Версия для печати

О законе об «антиобщественном поведении»

22 сентября вступает в силу Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Как говорится в преамбуле, речь идет об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также о противодействии так называемому «антиобщественному поведению». Это новое понятие, введенное в юридический оборот, которое подразумевает «действия, не влекущие административную или уголовную ответственность, но нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц». Правом на профилактику наделены федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, органы Следственного комитета РФ, а также региональные и местные органы власти. Кроме того, профилактику могут осуществлять и граждане, добровольно участвующие в мероприятиях по охране общественного порядка, оказывая содействие правоохранительным органам, например дружинники и казаки.

Закон предусматривает два вида профилактики правонарушений: общий вид – это выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, повышение правовой грамотности, развитие правосознания граждан; индивидуальный вид применяется к конкретным лицам и подразумевает воспитательное воздействие на них и устранение негативного влияния на их поведение.

Способы профилактики включают (помимо всеобщего просвещения) профилактические беседы, официальное предупреждение о недопустимости антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, профилактический надзор, социальную адаптацию, ресоциализацию и социальную реабилитацию.

Среди направлений профилактики выделены: охрана общественного порядка, в т.ч. при проведении массовых мероприятий; обеспечение общественной безопасности, безопасности дорожного движения; противодействие незаконной миграции; предупреждение безнадзорности несовершеннолетних; противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей; противодействие незаконному обороту наркотиков; защита права собственности; обеспечение экономической безопасности; противодействие коррупции; обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды; обеспечение пожарной безопасности и т.п.

Новый закон разрешает чиновникам и сотрудникам МВД собирать данные о гражданах, которые раньше не привлекались к уголовной или административной ответственности, но имеют склонность к совершению правонарушений.

Каждое положение закона вызывает множество вопросов. Так, в определении понятия «общественное поведение» указывается на «общепринятые нормы поведения и морали», но при этом в законе не указано, что именно под этим подразумевается. Отсюда вытекает, что, если какому-нибудь казаку или дружиннику не понравится прическа, одежда или выражение лица молодого человека, он может принять профилактические меры. Какие это меры, также не указано – т.е. они могут варьироваться от увещеваний до избиений. Если человек начинает целоваться с девушкой, играть на площади на аккордеоне, читать стихи или фривольно фотографироваться на фоне скульптуры, это также можно посчитать нарушением морали. Сразу вспоминается, как «стилягам» в хрущевские времена разрезали брюки-клеши и запрещали ходить в брюках-дудочках, как мужчину с длинными волосами или представителя какой-нибудь субкультуры (неформалов и хиппи 70-80-х гг.) могли забрать в милицию для «профилактической беседы». Как вспоминает музыкант группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, за необычный вид могли задерживать по несколько раз в течение дня: «Стоит, например, у «Сайгона» (культовое место для музыкантов советского периода) человек в остроносых ботинках, черном галстуке, с выбритым затылком и челкой. Всего несколько минут – и его ведут в комсомольский оперативный штаб. Там ведутся душеспасительные беседы, мол, мы порочим образ советского человека. Потом отпускали, конечно. Было весело. Все эти встречи давали больше вдохновения для творчества».

Слишком открытое декольте или короткие шорты, серьга в ухе, рисунок на футболке могут вызвать гнев моралистов-казаков и православных фундаменталистов, которые вправе принять свои меры.

Согласно новому закону должностные лица получают право официально потребовать от гражданина прекратить антиобщественное поведение, если посчитают его таковым. Этот же закон позволяет привлекать к ответственности за «неисполнение требования, изложенного в официальном предостережении». А поскольку требование далеко не всегда исполнимо (например, сразу сменить футболку или прическу), то штрафы могут потечь рекой и стать богатым источником пополнения региональных бюджетов с соответствующим увеличением занятости, так как в каждом муниципалитете появятся штаты людей, «читающих мораль». Соответствующие службы будут выискивать на улицах «аморальных» типов и нещадно штрафовать их. Причем будут стараться делать это неофициально, как нередко гаишники, тем самым поощряя и развивая коррупцию в самых широких масштабах.

