Версия для печати

К 100-летию академика Прохорова

11 июля исполнилось 100 лет со дня рождения великого российского физика Александра Михайловича Прохорова.

Александр Прохоров родился в 1916 г. в Австралии, куда бежал от преследований царского режима его отец. В 1923 году семья Прохоровых вернулась на родину.

В  1939 г. Прохоров с отличием окончил физический факультет Ленинградского государственного университета и поступил в аспирантуру Физического института Академии наук (ФИАН).

С началом войны Прохоров ушёл на фронт, сражался в пехоте и разведке, был награждён. В 1944 г. после тяжёлого ранения он был демобилизован и вернулся к научной работе.

В 1946–1982 гг. Прохоров работал в Физическом институте АН СССР, с 1954 г. возглавлял лабораторию колебаний, с 1968 г. являлся заместителем директора. В 1982 г. он был назначен директором Института общей физики АН СССР, который возглавлял до 1998 г., а затем являлся его почётным директором. Одновременно преподавал в МГУ (с 1959 г. в должности профессора) и МФТИ, где с 1971 г. заведовал кафедрой.

В 1960 г. Прохоров избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 г. – академиком. В течение двадцати лет (1973-1993) он являлся академиком-секретарём Отделения общей физики и астрономии АН СССР, был членом и советником президиума РАН.

Научные достижения Прохорова столь же необозримы, как и области его научных интересов: радиофизика, физика ускорителей, радиоспектроскопия, квантовая электроника и её приложения, нелинейная оптика. За основополагающую работу в области квантовой электроники, которая привела к созданию лазера, в 1959 г. А.М. Прохоров и Н.Г. Басов были награждены Ленинской премией, а в 1964 г. они же совместно с Ч.Х. Таунсом – Нобелевской премией по физике.

Важная часть деятельности Прохорова была посвящена и общим проблемам науки и общества. С 1969 г. Прохоров занимал должность главного редактора Большой советской энциклопедии, под его руководством вышло её третье издание, а также множество других энциклопедических словарей. В 1991 г. он возглавил создание Большого энциклопедического словаря. До последнего дня знаменитый физик работал над уникальным словарем «Отечество» – своего рода дайджестом проекта национальной энциклопедии России в 12 томах. Он был главным редактором международного журнала «Лазерная физика», членом редколлегии журнала «Поверхность: физика, химия, механика».

И конечно, как всякая крупная личность, Прохоров был человек непростым и весьма противоречивым. Он был до фанатизма предан науке и говорил: «Наука – это своего рода болезнь... Любой выдающийся результат – это не плод внезапного озарения, а результат тяжелого труда. Мы работали по 12 часов, на нас обижались жены и дети… Но что может быть увлекательнее, чем узнавать неизвестное? Наука – это своего рода болезнь. Радость открытия не проходит никогда... Ученый трудится в первую очередь для собственного удовольствия. Но он должен знать, что его работа полезна обществу. Этим наука отличается от рыбной ловли, которая тоже бывает увлекательна». Коллеги говорили о Прохорове как о невероятно трудолюбивом физике, проводившем огромное количество времени на любимой работе. Его приглашали в Америку на полный пансион – работать, читать лекции, но он отказывался.

Президент РАН Владимир Фортов вспоминает: «Среди наиболее ярких черт Александра Михайловича я бы, прежде всего, выделил его абсолютную преданность науке. Он был великий труженик, работал до самых последних дней. Стоило только начать рассказывать ему о каком-то новом явлении в науке, пусть даже далеком от его повседневных интересов, глаза его загорались, он молодел, начинал перебивать, давать свои оценки, а нередко мог ухватить и показать совершенно неожиданные грани проблемы».

Будучи выдающимся физиком, которому создавали все условия для работы, вручали самые разные награды, он был предан советской власти. Как сын революционера и преданный коммунист, Александр Прохоров не мог стерпеть, что кто-то выступает против советской власти и публикует статьи, в которых поддерживает Запад.  В 1973 г. Прохоров подписал «письмо 40 академиков» против Сахарова, а в 1983 г. Прохоров вместе с тремя коллегами подписал письмо «Когда теряют честь и совесть», в котором Андрей Сахаров был представлен как предатель СССР: «Что же он за человек, чтобы дойти до такой степени нравственного падения, ненависти к собственной стране и ее народу? В его действиях мы усматриваем также нарушение общечеловеческих норм гуманности и порядочности, обязательных, казалось бы, для каждого цивилизованного человека. Мы знаем, что Сахаров ходит в больших друзьях у тех в Америке, кто хотел бы смести с лица земли нашу страну, социализм. Эти его друзья все время поднимают шум о «трагической судьбе Сахарова». Не хотим сейчас говорить об этом беспредельном лицемерии. Нет, наше государство, наш народ более чем терпимы по отношению к этому человеку, который спокойно проживает в городе Горьком, откуда и рассылает свои человеконенавистнические творения».

