Версия для печати

О скандале в школе Златоуста

10 мая прокуратура города Златоуста Челябинской области сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении учительницы начальных классов Татьяны Порсевой. 55-летний педагог обвиняется по ч. 1 ст. 156 УК РФ («ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним»). Учительнице грозит до 3 лет лишения свободы.

Прокурорская проверка была спровоцирована анонимным обращением одного из родителей, возмущенного недопустимыми методами воспитания, которые, по его словам, практиковала Т.Порсева. Как говорится в письме, учительница допускала в отношении первоклассников «грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбляла детей, допускала факты физического воздействия». Кроме того, по свидетельству анонима, педагог нагружала 7-летних школьников непосильными домашними заданиями, за которые еще и ставила оценки.

Сотрудники прокуратуры пришли к выводу, что профессиональная деятельность Т.Порсевой противоречит приказу Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», в соответствии с которым обучение в первом классе не предусматривает оценок и домашних заданий.  

«Прокурорская проверка показала, что учитель начальных классов задавала первоклассникам домашние задания в виде письменных работ, а также в виде ежедневного заучивания сложных стихотворений, по своей инициативе удлиняла продолжительность занятий, сокращала продолжительность перемен, оставляя детей после занятий продолжать изучать пройденный материал», – говорится на сайте прокуратуры региона.

«В результате незаконных действий учителя некоторые несовершеннолетние были лишены полноценного отдыха, а также возможности заниматься в дополнительных кружках, посещать секции», – отмечается в сообщении.

Пресс-служба надзорного ведомства подчеркивает, что учительница «не соблюдала этические нормы поведения, оказывала на учеников психологическое воздействие». Также сотрудники прокуратуры установили, что педагог унижала своих воспитанников, грубо обзывая их и коверкая их фамилии.

По данным фактам служебную проверку проводят министерство образования и науки Челябинской области и управление образования Златоуста. Учительница допрошена, с нее взята подписка о невыезде. Директору школы вынесено представление об устранении нарушений.

Сама Татьяна Порсева заявляет о своей невиновности. По ее словам, дочь автора жалобы не испытывала в школе никакого давления.

«Конфликта никакого не было, – рассказывает учительница. – Девочка очень замечательная и хорошая, мамочка чудесная и хороший папа. Я в недоумении. В этом письме прочитала, что с 1 сентября по апрель месяц девочка подвергалась каким-то неприятностям. Тогда мне непонятно, как же мама все 8 месяцев водила девочку в школу. И 10 суток эта девочка была со мной на осенних каникулах в оздоровительном лагере «Лесная сказка». Девочка чудесная, отношение у нее к школе чудесное. Учится хорошо, открытый, добрый, хороший ребенок. Мне, конечно, это непонятно».

«Я ничего не совершала и совершать не собираюсь. Работу свою люблю, детей люблю, родителей уважаю», – утверждает
учитель с 36-летним стажем.

«Очень много выпускников дружат со мной до сих пор. У меня было 2 выпуска, которых я провела с первого по одиннадцатый класс, была у них классным руководителем. Они меня поддерживают – родители выпускников, мои нынешние родители, ученики. Чувствуя такую поддержку, я стараюсь это все держать и не показывать вида. Я пришла на работу, на любимую работу, к любимым детям», – заявляет педагог.

Скандал в Златоусте породил массу противоречивых откликов.  

Слово взяли бывшие ученики опального педагога.

«Я закончила школу в 2010 году. Эта самая дама была у нас классной руководительницей, – рассказывает Настя К. – Она вела нас до 11 класса, параллельно со своей «началкой». До сих пор не могу без содрогания ее вспоминать. Из нас воспитывали мышей без права голоса. Все боялись её, как огня. У меня сердце замирало, когда она орать начинала. Таким вообще должно быть запрещено работать с детьми, я считаю. Мне обидно, что наши родители в свое время не заступились за нас ни разу, а только подарки ей дарили. Она очень любит презенты и ждала их к каждому празднику... Еще она очень много задавала нам учить наизусть. В третьем классе по 20 страниц могли спокойно выучить».

В то же время другой ученик Татьяны Порсевой – Дмитрий В. –отзывается о ней как о высококлассном специалисте:

«Могу сказать, что она превосходный педагог. Конечно, достаточно строгая, но эта строгость всегда была в меру разумного. Кричать на детей, насколько я помню, она себе не позволяла – всегда была сурово-вежливая. Если она говорила, что ей было стыдно за наше поведение, то и всем ученикам, соответственно, становилось очень стыдно. Причем, это распространялось и на родителей — она и им не делала поблажек, могла отчитать за невоспитанных детей, провести беседу. В мое время (да и сейчас, наверно) у нее была развита система мотивации — было много творческих заданий, зачастую необязательных, но их выполнение поощрялось. Она невероятно активный человек, с ней мы постоянно участвовали во всяких научных конференциях, мероприятиях по всей стране. Учитель старой закалки, если так можно сказать, с соответствующими методами преподавания».

