Версия для печати

О приговоре Максиму Кормелицкому

31 мая Бердский городской суд Новосибирской области вынес  обвинительный приговор 21-летнему местному жителю Максиму Кормелицкому. Как сообщило Следственное управление СКР по региону, молодой человек «признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды по признакам отношения к религии, совершенные публично и с использованием средств массовой информации)».

21 января 2016 года Кормелицкий разместил на свой странице в соцсети «ВКонтакте» картинку с изображением христиан, купающихся в проруби в праздник Крещения, с издевательским комментарием в отношении их.

«Согласно заключению эксперта в тексте, изложенном на изображении купающихся в проруби людей, выявлено высказывание, в котором негативно оценивается группа лиц, относящихся к религии – христианству, что свидетельствует о враждебности одной группы лиц к другой по признакам отношения к религии. К данным файлам экстремистского характера имелся свободный доступ неограниченного круга лиц, и они стали объектами изучения и просмотра со стороны пользователей сети Интернет», – отметили в СУ СКР по Новосибирской области.

Следствие пришло к выводу, что обвиняемый «является атеистом и испытывает ненависть к лицам, исповедующим христианство».

Как стало известно, исковое заявление по факту оскорбления религиозных чувств подал православный активист Юрий Задоя.

Судебное заседание проходило в особом режиме и длилось полтора часа. В обвинительном заключении прокурор Василий Калиниченко назвал подсудимого социально опасным и требовал назначить ему  2,5 года лишения свободы. В результате решением судьи Татьяны Васюхневич Кормелицкий получил реальный срок – 1 год и 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Свою вину подсудимый признал, однако обратил внимание на вопиющее противоречие: создал и запустил в сеть оскорбительное изображение не он, однако по непонятным причинам расплачиваться, причем столь серьезным образом, теперь предстоит ему одному.

«Я скопировал ее (картинку) из другого сообщества, кроме меня перепост сделали порядка 70 человек, – указал Кормелицкий. – Считаю странным, что в итоге судят только меня одного из-за того, что кто-то из православных активистов увидел именно мою страницу».

«У меня не было никаких призывов к насилию, было только оскорбление. Этот проступок я осознал, раскаиваюсь в содеянном и прошу назначить наказание, не связанное с лишением свободы»,  – добавил он.

Впрочем, заявления Кормелицкого остались без внимания.

Через 2 дня в интервью «Радио Свобода» осужденный пояснил свои политические взгляды, а также рассказал о личном отношении к религии и деталях резонансного дела.

 «Я действительно репостил эту картинку. Хотя я не считаю это преступлением, – заявил Кормелицкий. – Несколько десятков человек сделали репост этой фотографии. Кроме того, в этом паблике была не одна подобная картинка. На всех, кто ее перепостил, тюрем бы не хватило в стране».

«Я жалею, что у нас есть такие статьи, по которым кого угодно можно кинуть в тюрьму», – добавил он.

По мнению осужденного, реальной причиной уголовного преследования стало не оскорбительное изображение, а его членство в партии ПАРНАС: «"Обиженные" так и сказали. Современному дикому политическому строю России, который ничем не отличается от одной из европейских стран 30-х годов, всегда нужен враг. На этого врага можно ткнуть пальцем и объявить виноватым во всех бедах. Там это были евреи, тут – несогласные. Не важно, хоть фашисты, хоть бандеровцы, хоть исламисты, хоть американцы, хоть инопланетяне. России нужен "враг", против которого все должны бороться. А под видом борьбы с врагами можно сильнее закручивать гайки».

«К верующим я отношусь нейтрально, какая бы религия у них ни была, – подчеркнул Кормелицкий. – Все имеют право верить или не верить, ни в коем случае не осуждаю верующих. А вот к "православным активистам" – крайне отрицательно, потому что они навязывают другим людям свои ценности. К примеру, заставляют детей учить в школе основы православия, срывают концерты и громят выставки современных художников. Россия – давно уже не светская и далеко не демократическая страна. То, что сейчас в России происходит, очень напоминает одну из европейских наций, которая в 1930-х годах тоже вставала с колен. Говорили речи о патриотизме, жгли в кострах книги, создали аналог нашей "Молодой гвардии". А еще ставили к стенке всех, кто был не согласен с режимом. Я думаю, что, если еще сравню Крым с Польшей, на меня заведут дело за сепаратизм».

Вспоминая слова гособвинителя о «социально опасном» поведении, Кормелицкий заявил, что российская прокуратура, «у которой в распоряжении есть 282-я статья, для общества гораздо опаснее» таких, как он.

Осужденный пояснил и свое решение подложить муляж взрывного устройства в здание Отдела по делам молодежи Бердска в 2014 году, за что ранее также был осужден.

«Cреди волонтеров этого отдела, которые работали с детьми, было несколько нацистов. Я подозреваю, что детей они хорошему бы не научили своим примером, и мне пришлось идти на крайние меры. После моего поступка их уволили», – рассказал Кормелицкий.

В числе своих заслуг политактивист видит и организацию акции против неонацистского «Русского марша».

«А теперь мне дали год по самой "фашистской" статье, которую в основном всяким нацикам “пишут”», – заключил он.

«В последнее время из Конституции РФ как-то незаметно испарились многие, если не большинство статей. В том числе статья 14 об отделении церкви от государства и равенстве всех конфессий, а также статья 28 о свободе совести. Та, где говорится о праве граждан свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. То есть быть атеистом», – напоминает в «Ежедневном журнале» журналист Игорь Яковенко и приводит уничижительную цитату из речи  заведующего кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрия Вяземского: «Атеисты – это больные. Это животные. Их надо лечить».

«Это вам не какой-то пацан из Новосибирской области, который хихикает над верующими на своей дневниковой страничке, имеющей мизерную аудиторию. Про то, что атеисты – больные животные, которых надо лечить, Юрий Павлович сказал по телевизору на миллионную аудиторию. И вы знаете – ничего. Продолжает преподавать, заведовать и выступать по телевизору, – отмечает И.Яковенко. – Полагаю, что Юрий Павлович Вяземский имеет полное право считать атеистов больными животными и высказывать это мнение публично. Так же, как и Максим Кормелицкий имеет полное право писать у себя в блоге все что угодно про христиан. Кроме призывов их уничтожать и чинить по отношению к ним всяческое насилие. Чего он, вроде бы, не делал».

«Кстати, профессор Вяземский, чьи права говорить любые гадости в адрес атеистов я готов отстаивать, в своем высказывании был значительно ближе к экстремизму, чем Кормелицкий. Поскольку требование «лечить атеистов» явно предусматривает насильственное лечение, а это уже вполне очевидный призыв к насилию над личностью, то есть прямой экстремизм», – указывает автор.

Показательно, что более чем спорный приговор возмутил не только правозащитников и журналистов, но и самих российских христиан. Так, известный блогер Петр Соколов, исповедующий католицизм, заявил «Радио Свобода» о несогласии с вердиктом суда: «Приговор надо срочно отменять. Каждый имеет право на свое мнение. Меня, верующего христианина, не могут оскорбить подобные фотографии и реплики, потому что мой Бог – добрый Бог, который спускается к каждому. И к бездомному, и к депутату Госдумы. Я бы показал Максиму, чем занимаются христиане в домах для престарелых и приютах для одиноких мам. Крест – это символ любви, а не наказания. Мне очень жаль, что Максим теперь будет думать обо всех христианах как о жестоких нетерпимых людях. Я приношу Максиму извинения как христианин и верующий человек».