Версия для печати

О скандале вокруг телешоу «Танцы со звездами»

12 апреля в эфире ТК «Россия» в популярном телешоу «Танцы со звездами» был показан провокационный номер, вызвавший оживленное обсуждение в блогосфере. Участник программы – актер Александр Петров – был одет в форму солдата вермахта. Его партнерша по танцу – Анастасия Антелаева – играла русскую девушку, случайно столкнувшуюся с фашистом в заброшенном доме у пианино. Молодые люди отплясывают фокстрот, пока героиню Антелаевой не убивают выстрелом в спину.

Этот танец побудил активиста Общероссийского народного фронта Виктора Нестерука из Тюмени направить заявление в Генпрокуратуру РФ и потребовать от надзорного ведомства провести проверку. Автор жалобы отмечает, что в течение 15 минут обсуждения композиции ведущим и членами жюри камера демонстрировала «крупный план улыбающегося солдата немецкого вермахта и нацистскую символику на его форме».

«Все это действие сопровождается восторженными аплодисментами в зале и положительными комментариями членов жюри. И это менее чем за месяц до празднования 71-й годовщины Дня Победы», – возмущается В.Нестерук.

На своей странице в соцсети он назвал выпуск известного телешоу «информационной бомбой» и отметил, что скандальный номер уже получил название «Танцы с фашистами».

  Возмущение «фашистскими танцами» выразили некоторые политики и общественные деятели. Примеру В.Нестерука последовали депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов – они также направили в Генпрокуратуру письмо с требованием проверить программу на экстремизм.

«В форме солдата СС выступать на сцене – это как минимум неэтично, – заявил глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. – Я напомню, что у нас в России есть законодательство, которое запрещает публичную демонстрацию символики, связанной с нацизмом и фашизмом».

«Конечно, я возмущен, и возмущены очень многие – и ветераны ВОВ, и все наши пенсионеры. И молодой возраст сейчас возмущен этим поступком. Я не знаю, как вообще могли такое показать по нашему федеральному каналу!» – прокомментировал передачу депутат Госдумы от фракции ЛДПР Роман Худяков.

Обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова: «…танцевать на телешоу в форме фашистов - нельзя. Потому что это и называется фашизацией сознания: сначала возникает привыкание к гитлеровской форме, затем к факельным шествиям, а потом Бандера указом президента становится героем вполне приличной когда-то с антифашистской точки зрения страны…».

Между тем исполнитель роли немецкого офицера не видит в номере ничего предосудительного.

«Да, были выбраны максимально острые персонажи. И я предполагал, что это вызовет реакцию, но что такая поднимется шумиха... Человек видит то, что он хочет видеть. Кто-то видит в этом лишь провокацию. А кому дано, видит больше. Историю любви! И таких историй во время войны были сотни. Вообще, наверное, я даже рад, что так получилось. И хорошо, что это обсуждают. Значит, наш номер не оставил людей равнодушными», – сказал Андрей Петров.

Актера поддерживает президент Российского танцевального союза, член жюри программы «Танцы со звездами» Станислав Попов: «У нас огромное количество фильмов идут, где есть герои-нацисты – почему они их не проверят? Это номер, который несет определенный смысл. Номер не могу сказать, что с точки зрения режиссуры исполнен идеально, там есть, конечно, некоторые несовершенства, но это уже касается художественного номера. Насколько я понял, Александр Петров хотел показать лиричную сцену, которая возникла между девушкой в оккупированной зоне и офицером вермахта. Ну, или не офицером, рядовым. У него актерская была форма. Он там выстрелил сначала, потом возникло что-то романтическое, они танцевали вместе, потом она погибла, и он лег рядом с ней. Можно вспомнить фильм «Пианист», где офицер вермахта спасает жизнь пианисту. Я уже не говорю о многих других фильмах... Дело в том, что я ничего страшного не вижу в появлении танцора в этой форме. Потому что в нашей культуре кинематографической, литературной и так далее есть герои, которые одеты в эту форму. Есть просто военные, есть садисты, есть эсэсовцы — но речь шла не об этом. Здесь не шла речь об идеализации или оправдании фашизма. Здесь не фашизм – это офицер немецкой армии, которая воевала с Советским Союзом, которая была побеждена».

В свою очередь, руководство телеканала «Россия 1» предпочло не усугублять ситуацию и извинилось перед многомиллионной аудиторией.

