Версия для печати

Александру Сокурову – 65

14 июня исполнилось 65 лет выдающемуся российскому режиссеру Александру Сокурову. Это имя является гордостью российской культуры и символом высокого художественного творчества.

Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 г. в дер. Подорвиха Иркутской области  в семье военнослужащего. В 1968 г. он поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета, но уже с юности его захватил интерес к кино и телевидению: во время учёбы Сокуров работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения. В 19-летнем возрасте Сокуров  выпустил свои первые телевизионные программы, несколько телевизионных фильмов.

После завершения учебы в университете, получив диплом историка, Сокуров сразу же поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди), где за отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна.

Тогда же, почти с самого начала своей деятельности, Сокуров явил себя независимым режиссером, чьи этические и эстетические установки не совпадали с советской идеологией. В 1979 г., сдав экзамены экстерном, ему пришлось на год раньше закончить обучение из-за конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, а его студенческие работы категорически отвергались.

Уже первый фильм режиссера Сокурова и сценариста Юрия Арабова (с которым они познакомились во время учебы и стали главными соратниками на протяжении всех последующих творческих лет) «Одинокий голос человека» (1978) по произведениям Андрея Платонова претерпел поистине детективные приключения. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов выкрали пленку из архива. Впоследствии картина получила несколько престижных премий, а Андрей Тарковский высоко оценил дарование режиссера: «Посмотри картину, которая называется «Одинокий голос человека»...  Играют у него в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять... Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал... Там есть кусок черно-белый, снятый рапидом, и... немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. ...Ты знаешь, что только за одну эту картину... Ты помнишь Виго?.. Он сделал две картины, и он уже гений, он остался в веках... Уровень! Ты помнишь «Ноль за поведение»? У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения...»

Именно по рекомендации Тарковского Сокуров в 1980 г. был зачислен на работу в киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно режиссер сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов.

Но если документальные работы выходили в прокат, то художественные фильмы ждала очень печальная судьба. До конца 80-х гг. ни один фильм Сокурова не вышел на экран. Он подвергался прямым преследованиям властей, и ходили слухи, что ему угрожает физическая гибель. Тарковский дважды организовывал ему выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться. Отметим, что фильм про Эрмитаж, появившийся много позже, служит подтверждением этих слов.

С перестройкой, однако, все изменилось. Фильмы Сокурова один за другим начали появляться в прокате, широко обсуждались общественностью, номинировались на российские и международные премии. Тогда же голос Сокурова начал весомо звучать и в обсуждении культурных и политических судеб нашей страны. Так, в 1998–1999 гг. он вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре.  В Санкт-Петербурге он возглавляет общественную группу активистов-градозащитников – так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты старого Петербурга от разрушения.

Его оценки политических событий стали значимыми факторами российской общественной жизни. Причем порой эти оценки оказывались пророчествами. Так, уже в феврале 2008 г. он говорил о возможности войны России с Украиной, а в марте 2014 г. Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России. Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством: «Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные, и нам эту разность нужно уважать и ценить».

Сокуров решительно высказывается по всем острейшим экономическим и политическим проблемам России. Не меньше он критикует Запад. Сильный резонанс вызвало сравнительно недавнее выступление Сокурова в Латвии, где он резко критиковал балтийские правительства за их антироссийскую идеологию: «Я всю эту вашу историю знаю. Но, по-моему, это нормально, что русские выступают против нацистов, которые готовы были их истребить и уничтожить. Если народы Балтии имеют другое представление о нацистах, возможно, у них есть право на более толерантное отношение к этой теме. На мой взгляд, так происходит потому, что страны Балтии тогда в 40-х по-настоящему не бились и не боролись за свою независимость – ни с немцами, ни с советской властью. Отсюда и каша в головах... Прибалты не платили той цены за освобождение, которую, к сожалению, должны были заплатить люди из Советского Союза. Для них что пришли немцы – плохо, что пришли большевики – плохо. А к себе-то претензии есть? Вы-то чего пускали то одних, то других? Мужчины ваши чем занимались в это время? Куда смотрело ваше правительство?...  Пренебрежение и снобизм в отношении России – очень сильная тенденция на Западе. Приедете вы на любой фестиваль, сразу увидите, в какой сложной ситуации фильмы из России. С одной стороны, к ним особо пристальное внимание, с другой – брезгливое и встревоженное чувство: ну что еще эти русские выкинули?! Раньше я много ездил по фестивалям, сейчас гораздо меньше – тяжело видеть везде одно и то же».

