Версия для печати

О заявлении Исмаила Бердиева

17 августа председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, комментируя исследование правозащитной организации «Правовая инициатива по России» на тему «Производство калечащих операций на половых органах у девочек», выступил с предложением, поражающим абсурдностью и жестокостью. «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась», – заявил священнослужитель корреспонденту информагентства «Интерфакс», добавив, что подобная процедура до сих пор имеет место в некоторых населенных пунктах Дагестана.

И.Бердиев уточнил, что ислам предписывает только обрезание мужчин, однако, по его мнению, распространение такой практики «на всех женщин» могло бы благотворно отразиться на морально-этической ситуации в мире.

«Необходимо снизить сексуальность женщин, – предложил муфтий. –  Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо. Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала. А это (обрезание) не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше».

Высказывания И.Бердиева вызвали шквал критики со стороны общественности, правозащитников и медиков. Муфтий был вынужден оправдываться: «Я не призываю обрезать женщин: это не предписывает ислам, и это просто невозможно. Я говорю о проблеме разврата, о том, что существует проблема, с которой нужно что-то делать».

Уже известно, что проблема в Дагестане станет предметом прокурорской проверки. Ее инициатором явился Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

По словам главы СПЧ М.Федотова, Совет намерен проанализировать «деликатную проблему» со специалистами и адекватно отреагировать на решение надзорного ведомства.

«Мы договорились, что будем эту тему обсуждать с прокуратурой, с Минздравом, психологами, с представителями Минобразования, но не в общественном пространстве, чтобы тему не раздувать», — добавил он.

Член СПЧ Николай Сванидзе  охарактеризовал предложение И.Бердиева как «средневековое мракобесие».

«Ну, тогда уж самое лучшее лекарство от разврата – головы рубить, – заметил журналист. – Если бы это сказало не духовное лицо, то это бы подлежало уголовному преследованию».

В соответствии с отчетом старшего юриста организации «Правовая инициатива по России» Юлии Антоновой и президента центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова наибольшее распространение практика женского обрезания получила среди аварцев и других малочисленных народов Дагестана. Жестокий обряд преследует цель подготовить девочку к роли жены. При этом операция не имеет единого стандарта и часто совершается втайне.

«Калечащие операции на женских половых органах – страшная, дикая, вредоносная, извращенная практика по частичному или полному удалению наружных женских гениталий, нанесению других травм женским половым органам по немедицинским основаниям. Проведение подобных операций признается нарушением прав женщин и девочек на международном уровне, так как представляет собой крайнюю форму дискриминации и насилия. Они нарушают их права на здоровье, безопасность и физическую неприкосновенность, право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, а также право на жизнь в случае, когда эти операции приводят к смерти», – подчеркивается в докладе.

Унизительную традицию резко осудил российский Минздрав.

«В настоящее время международное медицинское сообщество сходится во мнении, что так называемое женское обрезание является калечащей практикой и не несет ничего положительного», — сообщает пресс-служба ведомства.

Авторы заявления напоминают, что резолюцию о необходимости полного запрета женского обрезания в 2008 году приняла Всемирная ассамблея здравоохранения, а спустя 5 лет – Генеральная ассамблея ООН.

«Это тренд, поддерживающий мракобесие, – уверен президент Национального института сексологии, доктор медицинских наук Лев Щеглов. – Я говорю о призывах делать девочкам такие тяжелые, кровавые и болезненные процедуры. Я уверен, что в нашем обществе это не смогут сделать обязательным, а значит, будут способствовать тому, чтобы это делалось в полутайне. В результате возрастет риск инфицирования, уровень инвалидизации».

«Успокаивает одно: в исламе эта процедура не является необходимой. Это действительно можно назвать больше мракобесием», — отмечает врач.

Важное заявление в связи с «инициативой» своего коллеги сделал первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов («Интерфакс-Религия»): «Женское обрезание – доисламская традиция, которая была присуща не только арабскому миру, но и другим цивилизациям, не соприкасающимся с семитским миром. Можно с уверенностью сказать, что женское обрезание, скорее, этническая традиция, в основном присуща африканским народам, возможно, имевшая какие-то ритуальные обоснования, являющиеся совершенно чуждыми исламской идеологии».

