Версия для печати

О предложении наказывать за дискредитацию России

28 июня 2016 г. депутат от «Справедливой России» Олег Михеев внес законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за дискредитацию России.

Парламентарий предлагает внести в гл. 29 УК РФ («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства») новую ст. 280.2 («Дискредитация Российской Федерации»). Состав преступления определен как «распространение заведомо ложных, неточных или искаженных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Российской Федерации, правовом положении граждан в Российской Федерации, дискредитирующих Российскую Федерацию или ее органы власти».

Согласно законопроекту дискредитация Российской Федерации наказывается штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

Дискредитация Российской Федерации, совершенная публично, а равно с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет),  наказывается штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

Дискредитация Российской Федерации, совершенная с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до 2 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также предполагается, что по делам о преступлениях, предусмотренных вводимой статьей, представителями Следственного комитета России должно проводиться предварительное расследование в форме предварительного следствия.

В пояснительной записке к законопроекту Михеев указывает: «Современная международная ситуация характеризуется широчайшим воздействием информационной сферы на массы – так называемая «война за взгляд на мир». Именно от «взгляда на мир» во многом зависит стабильность экономики государства, безопасность от внешней угрозы, внутренние настроения, поскольку в основе все равно лежит человек, личность, подверженные влиянию». В результате, по мнению Михеева, распространение заведомо ложной информации о России «приводит к оттоку капитала, кадров, созданию и активизации асоциальных групп граждан и прочим негативным последствиям». Отдельно депутат отмечает, что подобный состав преступления признан международным правом, поскольку присутствует в белорусском УК.

Согласно этому законопроекту всякая критика российской политики, экономики, культуры, истории, социальной жизни и всего прочего подпадает под расплывчатое определение «дискредитации России» и наказывается гигантскими штрафами. Россия в случае принятия закона становится даже не полицейским государством, а Северной Кореей.

Заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Давыдов в своем отзыве напомнил Михееву, что в России уже предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), публичные призывы к сепаратизму (ст. 280.1 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), а также за реабилитацию нацизма (ст. 354.1 УК РФ). Распространение заведомо ложной дискредитирующей информации, о которой идет речь в законопроекте Михеева, может осуществляться виновным лицом с целью совершения преступлений, уже предусмотренных этими статьями. При этом депутат не учел, что действующие нормы предполагают дифференциацию ответственности в зависимости от характера и степени общественной опасности содеянного, в т.ч. в зависимости от целей, мотивов и иных существенных обстоятельств. Статья 280.2 создаст «неопределенность сферы действия уголовно-правового запрета и в ряде случаев будет рассматриваться как привилегированная по отношению к указанным статьям (поскольку предусматривает менее строгое наказание), а в ряде случаев позволит привлекать к уголовной ответственности за малозначительные деяния».

Адвокат Игорь Трунов подчеркнул, что данная инициатива противоречит Конституции России и международным нормам права: «Непроходной и странный законопроект. Это хороший информационный повод в предвыборную кампанию». Трунов также справедливо отметил, что в СССР была ст. 190 («Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»).

Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов назвал законопроект шагом к возврату в тоталитаризм времен СССР: «Этот законопроект мне напоминает 70-ю статью Уголовного кодекса РСФСР «Об антисоветской агитации и пропаганде»». По его мнению, в УК статья об антисоветской агитации была одним из важнейших механизмов советской тоталитарной системы. Глава СПЧ с некоторой тревогой заявил: «Если возвращаться к запрету антисоветской агитации и пропаганды, пусть и в новой форме, давайте возвращаться во всем: и КПСС возвращайте, и Конституцию 77-го года, и прочее. Мы исходим из того, что с тоталитаризмом мы покончили навсегда. Надеюсь, что я в этом вопросе не ошибаюсь».

Член комитета Госдумы по информационной политике Андрей Туманов («Справедливая Россия») раскритиковал предлагаемый законопроект: «На мой взгляд, это непроходимый законопроект, ненужный, вряд ли как-то можно серьезно к нему относиться. Есть статья («Клевета»), пожалуйста, используйте, если на кого-то наклеветали». Туманов отметил, что из-за критики органов власти под действие этого закона может попасть любой: «Если теоретически подумать, что примут этот законопроект, то он будет использоваться против любых недовольных людей». По мнению Туманова, этот закон не будет способствовать укреплению государственности, как на то надеется его коллега. «Государственность укрепляется, когда государство сильное, когда люди работают, когда люди довольны, получают зарплату хорошую, с них не дерут три шкуры налогов. Тогда государство сильное», – полагает он. Туманов подчеркивает, что государственность невозможно поддерживать запрещением критики: «А просто запрещать людям рот открывать и запрещать быть недовольными – это, по-моему, не наш метод».

Даже однопартийцы Михеева неоднозначно восприняли его инициативу. Депутат от Малой Охты Алексей Плотников подчеркнул: «Мы живем в свободной стране». По его мнению, любое закручивание гаек может дать обратный результат.

Бывший эсер, а ныне член партии «Яблоко» Сергей Трошин крайне негативно относится к законопроекту о дискредитации РФ: «Этот законопроект лежит в том же русле, что и последние странные законопроекты, например «пакет Яровой», фактически создающие законодательную базу для борьбы с инакомыслием, для борьбы с теми людьми, которые думают иначе, чем генеральная линия, которую сейчас пытаются навязывать посредством СМИ. Это всё продолжение одной и той же стратегии, показатель которой – в том числе безобразное закрытие «Диалогов» в библиотеке имени Маяковского, где люди общались, высказывали разные точки зрения о ситуации в стране и городе».

Любопытно, что даже Владимир Жириновский – лидер ЛДПР, активисты которой инициировали немало странных законопроектов, – выступил с резкой критикой законопроекта Михеева. Он обрушился на Михеева, считая его деятельность показной: «Нашлись у нас некоторые депутаты, у которых совершенно стахановские показатели. Вот из «Справедливой России» Олег Михеев внес более 450 законопроектов с начала созыва. Он или вообще не живет, не спит, не ест, а только сидит и законы строчит, или это за него коллектив целого юридического НИИ должен писать, человек 100».

В разное время О.Михеев предлагал законодательно запретить кеды, балетки, туфли на шпильках, скидки на алкоголь, ввести уголовное наказание за надругательство над гимном России, запретить мат, штрафовать женатых мужчин, пользующихся услугами проституток, маркировать чипсы и газированные напитки иллюстрациями болезней, проверить компанию «Кока-Кола» на разжигание сепаратизма и многое другое. Кроме того, в 2013 г. депутата Олега Михеева лишали депутатской неприкосновенности по подозрению в мошенничестве.

Но эти обстоятельства вовсе не значат, что идеи Михеева никем не разделяются. Некоторые депутаты его поддерживают, хотя и сдержанно. Так, депутат Анатолий Кривенченко («Справедливая Россия») законопроект Олега Михеева поддержал: «Если распространяются ложные сведения, то это, безусловно, дискредитация. Распространение заведомо ложных сведений, конечно, нарушение закона. Например, введение войск Российской Федерации на территорию Донецкой и Луганской областей. Это заведомо ложные сведения, которые распространялись даже некоторыми нашими депутатами. Они знали, что их там нет, но говорили об этом. Вот за такое человек должен отвечать». 

В любом случае, даже если законопроект не будет принят, само его появление еще раз свидетельствует о неблагополучном политическом климате у нас в стране.