Но, разумеется, главное для самого режиссера и для России – это его творчество, которое признано во всем мире.

В 1995 г. Европейская академия кино включила имя Сокурова в список ста лучших режиссеров мира.  Его фильмы получили многочисленные российские и международные премии, в т.ч. «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Знаменитый шведский режиссер Ингмар Бергман говорит: «Сокуров порывает с правилами на каждом уровне. Каждое его произведение неожиданно очаровывает». Но режиссер по-прежнему чрезвычайно строг к себе и своему творчеству,  которое определяет следующим образом: «Я стараюсь делать только то, что мне действительно интересно и в чем у меня есть потребность. К счастью, ни я, ни те, кто со мной работают, мы никогда ничего не снимаем по заказу в прямом смысле. Это огромное счастье для человека, работающего в этой области. Я глубоко уверен, что нам никогда не будет стыдно за то, что мы делаем. Наша команда – это даже не творческое объединение, а лаборатория, которая очень часто занимается чем-то впервые для того, чтобы осуществить идею абсолютного художественного изображения, главные принципы которого обнаружены и сформулированы в мировой живописи. Мой уровень требований к изображению и, соответственно, к операторской работе очень высок. Я считаю, что режиссер в кинематографе способен на все... Я лишь колечко в цепи мировой культуры, и если это не так, то вся моя работа – хлам.  В сущности, я и стремлюсь в каждом фильме найти связь с традицией. Призыв к определенной непрерывной связи – возможно, единственный интеллектуально построенный элемент в моей работе, остальное возникает чисто эмоционально. Никаких новых течений в кино я не вижу и не верю в их существование. Новым может быть только сам художник. А искусство вечно — оно ни новое, ни старое. Поэтому не называйте меня авангардистом…Создавая кинематографическое произведение, мы вторгаемся в дела Господни — мы создаем Другой мир. Это привилегия не человека — и не будем забывать об этом».

Киноведы неоднократно указывали на новый язык сокуровского кино, на его многочисленные открытия в области съемки и видеоряда. Критик Максим Медведев говорит: «Проблема заключалась в том, что к фильмам Сокурова не подходили известные киноведению мерки и лекала. Это принципиально новый киноязык, язык вглядывания-вслушивания, текст, в котором нет автора, интонация, в которой нет оценки. Зритель фильмов Сокурова невольно превращается из наблюдателя в соучастника и соавтора. Смысл лежит как бы в заэкранном пространстве».

Другой критик, Антон Долин, отметил: «Александр Сокуров  – простейший ответ на вопрос о самом выдающемся из живущих российских кинорежиссеров. По меньшей мере, из активно снимающих. И дадут этот ответ даже те, кто к его очень особенному – иных, впрочем, не бывает – таланту равнодушен. А многие скажут: «Гений». Действительно, такая необъяснимая, с трудом раскладываемая на элементы самобытность и сила как художественного языка, так и высказывания встречается лишь у людей неординарного дарования, для которых творчество – как дыхание, то, без чего жизнь невозможна... Сегодня Сокуров – такое же сокровище российской культуры, как Джоконда – для мировой. Но он все-таки  не музейная ценность, а живой человек, противоречивый, необъяснимый, независимый, погруженный в постоянную рефлексию. Мыслитель и художник, историк и социолог от кинематографа, тонкий знаток живописи и музыки – он уникален во многих смыслах слова».