Закон не просто разрешает чиновнику читать гражданам мораль, но и дает ему право самому устанавливать порядок, как ее читать. Например, органы местного самоуправления могут вызвать по повестке  и отчитать за аморальное поведение или нарушение Правил дорожного движения. Работник ЗАГСа может вызвать гражданина для официального предупреждения о недопустимости внебрачных связей, так как они приведут к разводу и ухудшению общей статистики.

Такие пункты, как «профилактический учёт» и «профилактический надзор», позволяют прокуратуре, МВД и органам местного самоуправления собирать информацию о потенциальных правонарушителях, а также следить за тем, чтобы они в дальнейшем не нарушали законы страны. Иначе говоря, устанавливается слежка за гражданином, который чем-то не понравился чиновнику и правоохранителю. Сразу вспоминается ситуация перед Олимпиадой 1980 года, когда алкоголиков, неофициальных художников и поэтов, диссидентов отправляли за сотый километр, чтобы не мешать иностранцам наблюдать счастливую, правильную советскую жизнь.

Разумеется, этот закон выгоден МВД, поскольку развязывает правоохранителям руки. Не случайно закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» был внесен по инициативе МВД России еще в 2013 году. Сейчас мечта МВД сбылась – он принят.

А «добровольцы», которым дано право самостоятельно осуществлять «меры», несомненно, будут вовсю этим правом пользоваться, главным образом, в отношении тех, кто им не нравится – мигрантов, представителей субкультур, художников-авангардистов, «хулителей православия», «педерастов» и т.д. В конечном итоге может начаться беспредел, остановить который будет крайне сложно.

Единственная надежда, связанная с этим законом, заключается в том, что он не будет исполняться: в силу его бессмысленности и неопределенности даже правоохранители не будут знать, что с ним делать. Так, бывший сотрудник уголовного розыска Евгений Вышенков говорит: «В начале перестройки на улицах появились панки. Милиции поручили их вновь задерживать, но что дальше было делать – непонятно. Фактически комсомола уже не было, и панкам было все равно, напишут ли им в институт. При этом милиция всегда относилась к таким поручениям с раздражением и, следовательно, лишь отписывалась о проделанной работе».

Журналист и блогер Андрей Шипилов отмечает, что в документе «кроется такой адский ад, что «поправки Яровой» на его фоне кажутся детскими невинными шалостями»: «Улавливаете суть? Человек ничего не нарушил, он не совершил ничего, что позволило привлечь его хотя бы к административной ответственности. Он просто ведет себя не так, как принято, что не противозаконно. Но за это его уже могут наказать, причем наказать без суда».

Как поясняет журналист «Новой газеты» Ирина Гордиенко, «любой человек теперь может быть поставлен на профилактический учет в полиции, который раньше в основном касался только отсидевших и наркоманов и предусматривал целый комплекс слежки и контроля со стороны ментов».

Впрочем, подобная практика в отношении определенной части граждан уже давно действует. Так, выискивая террористов, задерживают людей в мечетях, проводят беседы, проверяют документы, заполняют анкеты на задержанных, снимают отпечатки пальцев, берут образцы ДНК. Процедура длится часами, многие проводят в отделениях весь остаток дня. Теперь может подойти очередь гей-клубов, мастерских богемных художников и т.п.  Так, представитель интернет-издания «47news» позвонил в один из отдаленных районов Ленинградской области и сообщил знакомому полицейскому о новом  законе  о «странных людях». Тот усмехнулся, ругнулся и ответил: «Да у нас таких через одного».

Юрист Расул Кадиев в своей статье «Российская Федерация пошла по пути исламского государства?» назвал меры, предусмотренные в новом законе, «государственным шариатом», а сам закон — «образцом разрушения общества»: «Самая известная система, в которой перемешены государственные и моральные нормы, – это Ислам, точнее Шариат, где духовный наставник (имам) может быть и судьей – кадием. Наша власть создаёт государственный шариат с изначальным кодом: «нарушение законов государства – это нарушение законов общества и морали». Но в Шариате все правонарушения жёстко градуированы, и расплывчатые формулировки типа «общепринятые нормы поведения» отсутствуют».

Трудно сказать, движется ли Россия в направлении исламского государства, но данный закон – шаг к государственно-идеологическому устройству приснопамятных времен.