперт считает непоследовательной: «Книжные остались за бортом, потому что книжные у нас не государственные. Библиотеки – они государственные, за них есть кому вступиться, а книжные магазины – частные. В городе что книжный магазин, что колбасный, что ларек – одно и то же, совершенно никакой разницы нет».

«Москва поступает очень странно. Если сейчас не принять меры, эта система погибнет», – уверен Б.Куприянов.

«С книжными магазинами произошла примерно та же история, что и с библиотеками: просто за книгами в книжный магазин стало приходить значительно меньше людей, – считает обозреватель журнала «Огонек» Дмитрий Губин. – Без сувенирки книжные магазины просто-напросто прогорают. Кроме того, книжный магазин сегодня может выживать только как клуб. Приходя в книжный магазин, мы платим не столько за книгу, то есть не за работу художников, корректоров, редакторов, бизнесменов и в последнюю очередь автора, а мы платим за амбианс, мы платим за качественно проведенное время. То есть мы платим примерно за то же, за что платит модная девочка, когда заходит в Starbucks, покупает безумно дорогой кофе. Вот чтобы все ее видели со стаканчиком. Вот и здесь важно потусоваться в книжном магазине «Москва» в 01:00 ночи. Вот те книжные магазины, которым удалось создать такой образ, вот эти магазины выживают. Те магазины, которые просто обеспечивают книжную торговлю и которые не имеют поддержки местных властей, у них шансов нет!».

По мнению основателя издательства «AdMarginem» Александра Иванова, вопреки распространенному мнению электронные книги не смогут заменить вытесняемые бумажные: «Книжный шопинг – это часть традиционной городской буржуазной культуры (как и любой другой шопинг): общение с продавцами, обмен новостями, узнавание и распространение новых трендов, чтение в кафе и парках, необычная рубрикация книг в несетевых магазинах  – все это важные компоненты городской культуры, то, ради чего мы путешествуем, общаемся».

Позицию издателя подтверждает статистика Российского книжного союза, в соответствии с которой в России электронными носителями пользуются лишь 20% читателей, что составляет чуть более 1% всего книжного рынка.

Попытки добиться освобождения книжных магазинов столицы от непосильного налога предпринимаются с самого момента его введения летом прошлого года. К мэру Москвы Сергею Собянину обращался Альянс независимых издателей и книгораспространителей. Ввести необходимые льготы столичным властям рекомендовал комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Соответствующие инициативы выдвигал Московский штаб Общероссийского народного фронта.

«Торговый сбор был введен в столице с 1 июля 2015 года. Московские церкви, кинотеатры, театры, музеи и другие учреждения, где торговля товарами является побочным родом деятельности, от уплаты сбора освобождены. В список льготников попали также продавцы мороженого и кваса. Но книготорговцев в этом перечне не оказалось. А торговый сбор для этой категории составил сумму от 60 тыс. рублей в квартал», – отмечалось в пресс-релизе ОНФ.

Однако московские власти предпочитают отмалчиваться. А книжные магазины закрываются один за другим.

Директор МБПЧ Александр Брод: «После введения торгового сбора в сфере книготорговли возникла двусмысленная ситуация. Непонятно, почему в России – некогда «самой читающей стране на свете» – статус книжного магазина оказывается ниже статуса ателье, парикмахерской или химчистки, освобожденных от нового налога. Абсурдность происходящего усиливает линия поведения (точнее – бездействия) столичных властей, предпочитающих не замечать проблему, несмотря на протесты, в том числе и на уровне Госдумы. Пока федеральные власти продолжают выделять крупные суммы на популяризацию чтения (только на развитие библиотек в 2016 году планируется перечислить свыше 6,3 млрд. рублей) в Москве молчаливо душат книжные магазины».