Версия для печати

О новом учебнике истории Украины

17 июля министр образования и науки Украины Лилия Гриневич подписала приказ № 826 «Об утверждении учебных программ для 10−11 классов общеобразовательных учебных заведений». В пресс-службе министерства отметили, что «процедуру обновления также прошла программа по истории Украины».

С 1 сентября 2016 года для украинских старшеклассников вводятся новые учебники по отечественной истории. Как сообщают представители Украинского института национальной памяти (УИНП), ученики 10-11 классов будут изучать «Украинскую революцию 1917-1921 годов», «советскую оккупацию Украины», «войны советской России с Украинской Народной Республикой» и ряд политических событий, имевших место в последние годы.

«Институт в 2015 году инициировал внесение изменений в школьную программу по истории Украины для 10–11 классов. После обсуждения проект был утвержден приказом министра образования и науки», – информирует УИНП.

«В программе выделены и расширены, в частности, такие события, понятия, факты и термины: бой под Крутами; этапы трудовой и политической эмиграции; войны советской России с Украинской Народной Республикой; советская оккупация Украины; административно-территориальные изменения украинских земель на протяжении всего ХХ века; Акт восстановления Украинского государства; вклад украинского народа в победу над нацизмом во Второй мировой войне; украинцы в воинских формированиях государств Объединенных Наций», – отмечают авторы программы.

Кроме того, школьники будут изучать ряд исторических фигур и персоналий, которые «способствовали развитию Украины». Среди них – Степан Бандера, Роман Шухевич, Симон Петлюра, Евгений Коновалец и Петр Порошенко.

По данным СМИ, в раздел новейшей истории войдут параграфы «Агрессия и оккупация Крыма Российской Федерацией» и  «Антитеррористическая операция в Донбассе». Отдельно говорится о победах Украины на конкурсе «Евровидение» в 2004 и 2016 годах.

В новую школьную программу по истории вводится понятие «депортация» (имеется в виду депортация из Крыма крымских татар и других народов, а также массовые депортации этнических украинцев из Польши в 1944-1946 годах).

В министерстве образования и науки пояснили, что новая программа призвана «воссоздать историю страны без политических купюр и идейной заангажированности». В разработке учебника приняли участие представители правительственных, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Появление нового антинаучного пособия прокомментировали украинские и российские ученые и деятели культуры.

«Без конкретных цитат и годов из темы сложно понять, о чем идет речь, – размышляет о «советской оккупации» историк Андрей Светенко. – Если это касается 39-го и освободительного похода Красной армии в Западную Украину и Белоруссию, входивших в состав Польши, то тогда, с позиции украинской идентичности, они говорят об акте оккупации. Внедряется в сознание, что это была именно агрессия и оккупация. Хотя в действительности произошло воссоединение украинского и белорусского народа, возвращение исторических земель. Не секрет, что в украинском языке много расхождений с так называемыми «западенцами» и жителями Левобережной Украины. Но если они распространяют понятие «оккупация» на всю страну, то это в корне неверно. Не осуществлялось против них карательных действий, местные и центральные органы советской власти были представлены украинцами».

«Все происходит на уровне терминов, – подчеркивает историк. –  Например, сейчас на Украине ситуацию с Крымом называют «аннексией» и «агрессией», невзирая на референдум и мнение подавляющего большинства крымчан. Как можно политическую историю подать объективно? ″Без политических купюр″ – совсем неясная фраза. Путь выяснения правдивости и достоверности, на мой взгляд, ложный. Есть несколько точек зрения на одно событие. Их можно давать ученикам, чтобы они формировали свое представление о событиях тех лет. Тогда это хоть как-то можно понять».

По мнению луганского писателя Глеба Боброва, украинские власти «формируют искусственную реальность, и они это делают давно и вполне последовательно».

«Это началось не сегодня и не вчера, это началось с 1990-х годов, сразу с момента действительного образования украинского государства в 1991 году», – напоминает писатель.

«Вся украинская идентичность строится лишь на отрицании русского, – уверен Г.Бобров. – Когда Кучма дал своей книжке название ″Украина – не Россия″, он ошибся, надо было написать: ″Украина – Антироссия″. Это точно выразило бы идентичность нынешнего украинского государства, ибо главная идея интегрального украинского нацизма – это Антироссия. Если убрать из украинской национальной идеи Россию и противостояние ей, то она сдуется, как воздушный шарик… И вот чтобы эту пустоту как-то наполнить, они и формируют эту фейковую искусственную реальность. Это фейковая страна с фейковой культурой, потому она вынуждена это делать, в том числе путем формирования всяческих искусственных бредовых идеологем и перекрученных с точностью до наоборот исторических событий».

«По сути, это интеллектуальный, духовный теракт против собственной молодежи, – резюмирует Г.Бобров. – Своими антиисторическими мифами калечат души детей, подростков, молодежи…».

«Эта ситуация настолько комичная, что я вообще не знаю, как ее комментировать, – недоумевает одесский поэт и журналист Олег Губарь. – Страна непуганых идиотов? Мне не хочется оскорблять людей, потому что в Одессе масса здравомыслящих людей, сопротивляющихся таким вещам. Но это вводит в шок, и ничего не остается другого, только юмор спасает. Как сказала моя очень близкая подруга, американский крупный историк, автор монографии крупнейшей по истории Одессы: я историк, а не политик, во-первых; а во-вторых, она сказала, что в трагических ситуациях, наверно, проявляют больше всего склонности к юмору наиболее претерпевшие. К окружающему иногда надо относиться как к неизбежности, это единственная наша броня».

«Ничего удивительного, эта тенденция переписывания истории с упором на ″вечное и исконное″ противостояние Украины с Москвой уже длится лет двадцать, – напоминает доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. – В украинских учебниках и Полтавская битва именуется «поражением украинско-шведских воинов от российских царских орд». И других подобных выворачиваний истории наизнанку уже масса. При этом тщательно игнорируется, что в период советской власти территория Украины увеличилась фактически в два раза за счет Новороссии, восточных областей, Крыма, наконец... Одновременно идет методичная кампания на дискредитацию общих эпизодов истории наших стран – в том числе и победы над фашизмом».

«В предыдущий раз школьную программу по истории на Украине меняли в 2009 году. Но по сравнению с теми коррективами нынешние исправления серьезные специалисты называют тифозным бредом. Особое возмущение вызывает формулировка "советская оккупация"», — рассказывает Дмитрий Чураков, доктор исторических наук, профессор московского педагогического государственного университета.

«Умолчали украинские историки и о строительстве ДнепроГЭС – крупнейшей гидроэлектростанции в Европе того времени, которую изначально планировали построить в России. Ни слова и про Кременчугский автомобильный завод, который выпускал легендарные КРАЗы. А ведь построить его сначала планировали под Ярославлем. Россия в ущерб себе делала из аграрной Украины индустриальную страну. И таких примеров можно привести массу…», — сетует Вячеслав Никонов, председатель комитета Государственной Думы РФ по образованию, сообщает www.vesti.ru.