«Говоря о хадисах Пророка (мир ему), в которых упоминается женское обрезание, они не имеют достоверного статуса, что, соответственно, не позволяет их использовать в качестве довода. Что касается того, что женское обрезание способствует укрощению плотской страсти, то это утверждение не имеет под собой никакого доказательства и зависит напрямую от морально-нравственных ориентиров, закладывающихся в семье и здоровом обществе», – рассказал муфтий.

«Всевышний запрещает совершать какие-либо увечья своему телу», – подчеркнул Рушан Аббясов.

Ранее выступление И.Бердиева прокомментировал глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. Он заявил, что обрезание женщин не решит проблему разврата.

«Верующего человека окружает огромное количество соблазнов. Это соблазны именно для верующего человека, потому что для неверующего человека это не соблазны, это данность жизни, – отметил он. – Уничтожить распущенность вокруг нас – не в наших силах. В наших силах – освятить место вокруг себя для того, чтобы для распущенности просто не осталось места».

«Честь женщины – внутри, истинная красота, истинное величие, не кричащее, не общедоступное, и со времен царя Соломона и царя Давида в этом смысле ничего не изменилось»,  – сказал Борух Горин.

Все операции по обрезанию девочек в России являются незаконными, поскольку в медицинском законодательстве нет положений, регламентирующих подобные манипуляции. Об этом заявил ТАСС председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.

«Ни один нормативный документ Минздрава не регламентирует проведение подобных операций. Люди, которые проводят такие увечащие операции в подпольных условиях, должны привлекаться к уголовной ответственности. Я считаю, что государственные органы, прежде всего прокуратура, должны дать правовую оценку..., а также проверить факты нарушения медицинского законодательства на Северном Кавказе», - сказал Слепак.

Как отметил президент Лиги защитников пациентов, член экспертного совета при правительстве РФ Александр Саверский, родители, допускающие операции по обрезанию своих дочерей, могут быть лишены родительских прав.

«Это причинение вреда, которое в отношении несовершеннолетних допускается только с разрешения родителей, а дальше может возникать вопрос лишения родительских прав. После совершеннолетия девушка решает сама - причинять себе вред или нет», - сказал Саверский ТАСС. Он добавил, что к адвокатам Лиги защитников пациентов обращения в связи с обрезанием не поступали.

В свою очередь врачи-гинекологи научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Минздрава России отметили, что операция по обрезанию может повлечь за собой осложнения при родах.

Глава фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", член Попечительского совета при правительстве РФ Елена Альшанская считает необходимым ограничивать в правах не родителей, а общественных и религиозных деятелей, которые вводят родителей в заблуждение.

«Родители, причинившие такое тяжелое увечье здоровью своих детей, были введены в заблуждение и относительно безопасности для здоровья, и традиционности подобных практик. Насколько мне известно, традиционный ислам совсем не приветствует женское обрезание. Это горе в жизни таких девочек может привести к тяжким последствиям для здоровья», - сказала Альшанская.

По ее словам, главный вопрос - к руководству регионов, где есть факты таких операций. Альшанская отметила, что надо «провести соответствующую серьезную просветительскую работу, вскрыть те точки, где проводилось медицинское вмешательство без достаточных оснований и, скорее всего, в опасных и нестерильных условиях». «И закрыть навсегда такую возможность. В дальнейшем строго наказывая тех, кто участвует в реализации этой незаконной медицинской деятельности или призывает родителей наносить увечья своим детям», - добавила она, сообщает ТАСС.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В конце августа-начале сентября планирую встречу с руководством Дагестана, чтобы обсудить помимо прочих и данную проблему. Я считаю, ее корни кроются в радикализации части мусульман в Республике. Печально, что духовный лидер призывал прибегать к столь диким, жестоким, архаичным обрядам, калечащим девочек и женщин. Подобные меры официально запрещены в ряде стран. Считаю, что Межрелигиозный Совет России должен дать оценку данной ситуации, которая вызвала крайне болезненную реакцию общества».

В Госдуме предложили ввести уголовную ответственность за обрезание женщин