«Уважаемые зрители! Мы глубоко сожалеем, что номер, придуманный и представленный в программе молодым артистом Александром Петровым, вызвал противоречивые эмоции у зрителей. Тема трагедии, которую несет война, уже не первый раз поднимается нами. В прошлом году финал программы был полностью посвящен Дню Победы, к нам приходили ветераны, танцы были посвящены подвигу наших бабушек и дедушек, – заявили в ВГТРК. – Возможно, номер не был таким талантливым, как картины «Семнадцать мгновений весны» или «Список Шиндлера», чтобы использование определенной символики стало оправданным, но намерения молодого артиста были чисты. Создатели, ведущие, члены жюри программы являются патриотами своей Родины и неоднократно обращались к военной теме в своем творчестве. Поэтому нам особенно горько, что это выступление могло задеть чувства наших зрителей». 

Однако примиряющее обращение лишь добавило масла в огонь. Снисходительный тон послания спровоцировал новую волну критики.

«Канал «Россия» сожалеет о том, что «тот номер» вызвал у телезрителей «противоречивые эмоции». Сожалеет, но не понимает. Простой вещи. Не понимает, что в стране, которая потеряла десятки миллионов людей, нельзя показывать танцующих, играющих на пианино, читающих лиричные стихи, рисующих романтичные облака над морем, любящих местных девчат, кормящих бездомных собачек и кошечек нацистов. Нацистов. Гитлеровских захватчиков. Канал «Россия» сожалеет. Отписались, мол, мы сожалеем, но вы нас не поняли. Мы за мир и любовь», – выражает общее мнение строитель Андрей Тюрин.

Ему вторит блогер Ольга Игнатова: «Я бы тоже просто посмеялась над танцем нациста с какой-то шаболдой в клоунском парике на «России», если бы не знала, как старшее поколение это все воспринимает, пару десятков старушек по стране актер Петров точно просто убил. Ну и цель-то какая? Просто в лицо харкнуть, поглумиться в очередной раз». 

Наказать авторов номера призывает и директор фонда «Историческая память» Александр Дюков: «Вы знаете, что я всегда выступал против привлечения к ответственности за солдатиков, фотографии и антифашистские плакаты со свастикой. Но вот в данном случае – это необходимо. «Молодой талантливый актер» и продюсеры должны получить урок».

Выдержанную позицию занял режиссер Карен Шахназаров. Гендиректор «Мосфильма» признался, что выступление танцевального дуэта его «покоробило», однако необходимости в уголовном преследовании артистов он не видит.

«Номер был неуместный и совершенно непродуманный. Саша потом пытался объяснить идею: она – узница, он – надзиратель. Но тогда девушку надо было хотя бы в робу одеть, чтобы зрители поняли, в чем драма. Это был бы отсыл к фильму «Ночной портье»... А так вообще неясно. Вроде бы немец танцует с какой-то девушкой. Вполне возможно, что с немецкой фрау (по одежде не понятно, кто она), потом какая-то перестрелка... Меня покоробило это все. Номер для такого шоу неподходящий. Но бучу поднимать не следует. Это просто лишний раз показывает, что нужно глубокое понимание темы и продумывание деталей, когда ты что-то делаешь», – подчеркнул режиссер.

Один из блогеров представил читателям интернет-ресурса долгий перечень «перегибов» при противодействии экстремизму.

«За последнее время я несколько раз затрагивал тему того, как российские правоохранительные и контролирующие органы, мягко говоря, перегибали палку в деле борьбы с демонстрацией нацистской символики, – напоминает автор. – Рассказывал также о том, как под суд пошла журналистка, опубликовавшая в социальных сетях фото своего двора времен нацистской оккупации. О том, как запретили в РФ знаменитый антифашистский мультик с Дональдом Даком. О том, как возбуждали дело на продавцов игрушечных солдатиков в немецкой форме. О том, как привлекли к ответственности антиквара, продававшего монеты Третьего рейха. О том, как оштрафовали активистку движения «Граммар наци» за публикацию символики, которая отдаленно напоминала гитлеровскую. О том, как бурятам запрещают использовать буддистские свастики. О том, как под запрет бдительных российских органов попали фотографии вышитой скатерти XIX века и фотографии финской военной техники. О том, как бодро шли под суд российские антифашисты только за то, что использовали нацистскую символику в своих критических материалах. О том, наконец, как стражи государства в погонах умудрились наказать человека за публикацию... картин гениальных Кукрыниксов, которых награждал за вклад в борьбу с нацизмом даже Иосиф Сталин».

«Как только возник скандал, Роскомнадзор поспешил заверить общественность, что демонстрировать нацистскую символику без целей пропаганды – можно... Ну, раз можно, так пусть государство отменяет решения судов, согласно которым признавались экстремистами и штрафовались краеведы и антиквары... А ежели нет, то под суд должны пойти все те, кто допустил в эфир ТК «Россия» передачу танцев с фашистами. Или Россия – все-таки страна двойных стандартов, а?» – задается вопросом блогер.