В защиту Т.Порсевой высказался Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов: «Надо, чтобы специалисты разбирались. Дров могли наломать сгоряча, обвинив человека. Она, может быть, действительно много требовала с учеников, но это не является преступлением точно».

Детский омбудсмен призвал различать суровость и строгость:  «Может быть строгое, даже суровое, воспитание, а может быть жестокое обращение с ребенком... Мы знаем, что самые великие – и Песталоцци, и Ушинский, и Макаренко – разные способы применяли: они не только гладили по головке, а применяли методы достаточно жесткие и суровые».

Далеко не все ясно в создавшейся ситуации и экспертам.

«Целый учебный год родителей все устраивало, и вдруг в конце учебного года начинается эта травля, – отмечает автор учебников по истории России, педагог Евгений Спицын. – У меня в школе была аналогичная ситуация с учителем лет десять назад. Надо знать психологию детей: в этом возрасте они очень внушаемы и легко поддаются давлению. Кроме того, они склонны и ко лжи. Использовать детей в качестве свидетелей в данном случае нельзя: их по закону разрешено опрашивать только в присутствии законных представителей, а в присутствии родителей они лгать будут еще хлеще. Поэтому у меня большие сомнения в том, как эту историю описывают СМИ».

К взвешенному подходу призывает и член-корреспондент РАН, доктор педагогических наук Евгений Ямбург.

«У этой истории есть несколько сторон, – считает ученый. – Первая: если действительно были факты издевательств над детьми, то это непрофессионально и преступно. Такого педагога надо сразу увольнять и наказывать по закону.

Вторая: если учителя наказывают за слишком сложные задания, как это значится в сообщении прокуратуры, да еще и по анонимному доносу, то это действие направлено вообще против развития детей в школах. Сейчас по всей стране директора дадут своим подчиненным установку – не трогайте учеников вообще, чтобы скандалов не было. Меньше знают – лучше спят».

«Что касается оценок, то да, их действительно запретили ставить первоклашкам. Но не надо, пожалуйста, путать оценки и отметки. Любой нормальный человек, и дети в том числе, хочет, чтобы его труд был оценен. Вот учителя теперь и изгаляются, выдумывая всякие звездочки и солнышки вместо пятерок и четверок. И с каких это пор прокуратура и суды у нас вмешиваются в образовательную программу? Одним словом, очень смешанные у меня чувства в связи с этой трагикомической ситуацией», – разводит руками Е.Ямбург.

«Как бы маленькие дети себя ни вели, учитель на то и учитель, что он должен уметь с ними справляться и не переходить грань, когда он уже начинает орать, размахивать руками и применять силу, – говорит в интервью «Радио Свобода» председатель правления организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Это уже не учитель. Как минимум – увольнение, как максимум – уголовное дело, если она себе это позволяла».

Корни проблемы – в порочных традициях воспитания детей в России, уверен правозащитник: «Посмотрите, как живет страна, как в России обращаются с детьми. Здесь же вообще принято в семье на детей орать и командовать ими. Это глубочайшая народная традиция. У меня есть знакомая в Стокгольме, она там водила ребенка в бассейн, который рядом с российским посольством, и там было очень много наших мам и бабушек, которые водили детей в этот же общественный бассейн. И она говорит, что очень странная картина: над бассейном постоянный гвалт на русском языке: "Ты перекупался, вылезай! Идем, я тебя разотру!.." Постоянный контроль, все время забота такая. И здесь же стоят шведки, беседуют между собой, косятся так немножко – не утонул ли ребенок, и молчат. Конечно, контролируют, но нет такого менторства каждый момент. Это же очень глубокая вещь – командирское начало. И эти женщины, которые выросли в таких семьях, приходят в школу. И им переучиться в школе непросто, не все могут».

«Ребенок тоже человек, а не только объект любви, воспитания и заботы, – напоминает Б.Альтшулер. – Надо считаться с ним как с личностью. Это не значит, что его совсем не надо воспитывать, но методы воспитания есть разные. Люби ребенка и делай все так, чтобы не травмировать психику».

В итоге прокуратура Челябинской области отменила постановление о возбуждении уголовного дела в отношении учительницы из Златоуста.

Подробности – на сайте ведомства http://www.chelproc.ru/news/?id=12500