Очень негативно Прохоров отнесся и к переменам 90-х годов – впрочем, не без оснований: в то время науке был нанесен серьезный удар. В одном из интервью он, в частности, сказал: «К голосу научной общественности не прислушиваются. И это невнимание порождается глубоким непониманием того, что научный потенциал хрупок, легко разрушается, восстановить неимоверно трудно, на это уйдут десятилетия. Сейчас мы проедаем задел прошлых лет, когда по многим направлениям наша наука занимала передовые позиции. Но скоро наш запас будет исчерпан. И это, конечно, отразится на авторитете России, которой без первоклассной науки грозит участь второклассной державы. Без науки никакого возрождения России не будет». Многим помнится его статья в «Известиях» под названием «Нужен ли я своей Родине». В ней академик Прохоров предсказал те изменения и испытания, которые науке в России предстояло пройти, и те опасности, которые ожидают наше общество, если науке и ученым не будет уделяться должное внимание. Он был патриотом Академии наук и делал все, чтобы укрепить ее и удержать от разного рода «виражей».

Последнее общественное выступление Прохорова было в 2001 г., когда он вместе с Николаем Басовым и еще одним нобелевским лауреатом по физике Жоресом Алферовым написал открытое письмо Владимиру Путину с призывом не топить космическую станцию «Мир». Однако его голос услышан не был.

Вместе с тем Прохоров известен тем, что отстаивал интересы науки и учеников в отношениях с партийными и государственными бонзами. Он мог дерзко ответить секретарю ЦК. Будучи лояльным власти, он был либералом в отношениях с коллегами и мог спокойно выслушивать яростную критику от молодых аспирантов. Из своего института он никого не увольнял, а в свой отдел собирал тех, кого считали склочниками, говоря, что если в коллективе склока, то виноват руководитель.

Он всячески помогал своим ученикам и сотрудникам. Академик Федор Бункин вспоминает: «В связи с закрытыми работами меня долго не выпускали за границу. Тогда он позвонил в отдел науки ЦК и поинтересовался, почему не дают выехать. Ответили: есть сведения, что товарищ Бункин любит выпить. На что Александр Михайлович ответил: «Я знаю Федора Васильевича очень хорошо и могу сказать, что он любит выпить точно так же, как и я!» После этого меня выпустили».

Подписав письмо против Сахарова, Прохоров в тяжелейшей борьбе с партийными бонзами тем не менее «продавил» в Большой советской энциклопедии статью про Сахарова: «Когда мы дошли до буквы «С» – академика А.Д. Сахарова, мне было сказано сотрудниками М.А. Суслова, что статью про него не надо включать в энциклопедию. Но я сказал – надо, потому что Сахаров – академик. Это будет нарушением традиций. Велись споры, многие были недовольны. Нам было предложено не писать, что А.Д. Сахаров – трижды Герой Социалистического Труда. Но как я мог об этом не написать, если так было в действительности. Статья все же появилась в БСЭ. Все ждали и у нас, и за рубежом – выйдет статья или нет? Вышла».

Коллеги и друзья великого физика вспоминают о нем как о веселом, доброжелательном и скромном человеке. На Нобелевскую премию он ничего себе не купил. Привез подарки сотрудникам института, множество всякой мелочевки, и весь институт гулял на эти деньги. На похоронах Прохорова в 2002 г. академик Владимир Фортов сказал: «Его очень нам сейчас не хватает – как учителя, как отзывчивого, доброго, теплого человека и как борца, который очень бы кстати был сейчас в наше непростое время».

Прохоров – один из самых почитаемых физиков в нашей стране, имеющий многочисленные награды, в т.ч. пять орденов Ленина, удостоенный звания Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии, иностранный член Чехословацкой АН.

Его именем названы институт Общей физики АН, Инженерная академия Российской Федерации, в честь него утверждена Золотая медаль имени А.М. Прохорова РАН.

В 2015 г. в Москве на пересечении Ленинского и Университетского проспектов был открыт памятник лауреату Александру Прохорову. В послании Владимира Путина Федеральному Собранию, которое зачитал в ходе церемонии открытия руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов, говорилось: «Созданные им за годы напряженной творческой деятельности фундаментальные труды и разработки в самых передовых отраслях физики поистине изменили мир, открыли грандиозные перспективы для развития новейших технологий в промышленности, здравоохранении, атомной и космической сферах». Как отметил Иванов, энтузиазм и новаторский подход академика Прохорова позволили ему сделать уникальные открытия, внедрить их в жизнь и промышленное производство: «Не все, наверное, знают, что такие вещи, как оптоволокно, лазеры в медицине, являющиеся сегодня по существу предметами повседневного пользования, были сделаны благодаря Александру Михайловичу Прохорову».

Академик Иван Щербаков, возглавляющий Институт общей физики РАН, носящий имя Прохорова, сказал, что он был и будет ученым, работы которого изменили облик мира ХХ века. А для учеников и коллег по институту Прохоров был старшим товарищем, мудрым человеком, непререкаемым авторитетом не только в науке, но и в житейских вопросах, никогда и никому не отказавшим в помощи. А институт общей физики – сам по себе памятник выдающемуся ученому.