Версия для печати

Об инциденте в МГИМО

2 июля СМИ сообщили об инциденте в Московском государственном институте международных отношений. Охранник одного из самых престижных российских вузов помешал абитуриентке в хиджабе пройти в здание, сославшись на внутреннее распоряжение, которое запрещает пребывание в учебном заведении в мусульманских головных уборах.

«Хочет учиться  – пусть снимает хиджаб. У нас в институте в хиджабах не ходят», – сказал девушке заместитель начальника охраны.

Разговор был снят на камеру и выложен в Сеть. Старшая сестра абитуриентки Амина Шабанова обратилась к руководству вуза, чтобы узнать, действительно ли в МГИМО существует подобный запрет.

«К нам вышел зам. проректора по административным делам Сергей Шитьков. Он сообщил, что есть постановление, в котором настоятельно рекомендуется девушкам не носить головной убор, но когда мы спросили, есть ли запрет, он сказал, что запрета нет, так как он нарушил бы Конституцию РФ. При этом охранники МГИМО до моего приезда довольно грубо выгнали сестру из здания, сказав, что в хиджабе она там находиться не будет», – цитирует Амину «Life».

Позднее проректор заявил, что притеснения по национальному признаку в вузе не практикуются: «У нас светское учебное заведение, конечно, но у нас нет никаких притеснений по религиозным причинам ни мусульман, ни иудеев, ни христиан. В данной ситуации произошел конфликт на входе в университет охранника и абитуриентки, будем разбираться. В университете нет никаких ограничений и требований по поводу хиджаба. Охрану осуществляет ЧОП, будем встречаться с руководством, смотреть видеозаписи… У нас есть корпоративные рекомендации к внешнему виду учащихся, одежда должна быть чистой, не рваной, не должны в аудиториях быть в головных уборах, в том числе в платках. Охранник таким образом интерпретировал. Но если это соответствует религиозным убеждениям, является предметом религиозной идентичности, ни в одних правилах у нас запрета нет».

По словам адвоката пострадавшей Марада Мусаева, проректор МГИМО понял, что охранники «перегнули палку», и поспешил заверить родственников, что девушка может продолжать посещать курсы.

«Мы согласны с тем, что эта норма имеет силу для студентов, которые приходят в головных уборах, но из этого должно быть сделано исключение для людей, которые так поступают из-за религиозных убеждений», – указал юрист.

Между тем М.Мусаев отмечает, что инциденты на почве национальной нетерпимости в российских вузах происходят регулярно. В качестве примера адвокат привел случай с абитуриенткой Софией, пришедшей в колледж МИД РФ в сопровождении своей матери, одетой в хиджаб.

«Председатель приемной комиссии колледжа презрительно осмотрела маму Софии и велела девочке "искать другое место", – рассказывает М.Мусаев. – На недоумение матери последовал такой ответ: "Да, мы предвзяты, да, нам не нужны здесь мусульмане! Вы, конечно, можете сдать документы, но ваша дочь не поступит, это я гарантирую”».

Адвокат направил открытое письмо министру иностранных дел России Сергею Лаврову с требованием «принять меры к немедленному прекращению дискриминации граждан России по признаку их религии».

«Должностные лица вышеназванных учебных заведений вверенного Вам министерства либо не знакомы с Конституцией Российской Федерации, либо пренебрегают ею. В любом случае в названных учреждениях практикуются ограничение свободы вероисповедания и открытая дискриминация граждан России по признаку их религии», – написал М.Мусаев.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Ношение национальной одежды в российских учебных заведениях и ранее становилось поводом для дискриминации представителей этнических меньшинств».

Так, в 2013 году студентка из Дагестана Айгуль Хидирбекова была отчислена из Красноярского медуниверситета «за нарушение правил внутреннего распорядка», в соответствии с которыми не приветствовалось ношение одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность студентов. Приказ ректората был оспорен в суде. Девушка была восстановлена на третьем курсе и получила 5 тыс. рублей компенсации, а прокуратура оспорила правила внутреннего распорядка учебного заведения.

В сентябре 2014 года студентам Второго медицинского института в Москве запретили ходить на лекции в одежде, «способной оскорбить политические и религиозные чувства окружающих». Усилиями Совета муфтиев РФ был достигнут компромисс: учащимся разрешили использовать «сочетание белого шарфа и медицинской шапки, которое позволит полностью покрыть шею и голову».

Инцидент с абитуриенткой МГИМО прокомментировали в Минобрнауки.

«Любое ограничение доступа в образовательные организации высшего образования по указанным причинам недопустимо. Требования к внешнему виду студентов должны быть установлены правилами внутреннего распорядка вуза, а администрация вуза должна следить за выполнением этих требований», – сообщили в пресс-службе ведомства.

В министерстве ответили, что право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Честь вуза защитил заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО, ведущий интеллектуальной программы «Умники и умницы» Юрий Вяземский.

«Охранник просто глупец! По-другому я сказать не могу. Кроме того, что он не знает правил вуза, он не умеет разбираться в женской красоте. Я лично обожаю женщин в хиджабе! В них есть тайна, загадка, скрытая красота. А эти большие тёмные глаза из-за платка становятся ещё больше и волнительнее. Это прекрасно. Жаль, что у нас в университете так мало мусульманок в хиджабах», – отметил преподаватель.

Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов считает инцидент в МГИМО недоразумением: «Охрана не сориентировалась. По комментариям руководства вуза и министерства образования мы видим, что произошло недоразумение и надеемся, что в будущем в вузах нашей страны таких ситуаций не будет», сообщает regions.ru.